Напоминание

«Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР»


Автор: Новикова Ирина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №376
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР»
Дата публикации: 05.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Особенности развития познавательных

процессов у детей с ЗПР»

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся

в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации

особых условий при их воспитании и обучении.

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР

1. Особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация,

избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического

развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.

2. Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность

знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия.

Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен

его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в

узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых

(зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов.

3.Память. Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема

памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность

непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное

преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной

памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом

запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие

задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из

текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна

неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

4. Мышление. Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций

и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается

подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность

способности к творческому созданию новых образов. Особенности

мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития

дошкольного возраста:

- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,

- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,

- отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить

перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.),

- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,

- несформированность умственных операций анализа, синтеза,

абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом

дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни

свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним

словом».

- у дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально

развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление:

дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят

процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным

признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам,

затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании

целого из частей и выделение частей из целого, трудности в

пространственном оперировании образами.

- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.

5. Речь. Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения,

недостатки фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный

характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается

с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий

уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность

произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их

неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован

фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются трудности в

понимании сложных инструкций.

Дети с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены в

специализированные сады или группы компенсирующей направленности для

детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

Основной целью коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с

ЗПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания,

восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций

познавательной активности каждого ребенка.

Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех

специалистов ДОУ к изучению, обучению и воспитанию детей с ЗПР.

Деятельность в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с

задержкой психического развития специалист должен осуществлять на

основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов данного

процесса.

Учитель-дефектолог Новикова И.А.



В раздел образования