Напоминание

" Забытые чувашские игры"


Автор: Ильина Людмила Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Янтиковская СОШ имени Героя Советского Союза П.Х.Бухтулова" Янтиковского муниципального округа
Населённый пункт: село Янтиково
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: " Забытые чувашские игры"
Дата публикации: 06.02.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Забытые чувашские игры – лучшее лекарство от

двигательного «голода» для современных

школьников

Исследовательская работа ученицы 2 А класса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………3

Основная часть………..…………………………………………………………………….4-7

Вывод………………………………………………………………………………………….8

Библиографический список………………………………………………………………….9

Приложения………………………………………………………………………………10-16

2

ВВЕДЕНИЕ

« А игры не будет, что ж тогда останется?»

Л.Н. Толстой «Детство»

Современные дети, в отличие от своих сверстников прошлых поколений,

практически не играют в подвижные игры, предпочитая виртуальные компьютерные

игры, которые не могут удовлетворить биологическую потребность растущего и

развивающегося организма. Многочасовое сидение у мониторов и телевизоров

подавляет физическую

активность и личностное

развитие школьника. Поэтому

использование подвижных игр современными школьниками защищает их ещё

неокрепшую нервную систему и опорно-двигательный аппарат от длительных

перегрузок.

Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло

физически развитым, здоровым, жизнерадостным.

«Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и

развитие ценностей здорового образа жизни» - отмечает Глава нашего государства

Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию.

Глава Чувашской Республики - Михаил Игнатьев в Послании народу Чувашии,

подчеркивает: «Сила Чувашии в её людях, а здоровье нации зависит от нашего

отношения к детям».

На современном этапе развития нашего общества ставится задача воспитания

здоровых, гармонично развитых людей. Для успешного решения этой задачи важно,

как говорится, «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость

укрепления здоровья детей.

Одним из эффективных средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости и

повышения уровня работоспособности является - подвижная игра.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие.

Чувашская подвижная игра является разновидностью игрового фольклора, которая

способствует активизации двигательной деятельности. Игра вводит ребенка в жизнь, в

общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых

навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко

доступны людям самого разного возраста. Разнообразие двигательных действий в

народных

подвижных

играх

содействует

нормальному

физическому

развитию,

укреплению здоровья. Правильное использование этого наследия в современной жизни

людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения.

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Из истории чувашских подвижных игр

….через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова

оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…..

Е.А.Покровский

В старину у чувашей существовало около 300 игр, в основном это подвижные игры.

Большинство этих игр сейчас позабыты, и ребята в них уже не играют. Правда, как и сто

лет назад, девочки всё ещё скачут через скакалку или играют в классики, прыгая на

одной ножке. Но мальчики сегодня играют уже в новые игры – летом в футбол, а зимой

– в хоккей. Сейчас почему – то мальчики и девочки обычно играют в разные игры, а

раньше все игры были общими.

В большинство чувашских подвижных игр играют на свежем воздухе «Там

пемелле», «Селен хури» (см. Приложение). Старинные детские игры хорошо развивали

физическое здоровье детей. Летом они бегали наперегонки, прыгали, кувыркались на

траве. Жерди забора использовали как турники. Устраивали скачки на лошадях.

В древности закаливание начиналось с самого детства. Начиная с конца весны, и до

конца лета все дети купались, в речках, прудах. Всё лето бегали босиком, носили

простую льняную одежду. И большую часть времени, даже зимой, проводили не дома, а

на улице, играя в подвижные игры «Шыв упа», «Чечекле» (см. Приложение).

Многие дети в прошлом были физически гораздо сильнее, чем их современные

сверстники. Дети часто занимались физическим трудом, играли на свежем воздухе, не

ели сахар и конфеты, обязательно пили молоко, и, самое главное у них не было

компьютеров, который заставляет современного человека долго сидеть неподвижно.

Очень многие подвижные игры были настоящим спортом – бег наперегонки,

метание, прыжки в длину и в высоту, игры с мячом, катание на лыжах, на деревянных

коньках (таркач).

Самым лучшим способом физического воспитания был труд. Чувашские дети копали

грядки, носили воду (в маленьких вёдрах), рубили ветки, подметали двор, помогали

взрослым в поле, а также успевали поиграть в подвижные игры.

