Напоминание

Применение методики адвент-календаря в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)


Авторы: Колчина Мария Константиновна, Мария Константиновна Колчина
Должность: Учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №242 "Ёлочка"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Применение методики адвент-календаря в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)
Дата публикации: 05.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Колчина М.К.

Учитель логопед

МАДОУ д/с №242 «Ёлочка»

Применение методики адвент-календаря в работе с детьми дошкольного возраста

с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования адвент-календаря как

эффективного педагогического инструмента для развития речи, коммуникативных

навыков и эмоциональной сферы детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Представлены методические подходы к адаптации адвент-календаря для

коррекционно-развивающей работы, а также примеры заданий и рекомендации по

организации деятельности в условиях дошкольной образовательной организации и

семьи.

Введение

Современная коррекционно-педагогическая практика нуждается в методах,

сочетающих структурированность, эмоциональную привлекательность и возможность

ежедневной обработки небольших речевых и когнитивных задач. Одним из таких

инструментов становится адвент-календарь — традиционно праздничный атрибут,

который в педагогике успешно трансформируется в технологию постепенного,

пошагового развития.

Для детей с ТНР адвент-календарь представляет особую ценность: он создаёт

благоприятный эмоциональный фон, способствует повышению мотивации и позволяет

организовать систематическую, но ненавязчивую работу над речевыми функциями.

Теоретические основания использования адвент-календаря в коррекционной

работе

1. Принцип последовательности и малых шагов

2. Эмоциональная насыщенность и мотивация

3. Интеграция разнообразных видов деятельности

4. Работа с визуальными средствами

Особенности адаптации адвент-календаря для детей с ТНР

1. Краткость и наглядность инструкций

2. Моделирование речевых образцов

3. Опора на сенсорность и моторное действие

4. Предсказуемая структура занятия

5. Поддерживающая коммуникация

Примеры заданий адвент-календаря

1. Артикуляционные игры

«Снежный ветер» — ребёнок дуёт на ватную «снежинку», одновременно

проговаривая заданный звук (С, Ш, Ж).

«Разбудим снеговика» — показать разные «эмоции» губами: улыбка, трубочка,

хоботок, широкий рот.

2. Лексико-грамматические задания

«У Деда Мороза потерялись подарки» — ребёнок описывает предмет (цвет,

размер, форма), чтобы «найти», чей он.

«Укрась ёлку» — ребёнок должен выбирать украшения по инструкции:

«Повесь большой красный шар»,

«Найди маленькую звезду».

«Зимние пары» — игра «что к чему относится»: варежки — рукам, шарф —

шее, санки — снегу.

3. Развитие фонематического слуха

«Снежные шаги» — взрослый издаёт звуки ступенек, льда, снега; ребёнок

угадывает.

«Подарок на звук» — ребёнок выбирает предметы, начинающиеся на заданный

звук (С — санки, снег; М — мишка, мешок).

4. Развитие связной речи

«История из окошка» — ребёнку показывают мини-картинку, и он составляет

короткий рассказ: кто, что делает, где, зачем.

«Помоги Снеговику» — ответы на вопросы педагога:

«Что произошло?», «Кто пришёл на помощь?», «Что было дальше?».

5. Сенсорные задания

«Снежный мешочек» — ребёнок на ощупь определяет мягкое/твёрдое,

тёплое/холодное.

«Волшебный снег» — игры с содово-крахмальным снегом: лепка,

пересыпание, придуманный сюжет.

6. Мелкая моторика

«Заморозь капельки» — прищепки-«льдинки», которые нужно прикрепить на

картинку.

«Нанизай гирлянду» — бусины + верёвочка (крупные, безопасные),

моделирование цветовых последовательностей.

7. Социально-эмоциональное развитие

«Чья эмоция?» — карточки с эмоциями снеговичков: ребёнок выбирает свою

текущую эмоцию.

«Подарки друзьям» — ребёнок выбирает, кому подарит символический

подарок и почему.

«Зимняя помощь» — обсуждение: как можно помочь другу, который замёрз

или устал.

Роль семьи в реализации методики адвент-календаря

Семейное участие является ключевым элементом успешного применения адвент-

календаря при работе с детьми с ТНР. Благодаря регулярной поддержке дома ребёнок

закрепляет навыки, полученные на занятиях с педагогом, и переносит их в

повседневное общение.

1. Ежедневное речевое взаимодействие

Родителям рекомендуется уделять 10–15 минут выполнению задания дня:

обсуждать, что изображено на картинке,

задавать простые вопросы,

моделировать речевые образцы,

отмечать любые попытки самостоятельной речи.

Это формирует устойчивый речевой ритуал.

2. Создание эмоционально поддерживающей атмосферы

Совместное открытие «окошка» превращается в семейный ритуал, который:

снижает тревожность ребёнка,

повышает мотивацию говорить,

формирует позитивное отношение к занятиям.

3. Поддержка коммуникации в повседневных ситуациях

Родители могут использовать элементы адвент-методики:

дома — в быту (назови предмет, попроси помощь, опиши действие),

в игре — сопровождая действия простыми фразами,

на прогулке — обозначая эмоции, события, находки.

4. Закрепление моторных и сенсорных навыков

Выполняя небольшие задания (наклейки, переложение крупы, лепка), родители

помогают улучшать моторику — важную для речи.

5. Совместная рефлексия

В конце дня можно задать 2–3 мини-вопроса:

«Что тебе понравилось сегодня?»

«Что было самым интересным?»

«Что нам поможет завтра?»

Это развивает связную речь и умение выражать эмоции.

6. Непрерывность коррекционного процесса

Регулярное участие семьи позволяет:

закреплять навыки,

предотвращать регресс,

повышать эффективность логопедической работы.

Педагогические результаты применения адвент-календаря

— развитие словаря и грамматических конструкций

— увеличение речевой инициативы

— повышение интереса к занятиям

— улучшение фонематического восприятия

— формирование связной речи

— укрепление навыков следования инструкции

— снижение тревожности

Заключение

Методика адвент-календаря является современным и эффективным инструментом

коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

Список литературы

1. Яковлева Н. Н. Интерактивные технологии коррекции речевых нарушений у детей

дошкольного возраста с ТНР. — СПб., 2025.

2. Тарасова О. Н. Использование фиджитал-технологий на логопедических занятиях с

дошкольниками. — 2024.

3. Бусловская Л. К. Динамика психофизиологических показателей детей с ТНР в

условиях реализации игровых программ физического воспитания. — 2022.

4. Полянская Т. И. Современная игровая форма обучения детей с нарушениями речи.

— 2024.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: учебное пособие для

вузов. — М.: Просвещение, 2020.



В раздел образования