Автор: Юшина Вера Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5
Населённый пункт: Задонск
Наименование материала: Космическая лаборатория
Тема: Конспект занятия
Дата публикации: 05.11.2025
Раздел: дошкольное образование
Конспект
ООД по поисково – экспериментальной
деятельности «Космическая лаборато-
рия» старшая группа.
Участника конкурса Воспитатель года 2025: Юшиной В.В
Цель: уточнять и расширять представления детей о космосе
через проведение опытов.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: уточнить представление детей о космо-
се, планетах, звездах, проявлять активный познавательный
интерес.
Развивающие: развивать мыслительную и речевую деятель-
ность, зрительную память, воображение, способность иссле-
довать, наблюдать.
Воспитательные: воспитывать активность, инициатив-
ность, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор,
ноутбук, конверты, фонари, зонт, подушки, музыка о космо-
се, светопроектор, стол с песком, мячики, магниты, слайды
с изображением Луны, Земли, Звёздное небо, Вселенная, су-
вениры, набор для опытов «Планетарий», картинки «Прави-
ла поведения в лаборатории».
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите ко мне по-
ближе. Ребята, а вы любите чудеса? И я их очень люблю.
Хотите увидеть чудо? Тогда рассаживайтесь поудобнее, за-
кройте глазки. Раз, два, три, смотри! (Раскрываю зонт,
включаю кольцо).
Воспитатель: Давным, давно, миллионы лет тому назад,
когда люди жили в пещерах, они каждую ночь смотрели на
небо и удивлялись, над их головами сверкали яркие точки.
К утру точки исчезали, чтобы вновь появиться ночью. Поче-
му это происходит – люди не понимали. Но прошли тысячи
лет, и на многие вопросы нашлись ответы. Люди открыли
космос, узнали о многих явлениях, которые там происходят,
и оказалось, что для того, чтобы всё это изучать не обяза-
тельно туда лететь, можно за всеми небесными телами на-
блюдать в телескоп из космической лаборатории.
Сегодня, я хочу вас пригласить в такую лабораторию. Но
сначала, давайте познакомимся. Меня зовут Вера Викторов-
на, как вас зовут я уже, увидела, буду смотреть и вас назы-
вать. Но прежде, чем приступить к работе, я хочу у вас
спросить, вы знаете, как вести себя в лаборатории? Вот по-
смотрите, у нас лежат много карточек с правилами поведе-
ния. Давайте вы выберите себе по карточке и расскажете,
что можно и что нельзя делать в лаборатории. (Дети
рассматривают карточки, отвечают, прикрепляют к моль-
берту) Молодцы! Всё правильно ответили, и я могу допу-
стить вас в лабораторию. Сейчас я выдам вам удостовере-
ния, и мы пойдём в первый зал нашей космической лабора-
тории.
Опыт «Звёзды светят постоянно»
Воспитатель:
Проходите. Рассаживайтесь. Ребята, когда
мы с вами сидели под зонтиком и любовались красивыми
точками, что они вам напоминали, на что они были похожи?
(На звёзды). А вы знаете, что такое звёзды? А почему они
светят ночью, а днём их не видно? Хотите знать?
Воспитатель: Ребята, приступаем. Возьмите карточку с от-
верстиями, вложите её в конверт, включите фонарик, отве-
дите его от конверта, посветите им на обращённую к вам
сторону, что видите? (Ничего). А теперь посветите с обрат-
ной стороны. Что видите, – яркие отверстия. Тоже самое
происходит со звёздами. Днём звёзды тоже светят, но они
не видны. Почему? Правильно, потому что небо на столько
яркое, что звёзды не видны. Поэтому, когда лучше на них
смотреть? Конечно ночью.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что ещё там вверху, во
вселенной? (Ответы детей).
Хотите посмотреть в телескоп? Вдруг увидите что-нибудь
интересное. (Смотрят в телескоп, на экране луна). Вы знае-
те, что это? (Луна). Конечно, видите вечерами, да? Ребята, а
если повнимательнее приглядеться, мы увидим, что Луна не
ровная, на ней какие-то ямки, лунки, впадины. Как вы дума-
ете, от чего это бывает? Хотите узнать? Давайте пройдёт в
следующий зал нашей лаборатории, попробуем разгадать
тайну этого явления.
Опыт «Кратеры»
(Подходим к столу с песком)
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что это лунная
пыль. У меня есть вот такие разные мячики, попробуем их
бросить в нашу лунную пыль, а теперь аккуратно их возь-
мите, посмотрите, что же остаётся на поверхности? Вот эти
ямки и углубления. Может быть кто-нибудь знает, как они
называются? (Кратеры). А образуются они от того, что Луна
не защищена оболочкой и об неё с огромной скоростью
бьются метеориты, обломки планет, оставляя вот такие кра-
теры.
Воспитатель: Ребята, работа в лаборатории требует много
сил и знаний, я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Созвездия»
Над Землёю ночью поздней – руки вверх, в стороны, вниз.
Только руку протяни, - потянулись, руки вверх.
Ты ухватишься за звёзды: - руки в кулачки сжимать.
Рядом кажутся они. – руки перед глазами.
Можно взять перо Павлина, - ноги вместе, руки вверх, кача-
ются.
Тронуть стрелки на Часах, - руки машут: тик – так.
Покататься на Дельфине, - присесть, руки вперёд.
Покататься на Весах. – ноги на ширине плеч, руки в сторо-
ны, качаются.
Над Землёю ночью поздней, - руки вниз, поднять голову
вверх.
Если бросить в небо взгляд, - потянулись вверх, руки вверх.
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. – руками берём созвездия.
Воспитатель: Отдохнули, продолжим путешествие по кос-
мической лаборатории. Кто ещё хочет посмотреть в теле-
скоп, что увидели, знаете, как называется эта планета? (Зем-
ля). Какого цвета больше всего на ней, почему? Да, её так и
называют – голубая, а что ещё есть на ней? Ребята вы сказа-
ли, что на нашей планете есть и леса, и поля, и моря, и мы с
вами ходим по земле. Почему же с неё ничего не падает?
Опыт с магнитами.
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем прыгнуть. Мы
приземлились обратно. Почему не упали, не улетели в кос-
мос? Сейчас мы это узнаем. У каждого из вас есть магнит.
Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего сосе-
да. Посмотрим, что будет.
Дети - Наши магниты то притягиваются, то отталкиваются.
Воспитатель:Верно. Это происходит из-за полюсов магни-
тов. С одной стороны, «северный» полюс, с другой «юж-
ный». Когда мы соединяем магниты разными полюсами,
они начинают дружить. А если одинаковыми сторонами, то
они убегают друг от друга. Точно также у Нашей Земли. У
планеты есть полюса, воздействуют друг на друга и создают
магнитное поле Земли, поэтому Земля притягивает все
предметы. Если бы этого не было, мы с вами парили бы в
космосе. Молодцы.
Воспитатель: Вам понравилось в моей лаборатории? Что
было вам интересно? Понравилось изучать космос? Мне то-
же было с вами очень интересно, и я хочу на память пода-
рить вам эти планеты, вы их в группе раскрасите, и будете
продолжать изучать вселенную. Обещаете? Ну тогда до сви-
дания!