Среди чувашей широко распространены и такие общеизвестные по всей России

игры, как «Лапта», «Городки», «Бабки», «Жмурки», «Шубу шить» и другие. Потом они

получили чувашские названия и некоторые национальные по форме элементы

(например, «Атаманла» - разновидность «Лапты», «Яртмалла» - вариант игры «Шубу

шить»). Было и много самобытных игр, редко встречающихся у других народов.

Большинство игр чувашских детей носит групповой характер. Такие игры

способствуют развитию коллективизма, укрепляют связь поколений. Это видно на

примере таких игр, как «Чечекле» («В цветы») и других, в которых могут одновременно

участвовать и 2 -3 летние дети, и подростки. Нередко и трудовые дела сочетались с

игрой. Например, много игр связано с ночной пастьбой лошадей, с праздником в честь

завершения весеннего сева (акатуй).

У многих народов в древности существовали весенние праздники, на которых

проводили «спортивные» соревнования. Таким чувашским праздником был – акатуй. Во

время него могли проводиться состязания среди детей и взрослых по бегу, прыжкам в

длину и высоту, стрельбе из лука, особой борьбе «на поясах» и конным скачкам.

Победителей награждали вышитыми платками, полотенцами, деньгами. Самый

сильный человек получал звание «паттар» (богатырь).

4

Подвижные игры в детстве наших бабушек и дедушек

Так в какие же игры играли наши бабушки и дедушки, когда были в нашем возрасте?

Что помогало им быть здоровыми, сильными, ловкими? Чтобы узнать это мы решили

расспросить старожил нашего села, бабушек и дедушек ребят нашего класса. Для этого

были подготовлены следующие вопросы:

1.

В какие игры играли Вы со своими сверстниками в детстве?

2.

Какая игра была самой любимой у Вас в детстве?

3.

Как часто Вы болели?

4.

Что бы Вы пожелали своим внукам?

В исследовании приняли участие 7 бабушек 6 дедушек учащихся 3 – «а» класса.

Возраст опрашиваемых составил от 62 до 80 лет. На вопрос о том, в какие игры играли

вы со своими сверстниками, в основном были названы игры: «Лапта», «Серек кампа»,

«Шашилле серси», «12 палочек». А вот Никонова Мария Сергеевна, ей 70 лет, помнит

как они играли в игру «Йокс» (это разновидность известной игры «Чижик»). Для игры

был нужен «йокс» - деревянная палочка, которую мастерили сами.

Иванов Петр Васильевич, ему 71 год, вспоминает, как любил заниматься со своими

сверстниками борьбой в летнее время.

Староселец Роза Сергеевна, ей 80 лет, помнит, как играли в детстве в игру «12

палочек». Любили прыгать, бегать, играть в догонялки.

Захаров Аркадий Александрович (70 лет), называет игру «Лапта». Эта игра была

самой любимой среди сверстников в летнее время, вспоминает Аркадий

Александрович, а зимой любили кататься на коньках. Это были деревянные коньки, они

были не у всех и катались на них по очереди. Санки тоже были деревянными и катались

на них с горы на краю села.

На вопрос «Как часто вы болели?», Чернова Раиса Петровна, отвечает, что в

детстве болела мало, и болеть было некогда. Надо было помогать родителям в огороде,

в поле, ухаживать за скотиной. Все лето бегали босиком, купались в речке. Ходили в

лес за ягодами, орехами. Целыми днями были на улице, поэтому в детстве мы болели

очень редко.

Из 13 опрошенных все пишут, что болели мало, потому что много двигались и

большую часть времени проводили на свежем воздухе.

Все бабушки и дедушки пожелали всем учащимся нашего класса крепкого

здоровья, не болеть, больше быть на свежем воздухе, хорошо учиться, быть добрыми и

уважать старших.

5

Интервью с учителем физической культуры ЯСОШ Сорокиной Мариной

Геннадьевной

Кристина: Какое значение имеют подвижные игры для детей школьного возраста?

М.Г.: Игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым,

«Незнайку» - знающим. Подвижные игры воспитывают дружбу и товарищество. Также

эти игры развивают ловкость и силу, быстроту реакций и точный глазомер, чувства

ритма и скорость.

Кристина: Какие физические качества развивают народные подвижные игры?

М.Г.: В народных играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег,

прыжки, сопротивление.

