Напоминание

«Путешествие в зимний лес»


Автор: Нестерюк Кристина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 "Ромашка"
Населённый пункт: г. Калуга д. Мстихино
Наименование материала: Конспект по экологии
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Дата публикации: 05.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие по экологии во второй младшей группе

«Путешествие в дикий лес»

Цель: формирование элементарных экологических представлений о зимней

природе и бережного отношения к ней.

Задачи:

- закрепить знания о характерных признаках зимы (холод, снег, короткие дни);

- познакомить с особенностями жизни лесных животных зимой;

- развивать наблюдательность, речь, познавательный интерес к природе;

- воспитывать заботливое отношение к обитателям леса;

-

активизировать

словарь:

«зима»,

«снег»,

«следы»,

«берлога»,

«дупло»,

«кормушка».

Возраст детей: 3–4 года

Длительность: 15 мин

Материалы и оборудование:

- фигурка птицы;

- коробка;

- гирлянда;

- карточки с правилами леса;

- панно/плакат с изображением зимнего леса;

- снег;

- фигурки лесных животных (заяц, белка, медведь, лиса, волк);

- стаканчики, ложки, нитки, формочки для песка;

- корм для птиц;

- фонарик;

- карточки со следами животных (заяц, медведь, волк);

- аудиозапись «Звуки зимнего леса» (ветер, скрип снега, птичьи голоса);

Ход занятия

1. Вводная часть (2–3 мин)

- Свет в группе выключен, возле входа стоит коробка.Из коробки светит свет.

Внутри коробки лежит птица. Мы заходим с детьми в группу и слышим звук

встревоженных птиц. Воспитатель говорит: "Ребята, давайте посмотрим, что же у нас

в этой коробочке." Достаёт оттуда птицу и показывает детям. Точка включается

запись, в которой такой текст: "Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я –

птичка, прилетела из холодного зимнего леса. В нашем лесу случилось беда: все звери

перепутали свои домики, запутались, кто где живёт, где чьи следы, а птичкам нечего

есть. Помогите нам, ребята, разобраться в нашем зимнем лесу. Чтобы туда попасть

используйте волшебную снежинку" Воспитатели спрашивают у детей: "Ну что,

ребята, поможем лесным жителям?" . А пока мы будем помогать, оставим птичку

отдыхать и набираться сил на этом шкафу. Когда она отдохнёт, то сможет полететь

дальше.

- Перед тем как отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу.

Давайте посмотрим на доску. Какие правила вы видите? Дети называют правила

поведения в лесу. Молодцы, ребята! А теперь, чтобы перенестись в волшебный лес,

нам нужно сказать волшебные слова, держа снежинку в руках. Закрывайте все глазки

и повторяйте за мной.

Хлопнем раз — морозный воздух,

Хлопнем два — снежок у ног,

Хлопнем три — и вот мы в сказке,

В зимнем лесу среди снегов!

(На каждое «хлопнем» дети хлопают в ладоши; после третьего хлопка воспитатель

говорит: «Открываем глазки — мы в лесу!») Ребята, вот мы и в волшебном лесу!

- Включается аудиозапись зимнего леса. Ребята, вы чувствуете, как-то стало

прохладнее? А напомните мне, какое сейчас время года? А как мы понимаем, что

наступила зима? Назовите мне признаки наступления зимы. (Стало холодно, птицы

улетели в теплые края, скоро выпадет снег, деревья сбросили листву и др.) Вы

большие молодцы. Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоит

контейнер с искусственным или настоящим снегом. Ребята, посмотрите, и в этом лесу

есть немножко снега. Давайте подойдем поближе и посмотрим. Скажите, а какой снег?

Правильно, вы сказали, что он хрупкий, холодный, мокрый, из него можно лепить

снеговиков и играть в снежки. Ребята, а если я сделаю так, то как это будет

называться? Воспитатель пальцами оставляет следы на снегу. Дети отвечают, что это

называется след.

- Молодцы, ребята! Посмотрите по сторонам: есть ли в нашем лесу настоящие

следы зверей? На полу выложены три дорожки из следов зверей. Дети подходят и

рассматривают. Воспитатель спрашивает ребят: "Как вы думаете, какие звери

оставили эти следы?" Дети дают свои предположения. Воспитатель подзывает к столу,

на котором лежит фонарик и разложены карточки. Ребята, давайте мы проверим,

правы вы или нет. Посмотрите на карточках, что здесь нарисовано, где чьи следы.

