Напоминание

Управление качеством дошкольного образования через развитие внутренней системы оценки: роль руководителя ДОО


Автор: Кокаева Эльмира Тимофеевна
Должность: заведующая МБДОУ детский сад № 180
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 180
Населённый пункт: РСО-Алания г. Владикавказ
Наименование материала: Управление качеством дошкольного образования через развитие внутренней системы оценки: роль руководителя ДОО
Тема: Управление качеством дошкольного образования через развитие внутренней системы оценки: роль руководителя ДОО
Дата публикации: 05.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление качеством дошкольного образования через развитие внутренней системы оценки:

роль руководителя ДОО

Аннотация. В статье раскрывается роль руководителя дошкольной образовательной организации

(ДОО) в построении и функционировании внутренней системы оценки качества образования

(ВСОКО). Представлены адаптированные модели оценочных процедур для дошкольного уровня,

алгоритмы их внедрения и критерии эффективности. Обоснована необходимость системного

подхода к управлению качеством дошкольного образования на основе данных внутренней оценки.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, внутренняя система оценки качества

образования (ВСОКО), управленческие компетенции руководителя ДОО, оценочные процедуры,

критерии оценки, ФГОС ДО.

Введение

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(ст. 28, п. 13) каждая образовательная организация обязана обеспечить функционирование ВСОКО.

Для дошкольных организаций это особенно актуально в связи с:

спецификой дошкольного возраста (недопустимость формальной аттестации детей);

необходимостью оценки развивающей среды, а не только образовательных результатов;

важностью учёта мнения родителей как ключевых партнёров.

Актуальность темы обусловлена:

требованиями ФГОС ДО к комплексной оценке качества образования;

необходимостью принятия обоснованных управленческих решений на основе объективных

данных;

потребностью в гармонизации внутренней и внешней систем оценки качества.

Цель статьи — раскрыть механизмы построения валидных оценочных процедур в рамках ВСОКО

для ДОО и определить ключевые компетенции руководителя в этом процессе.

Теоретические основы ВСОКО в дошкольном образовании

Внутренняя система оценки качества дошкольного образования — это целостный механизм сбора,

анализа и использования информации о:

качестве условий реализации образовательной программы (материально-техническая база,

предметно-пространственная среда);

качестве образовательного процесса (содержание, формы, методы работы с детьми);

динамике развития воспитанников (в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО);

уровне удовлетворённости родителей и педагогов.

Принципы функционирования ВСОКО в ДОО:

гуманистическая направленность (приоритет развития ребёнка над контролем);

системность и непрерывность оценивания;

прозрачность процедур для всех участников образовательных отношений;

критериальность (чёткость индикаторов оценки);

рефлексивность (возможность самоанализа педагогов);

учёт возрастных особенностей (недопустимость стандартизированных испытаний).

Роль руководителя ДОО в построении ВСОКО

Руководитель дошкольной организации выступает ключевым агентом изменений, выполняя

следующие функции:

1.

Стратегическая — определение целей оценки в соответствии с программой развития ДОО и

требованиями ФГОС ДО.

2.

Нормативно-правовая — разработка локальных актов (Положение о ВСОКО, графики

мониторингов, формы отчётности).

3.

Методическая — обеспечение педагогов инструментами оценки и критериями

интерпретации данных (с учётом специфики дошкольного возраста).

4.

Мотивационная — создание среды, где оценка воспринимается как ресурс развития, а не как

контроль.

5.

Аналитическая — интерпретация результатов для принятия управленческих решений

(кадровые перестановки, закупка оборудования, корректировка программы).

Практические модели построения оценочных процедур для ДОО

Модель 1. Циклический мониторинг качества дошкольного образования

Этапы реализации:

1.

Подготовительный (август):

o

утверждение плана ВСОКО на учебный год;

o

распределение зон ответственности среди управленческой команды;

o

обучение педагогов методам наблюдения и фиксации динамики развития детей.

2.

Диагностический (сентябрь–октябрь):

o

оценка готовности групп к учебному году (среды, документации);

o

анкетирование педагогов о профессиональных затруднениях;

o

опрос родителей об ожиданиях от ДОО.

3.