Кристина: В какие чувашские народные игры играют дети среднего школьного

возраста?

М.Г.: Это игры – «Лапта», «Керешу», «Куликле», «Сереп яма».

Кристина: Что Вы пожелаете моим сверстникам?

М.Г.: Побольше играйте в подвижные игры. Пусть дети играют в них в любое время

года. Здоровья вам и хорошо учитесь.

Кристина: Большое спасибо.

Интервью со специалистом по физкультуре и спорту Н. Ю.

Кристина: Какое внимание уделяется подвижной игре в физическом воспитании

молодежи?

Н.Ю.: В районе проводится много акций по пропаганде здорового образа жизни, такие

как «Молодежь за ЗОЖ!», Месячник оборонно-массовой спортивной работы и другие.

В ходе этих мероприятий проводится много соревнований, спартакиад, конкурсов, в

программу которых включены подвижные народные игры. В феврале начала ежегодно

проводится спартакиада народных игр среди школьников средних классов.

Кристина: А какие народные игры включены в спартакиаду?

Н.Ю.: Туда включены такие подвижные игры, как «Бег в мешках», «Петушиный бой»,

«Змейка», «Самый меткий» и другие.

Кристина: Какие спортивные мероприятия проводятся в летнее время?

Н.Ю.: Ежегодно в начале лета проводится традиционный праздник «Акатуй», в ходе

которого

проводятся

чувашские

спортивные

состязания

среди

молодежи.

Это

перетягивание каната, поднятие гирь, борьба и другие.

Кристина: Что бы Вы пожелали моим сверстникам?

Н.Ю.: В первую очередь я желаю всем ребятам здоровья, чтобы меньше болели. Больше

играйте в подвижные игры на улице, а не сидите долго у компьютеров. Занимайтесь

спортом, чтобы вырасти сильными и умными. Сейчас на предприятиях нужны здоровые

молодые люди, которые не находятся долго на больничном. Таких людей ценят и

уважают.

Кристина: Большое спасибо.

6

Анкетирование учащихся начальных классов

После того, как я узнала, в какие игры играли наши бабушки и дедушки в детстве.

Меня заинтересовало, а знают ли мои сверстники о чувашских народных играх. Я

провела анкетирование среди учащихся начальных классов. Вот вопросы моей анкеты:

1.

Знаете ли вы чувашские народные игры? Назовите их.

2.

Хотели бы вы научиться играть в чувашские подвижные игры?

3.

Для чего нужны школьнику подвижные игры?

В анкетировании участвовало 154 учащихся начальной школы. По результатам

этой работы можно сделать вывод о том, что о чувашских народных играх знают почти

половина учащихся начальных классов – 53%. Называли игры: «Серек самарта»,

«Лапта», «Тун – тун», «»Кет – кетес», «Вайа карти», «Чанки – чул». Судя по анкетам

почти все ученики – 98% хотели бы научиться играть в чувашские подвижные игры. И

на вопрос о том, для чего нужны школьнику подвижные игры все отвечали, чтобы быть

спортивными, сильными, здоровыми.

Во 2 –«а» ответили, что подвижные игры нужны, чтобы не было скучно, чтобы

правильно отдыхать. В 3 –«в» ответили, что эти игры надо знать, чтобы передавать

младшим детям. 4 – «а» поделился, что после подвижных игр улучшается настроение,

голова свежая и появляется желание учиться. 3 –«а» высказался о том, что подвижные

игры помогут быть гибкими, стройными, научит народной хитрости.

7

ВЫВОД

Своей работой я хотела узнать, как можно больше о чувашских подвижных играх.

Проведя исследование, я сделала вывод, что подвижные игры должны обязательно

войти в жизнь современных школьников. Знакомство с этими играми необходимо

каждому ученику начальных классов. Именно для этого я проделала всю эту работу.

Теперь зная некоторые чувашские подвижные игры, мы хотим с одноклассниками

сходить в ближайший детский сад и научить этим играм дошкольников.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что они состоят из

естественных движений свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

А эти движения развивают физическое здоровье детей.

Чувашская подвижная игра приобщает к традициям чувашского народа, отражает

национальный колорит обычаев, способствует усвоению духовного богатства народа,

уважению национальной культуры.

Обращение к старинным чувашским подвижным играм актуально и своевременно.