Дети говорят, что на карточках нет никаких следов. Ребята, это потому что в нашем

волшебном лесу всё волшебно! Давайте я покажу вам эти следы. Воспитатель светит

фонариком на карточку с обратной стороны, на лицевой стороне проявляется

картинка, следы и зверь, который их оставил. Далее воспитатель предлагает взять

фигурку животного и в соответствии с просмотренным образцом на маленькой

карточке соотнести её с правильной дорожкой следов на полу. Так игра повторяется

ещё два раза. В сумме получается три дорожки со следами. Воспитатель задаёт вопрос.

Рассмотреть все следы (У зайца они длинные, потому что ему нужно быстро и много

бегать, у медведя следы повернуты вовнутрь, поэтому его и называют «косолапый», а

у волка смотрите какие когти, потому что ему нужно ловить добычу). Скажите, мы

видели с вами следы медведя, а можем ли мы его встретить прямо сейчас, когда в лесу

зима, а почему? Видите, ребята, какие мы молодцы! Помогли животным разобраться,

где чьи следы, теперь никто не заблудится и найдёт дорогу к своему дому. А теперь

давайте разберёмся, кто живёт и кто что ест.

- Воспитатель подводит детей к фланелеграфу, на котором уже висят пять

изображений с разными животными: волк, заяц, белка, лиса, медведь. Воспитатель

достаёт первый поднос с картинками, на которых изображены домики животных:

нора, берлога, дупло. И даёт первое задание детям: "Ребята, посмотрите на картинки и

расставьте, кто и где из животных живёт". После того как это задание выполнено,

воспитатель достаёт второй поднос, на котором лежат изображения с разной пищей

для разных видов животных, и просит также расставить еду. Во время этих заданий

проговариваются различные предложения, например: "Это белка – она живёт в дупле

на дереве и питается сушёными ягодами, грибами, орехами и шишками". Как

проговаривается про каждого животного, но в конце ребята должны заметить, что для

медведя пища не досталась, тогда задаётся вопрос: "Ребята, как вы думаете, а почему у

медведя нет еды?". На что дети должны ответить, что медведь зимой впадает в спячку

и спит всю зиму, и пища ему не нужна.Так же во время игры воспитатель спрашивает,

откуда животные берут пищу зимой, например грибы и ягоды, на что дети должны

ответить, что осенью некоторые из животных делают запасы на зиму и назвать какие

именно животные этим занимаются. После этого воспитатель говорит: "Ребята, какие

вы молодцы! Помогли животным разобраться и пищей." А как вы думаете, можем ли

мы покормить настоящих диких животных? Нет, ребята, к диким животным опасно

приближаться. Ну подумайте, кого же мы можем покормить? После этого дети дают

ответ, что мы можем покормить птиц в это время.

- В аудиозаписи включается звук пения птиц, щебета. Правильно, ребята,

птичек! А как вы думаете, чем мы их должны кормить? Дети перечисляют свои

варианты. Ребята, я предлагаю не просто покормить птичек, а сделать для них

специальное угощение. Вот вы любите мороженое? Я думаю, что и птичкам

понравится мороженое, но не простое мороженое. Подходите к столикам! Дети вместе

с воспитателем подходят к столам, на которых разложено всё, что нужно: а именно –

пластиковые стаканчики с водой, формочки для игры с песком, верёвочки, бечёвки,

пластиковые ложки и смесь для кормления птиц. В центре, на подносе, лежат

прикрытые угощения для птиц, заготовленные заранее. Ребята, посмотрите! Вчера

вечером я специально сделала такое угощение, чтобы показать вам и предложить

сделать так же. Хотите сделать мороженое для птиц? После этого детям объясняются

правила и инструкция к приготовлению мороженого для птиц. Во время изготовления

угощения для птиц ребятам задаются вопросы по ходу занятия, вспоминаются все

задания, подводятся итоги занятия.

- Ребята, вы большие молодцы! А теперь нам нужно возвращаться в группу. —

Наша волшебная снежинка помогла нам попасть в лес. Теперь она проведёт нас

обратно.

Повторяйте за мной:

«Снежинка, милая, веди,

В нашу группу нас верни!

Крутись, вертись, сияй,

Дома нас скорей встречай! «Вот мы и в группе! А теперь пойдёмте быстрее

отнесём наши угощения в мороз, чтобы они заморозились, и когда мы с вами пойдём

на прогулку, вынесем, развесим на деревья и угостим птиц вкусным лакомством. А

заодно и возьмём нашу птичку и отпустим её в лес, в котором все в порядке.



В раздел образования