Автор: Новикова Ирина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №376
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР»
Дата публикации: 05.11.2025
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Особенности развития познавательных
процессов у детей с ЗПР»
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся
в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации
особых условий при их воспитании и обучении.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
1. Особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация,
избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического
развития характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.
2. Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность
знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия.
Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен: снижен
его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в
узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых
(зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов.
3.Память. Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема
памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность
непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное
преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной
памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом
запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие
задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из
текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна
неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
4. Мышление. Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций
и оказание некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается
подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность
способности к творческому созданию новых образов. Особенности
мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития
дошкольного возраста:
- низкая познавательная активность, слабость мыслительных процессов,
- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,
- отсутствие познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить
перед собой определенную цель познавательного характера и т.д.),
- нарушение динамических сторон мыслительных процессов,
- несформированность умственных операций анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом
дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни
свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним
словом».
- у дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально
развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление:
дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят
процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным
признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам,
затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании
целого из частей и выделение частей из целого, трудности в
пространственном оперировании образами.
- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных операций.
5. Речь. Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения,
недостатки фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный
характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается
с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий
уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность
произношения обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их
неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован
фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются трудности в
понимании сложных инструкций.
Дети с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены в
специализированные сады или группы компенсирующей направленности для
детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
Основной целью коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с
ЗПР является формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания,
восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций
познавательной активности каждого ребенка.
Компенсация нарушений возможна при комплексном подходе всех
специалистов ДОУ к изучению, обучению и воспитанию детей с ЗПР.
Деятельность в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с
задержкой психического развития специалист должен осуществлять на
основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов данного
процесса.
Учитель-дефектолог Новикова И.А.