Автор: Дюсмекеева Ирина Михайловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ЛГ МАОУ "СОШ№5"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО- Югра
Наименование материала: КОНСТРУКТ УРОКА
Тема: «Азот и серосодержащие органические вещества».
Дата публикации: 06.02.2024
Раздел: полное образование
КОНСТРУКТ УРОКА
Учитель:Дюсмекеева Ирина Михайловна.
Предмет: химия (10 класс, профильная группа).
Количество учащихся на уроке: 12
Подход: системно-деятельностный.
Раздел:«Азот и серосодержащие органические вещества».
Тема урока: «Белки».
Цель урока:
1)Ознакомить учащихся с природными полимерами - белками. Изучить их строение, классификацию, свойства. Рассмотреть биологическую
роль и применение белков
Задачи урока.
Образовательные: изучить химические свойства белков, цветные реакции на белки, уметь устанавливать причинно-следственные связи при
изучении строения и свойств; знать значение и функции белков.
Развивающие: расширение кругозора и развитие интереса к предмету, развитие критического мышления, способности к рефлексии;
обеспечение системности учения; умения проводить самостоятельно химический эксперимент с соблюдением правил по ТБ, развитие
коммуникативных навыков.
Воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;
воспитание здорового образа жизни, общения и культуры умственного труда.
Тип урока: открытие новых знаний
Технологии: дифференцированное обучение;
индивидуально- личностное обучение;
анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и индивидуального маршрута выполнения задач урока;
технологии здоровьесбережения (обусловленные соразмерностью и соотнесенностью видов деятельности учебным задачам
Методы обучения:
исследовательский, словесно-наглядно-практический, беседа.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, спички, инструкция к работе, пипетка, компьютер,
видеопроектор, видео-презентация, карты-инструкции к выполнению лабораторных работ.
Реактивы: Хлорид натрия (раствор), соляная кислота (раствор), гидроксид натрия (20% раствор), этиловый спирт, дистиллированная вода,
сульфат меди (II) (2%), азотная кислота (концентрированная), нитрат свинца, яичный белок.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
–
учащиеся должны знать: состав белков, уровни организации белковой молекулы, свойства и функции белков;
– учащиеся должны уметь: проводить реакции подтверждающие свойства белков, качественные реакции на белки, объяснять функции
белков в организме
Метапредметные
– развивать мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства белков на основе самостоятельного проведения опытов, решения
задач.
- развитие познавательной сферы школьников к изучению химии
- совершенствовать умения работать с различными источниками информации
- классифицировать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения
- совершенствовать навыки работы в группе по решению общих учебных задач
-формировать навыки учебно- исследовательской деятельности
Личностные
– формировать научное мировоззрение учащихся на примере интеграции естественных наук, лежащих в основе строения организма;
– воспитывать самостоятельность, познавательный интерес, аккуратность и дисциплинированность;
– способствовать сотрудничеству учащихся друг с другом;
– способствовать сотрудничеству учителя с учащимися.
-готовность к самообразованию и саморазвитию
- способствовать развитию навыков коммуникативной компетенции
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Показатели достижения результата
1.Организа
ционный
этап урока
(мотивацио
нный)
Приветствие учащихся. Настрой на
плодотворную работу, создание
доброжелательной атмосферы в классе
Приветствие учителя, готовность к уроку .
Личностные УУД
2.Формулир
ование тему
урока,
постановка
целей и
определени
я задач
урока
(этап
целеполага
ния)
Предлагает разгадать кроссворд, когда
кроссворд будет разгадан в выделенной
строке вы можете прочитать ключевое слово
нашей темы урока
1.Ароматический углеводород
2.Очень ядовит! В своем составе имеет
бензольное кольцо и гидроксогруппу.
3.Азотсодержащее органическое вещество
впервые получено русским ученым Н.Н.
Зининым в результате восстановления
нитробензола водородом.
4..Проявляют амфотерные свойства, так как в
своем составе имеют аминогруппу и
карбоксильную функциональные группы.
5.Азотсодержащие органические вещества,
производные аммиака, в молекулах которых
один или несколько атомов водорода
замещены углеводородными
Что мы знаем о белках?
Разгадывают кроссворд
Ответ – белки
Отвечают на вопросы, формулируют тему
урока, определяют цель и задачи урока.
Записывают тему урока в тетрадь:
Познавательные общеучебные
умения структурировать
знания, контроль и оценка
процессов и результатов
деятельности. Формирование
умения применять полученные
знания.
Регулятивные УУД
Формирование умения
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель
учебной деятельности
(формулировка вопроса урока).
