Напоминание

"Русская изба"


Автор: Шашина Алена Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ 27/2 "Сэсэг"
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Русская изба"
Дата публикации: 05.12.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 27 «СЭСЭГ» г. Улан-Удэ

670023, г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова 3, тел/факс: 22-54-77

Методическая разработка «Русская изба»

Подготовительная группа № 13

Срок реализации 16.02.23

Воспитатель: Шашина А.И

13 группа

Улан-Удэ

2023

Методическая разработка в подготовительной

группе

«Русская изба»

Цель:

познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к

народным традициям и обычаям.

Задачи:

познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта

(печь, прялка, люлька и т.д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там

находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;

развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и

красоту;

обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа,

расширять кругозор детей.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады

видеть вас у себя в гостях!

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти иллюстрации внимательно. Скажите, на какой

из них изображена городская улица?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: А эта улица где находится (показывает деревенскую улицу)

Воспитатель: Чем же она отличается от городской?

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и

непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и

набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом?

(из дерева).-А из какого дерева? (высказывания детей)

Воспитатель: Из лиственницы.

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как

камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а

нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет

смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ.

Эти дома обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.

Воспитатель: А знаете, почему дорога между домами

называется «улицей»(высказывания детей)

Воспитатель: Люди, строя дом, называли его родным, родимым, оживляли его и ту

стену избы, которая выходила на улицу (показ, называли «лицом». Дорога проходила

у «лица» избы, отсюда и название - улица. Дети, если эта стена избы (показывает)-

её «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Правильно, глазами дома или ласково- оконцами. Их украшали

наличниками (показать, т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали оконца-

глаза ставнями и весь дом погружался в сон.

Воспитатель: В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему?

-Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось

на входе кланяться, а не то шишку можно набить.

Воспитатель: Ребята , как вы думаете ,что в избе было самым главным? Отгадайте

загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили

одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает

растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Из мебели в избе были стол да лавки, поэтому хозяин здесь работал и

спал. А это место напротив дверей – красный (красивый) угол, где висели иконы,

украшенные вышитыми полотенцами. Под иконами стоял обеденный стол, лавки.

Вдоль стен- полки, где разложены вещи хозяев избы. С другой стороны двери, слева,

стояла печь, здесь царствовала хозяйка. Дети играли тоже на лавках. Давайте тоже

поиграем в «Жмурки».

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей

избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с

пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного

покоя.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из

чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не

бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен

другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со

щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из

дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили

«Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было

играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Дети под народную музыку играют на ложках.

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него ... .

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше

засыпали в утюг? (угли)

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или

ткали полотно и шили одежду.

Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними

вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли

полотенца (показ рушников), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались

половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(показ половицы)

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили.

Давайте встанем в круг и поиграем в русскую народную игру

«Бабка Ёжка».

По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка.

В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит: — У меня нога болит.

Пошла она на улицу — Раздавила курицу.

Пошла на базар — Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К

кому прикоснется — тот и замирает

.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем

занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет

речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Глиняная посуда для молока (Крынка)

9) Украшает пол в избе (коврик, половица)

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась

Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к нам в гости я угощаю вас

пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания



В раздел образования