Коррекционный (ноябрь–апрель):

o

разработка индивидуальных маршрутов повышения квалификации педагогов;

o

корректировка рабочих программ на основе данных мониторинга;

o

закупка оборудования для развивающей среды.

4.

Итоговый (май–июнь):

o

анализ динамики развития воспитанников (по целевым ориентирам ФГОС ДО);

o

подготовка отчёта о самообследовании ДОО.

Инструменты: чек-листы готовности групп, карты развития детей, электронные базы данных,

анкеты для родителей.

Модель 2. Оценка профессиональной компетентности педагогов ДОО

Критерии оценки:

знание возрастных особенностей дошкольников;

владение методами развивающего взаимодействия;

умение создавать и обогащать предметно-пространственную среду;

ИКТ-компетенции (использование цифровых ресурсов в работе с детьми и родителями);

вовлечённость в инновационную деятельность (проекты, мастер-классы).

Процедуры:

взаимопосещение занятий с последующей рефлексией;

защита педагогических проектов (например, «Развивающая среда группы»);

портфолио достижений (за 3 года).

Роль руководителя: организация наставничества, обеспечение доступа к курсам повышения

квалификации по дошкольной педагогике.

Модель 3. Оценка удовлетворённости участников образовательных отношений

Методы сбора данных:

анонимные онлайн-анкеты для родителей (2 раза в год);

родительские собрания с элементами обратной связи;

фокус-группы с педагогами;

«Ящик предложений» для родителей.

Показатели:

уровень комфорта ребёнка в ДОО;

доверие к воспитателям и администрации;

готовность к сотрудничеству в образовательных проектах.

Действия руководителя: публичное обсуждение результатов, разработка плана улучшения

микроклимата, информирование родителей о принятых мерах.

Алгоритм внедрения ВСОКО в ДОО

1.

Анализ стартовой ситуации:

o

аудит существующих оценочных практик;

o

выявление «узких мест» (например, отсутствие единых критериев оценки

развивающей среды).

2.

Проектирование системы:

o

формирование рабочей группы (заместитель по УВР, старший воспитатель,

представители родительских комитетов);

o

разработка «дорожной карты» внедрения.

3.

Пилотное тестирование:

o

апробация инструментов на одной возрастной группе;

o

сбор обратной связи от педагогов и родителей.

4.

Масштабирование:

o

тиражирование успешных практик на все группы;

o

интеграция ВСОКО в систему внутрисадовского контроля.

5.

Рефлексия и коррекция:

o

ежегодный аудит эффективности ВСОКО;

o

внесение изменений в локальные акты.

Критерии эффективности ВСОКО в ДОО

Для руководителя:

снижение количества конфликтных ситуаций с родителями;

рост доли педагогов, вовлечённых в экспертную деятельность;

повышение объективности оценки динамики развития детей.

Для воспитанников:

позитивная динамика по целевым ориентирам ФГОС ДО (социально-коммуникативное,

познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие);

развитие навыков игровой деятельности и сотрудничества.

Для организации:

соответствие требованиям аккредитационных показателей;

укрепление репутации ДОО в микрорайоне;

успешное прохождение внешних проверок.

Выводы

Эффективное управление качеством дошкольного образования через ВСОКО требует от

руководителя:

системного видения процессов оценки с учётом специфики дошкольного возраста;

готовности к диалогу с педагогическим коллективом и родителями;

владения методами анализа качественных и количественных данных;

умения трансформировать результаты оценки в управленческие решения (кадровые,

материально-технические, программные).

Перспективы исследования связаны с:

разработкой цифровых платформ для автоматизации ВСОКО в ДОО;

изучением влияния оценки на мотивацию педагогов дошкольного образования;

созданием унифицированных инструментов оценки развивающей

предметно-пространственной среды.

Список литературы

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга

системы образования».

4.

Методические рекомендации по формированию ВСОКО (Минобрнауки РФ, 2023).

5.

Веракса Н. Е., Гуторова М. Ф. Планирование образовательной деятельности в ДОО. — М.:

Мозаика-Синтез, 2022.

6.

Крылова Н. Б. Оценка качества дошкольного образования: методическое пособие. — СПб.:

Детство-Пресс, 2021.

Сведения об авторе

Кокаева Эльмира Тимофеевна, заведующий МБДОУ детский сад № 180.



В раздел образования