Целеполагание как постановка
учебной задачи, планирование
и прогнозирование
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества,
высказывание
своих мыслей, предположений
1.
2.
3.
4
5.
Тема: Белки. Состав и строение.
Физические и химические свойства.
3.Изучение
нового
материала
(актуализац
ия знаний)
Постановка проблемные вопросов:
Почему врачи рекомендуют “сбивать”
температуру у больного, если она превышает
38 °С?
Почему регулярное употребление алкоголя
неизбежно ведёт к поражению нервной
системы, печени, сердца.
Почему нельзя применять медицинские
препараты с истёкшим сроком годности?
Почему при приготовлении отварного мяса
его рекомендуют опускать в кипяток
Для ответа на вопрос необходимо провести
эксперимент
Работа в парах
Опыт №1. Денатурация при нагревании
Налить в пробирку 10 мл раствора белка и
нагреть до кипения.
Что наблюдаете?
Объясните причину образования осадка
белка.
Опыт №2.
Действие этилового спирта на
белки.
К раствору белка добавьте этиловый спирт.
Что наблюдаете?
Объясните причину образования осадка
белка.
Опыт №3. Действие фенола на белок
К раствору белка добавьте 6-7 капель
раствора фенола.
Что наблюдаете?
Объясните причину образования осадка
белка
Опыт №4.
Химизм приготовления мяса
Налейте в пробирку холодной воды,
опустите в нее немного сырого рубленого
мяса и нагрейте. В другой пробирке воду
вскипятите заранее и положите сырое мясо
уже в кипяток. Что наблюдаете? Выясните
причину изменений в бульоне и мяса
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации; смысловое
чтение; построение логической
цепи рассуждения; умение
осознанно и произвольно
строить высказывания. Уметь
определять возможные
источники необходимых
сведений, производить поиск
информации.
Наблюдать, анализировать и
делать опыты и выводы по
результатам наблюдений.
Сравнивать, обобщать факты и
явления.
Выявлять причины и следствия,
преобразовывать информацию
из одного вида в другой
(составлять схемы).
Коммуникативные УУД.
Самостоятельно
организовывать
учебное взаимодействие в
группе (определять цели,
распределять роли). Выражение
своих мыслей с достаточной
Как классифицируют белки по химическому
составу.
Заполните схему классификации белков
Какие вещества называют полимеры?
Что является мономерами белков?
Какими физическими свойствами обладают
белки?
Роль белков в организме
Учитель рассказывает о механизме
образования полипептидных связей.
(раздаточный материал)
Результаты заносят в таблицу
Что делали
Что
наблюдали
Вывод
Отвечают на поставленные вопросы
Работа с учебником стр.372
Заполняют схему
Записывают в тетрадь: мономерами белков
являются аминокислоты, которые связаны
друг с другом пептидными связями.
Записывают уравнение химической реакции
образования дипептида
полнотой и точностью
Учитывать разные мнения.
Составлять тезисы
выступления.
Выступать перед аудиторией,
Личностные УДД
Осознание ответственности за
общее дело. умение проявлять в
разных ситуация
доброжелательность,
внимательность, вежливость к
другим, демонстрировать
самостоятельность
Регулятивные: умение
планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации. Наблюдать,
анализировать и делать опыты
и выводы по
результатам наблюдений.
Сравнивать, обобщать факты и
явления.
Выявлять причины и следствия,
преобразовывать информацию
из одного вида в другой
(составлять схемы).
4.Первично
е
закреплени
е знаний
(этап
фиксации)
Учитель проводит графический диктант
(ответы на доске)
Взаимопроверка
Регулятивные : контроль и
коррекция в форме сравнения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном
5.Проектир
ование
выполнени
я д/з
Учитель дает комментарии к выполнению Д/
з
Записывают д/з по уровням:
-повышенный уровень: п.66 стр 377 упр.3,4
- стандарты (обязательное д/з): п.66 стр 377
упр.1,2,5
- дополнительное д/з (на дополнительную
оценку) -
Познавательные: умение
структурировать знания; оценка
процессов и результатов
деятельности
Регулятивные: волевая
саморегуляция; осознание того,
что было уже освоено и что еще
подлежить усвоению
6.Рефлекси
я и
диагностик
а
Учитель предлагает закончить предложения и
оценить свою работу на уроке
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о…
В жизни мне пригодится…
Ребята оценивают свою работу на уроке;
проводят
взаимопроверку
(оценивают
ответы одноклассников- выбирают самый
лучший ответ, находят ошибки в ответах)
Регулятивные
В диалоге с учителем
совершенствовать
самостоятельно выработанные
критерии оценки, самооценка,
саморегуляция
Личностные: смыслообразован
ие