Эти игры не утратили силу своего воздействия на детей и в наши дни. Использование

народных подвижных игр школьниками на переменах, после уроков, на уроках

физической культуры окажет положительное влияние на состояние здоровья, а также

углубит знания школьников о культуре родного края.

8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Антонова З.С., Портнова З.Н. – «Игры в чувашском детском саду». Чебоксары:

Чувашское книжное издательство, 1992 г.

2.

Былеева Л.В., Григорьев В.М. – «Игры народов СССР». М.: Физкультура и спорт,

1985 г.

3.

Вавилова Е.Н., - «Укрепляйте здоровье детей» М.: Просвещение, 1986 г.

4.

Воронцов Г.И., - «Чувашские детские игры». Чебоксары: Чувашское книжное

издательство, 1992 г.

5.

Енькка Е.Е., - «Родной край». Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005г

6.

Ендеров В.А. «Детский фольклор» Чебоксары Чувашское книжное издательство

2009 г.

7.

Минскин Е.М. ,-«Игры и развлечения в группе продленного дня» М.:Просвещение,

1983г.

9

Приложения

10

Приложение №1

Итак, в добрый путь, в страну детства наших

дедушек и бабушек…

Луна или солнце (Уйохпа хэвель)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они

договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце.

К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в

стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит,

что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят,

в чью команду он должен встать. Так все делятся на две

команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за

своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию.

Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда,

когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан

которой переступил черту при перетягивании.

11

Приложение №2

Расходитесь! (Сирелер!)

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по

кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий

стоит в центре круга. Неожиданно он говорит:

«Расходитесь!» - и после этого бежит ловить

разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное

количество шагов (по договоренности в зависимости от

величины круга обычно три - пять шагов). Осаленный

становится водящим. Бежать можно только после слова

расходитесь

12

Приложение №3

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих

выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна

веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и

надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий

роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит

по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с

веревкой была на уровне коленей. При приближении

веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры.

Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по

сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

13

Приложение №4

Икс (Йокс)

Многочисленные разновидности известной игры «Чижик» широко

распространены в Чувашии. Одной из таких разновидностей и является игра

«Икс». В нее обычно играют летом на большой ровной площадке. Играют

чаще вдвоем, но иногда втроем, впятером. Для игры нужен «йокс» -

деревянная палочка длиной приблизительно 15-20 см, четырехгранная

заостренная с двух концов, на каждой стороне ее - цифры-зарубки - I, II, III и

на последней - X (рис. 1). Для подбивания йокса нужна палка длиной 30-50

см.

Рис.1 Икс

Описание. На земле чертят квадрат примерно 30х30 см, в центре которого

кладут йокс. Первый игрок ударяет палкой по заостренному концу йокса, а

вторым ударом - взлетевший йокс, отбивая его как можно дальше. Второй

игрок бежит к йоксу, смотрит, какой цифрой вверх он лежит, и сообщает об

этом всем. Такое количество очков и начисляется первому игроку. Второй

игрок берет йокс и бросает в сторону квадрата, стараясь попасть в него. Если

второй игрок не попал в квадрат, опять смотрят, какой стороной йокс упал.

Очки, соответствующие цифре на этой стороне йокса, прибавляются первому

игроку, к тому же он имеет право бить по йоксу там, куда он упал после

броска второго. Первый игрок может отбивать йокс от квадрата на лету. Если

йокс попадет в квадрат, то у бьющего «сгорают» все очки и бить будет

второй играющий, а ловить - следующий по очереди.

Правила

1.Если йокс после удара первого игрока упал стороной X, то право бить

сразу переходит ко второму игроку, а первому очков не начисляется.

2.Побеждает тот, кто раньше наберет условленное количество очков.

14

Приложение № 5

Летучая мышь (Сяра серси)

Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или

щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки

делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны

становятся в центре большой площадки, остальные - вокруг

них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь

высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при

падении еще в воздухе или схватить уже на земле.

Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не

разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану

своей команды, который получает право на новый бросок.

Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до

тех пор, пока не получат определенное количество очков.

Если игроки противоположных команд одновременно

схватились за упавшую «летучую мышь», то этот результат

никому не засчитывается, а производится повторное

подкидывание.

Летучая мышь (Сяра серси)

15

Законы игр

1.

Обязательно слушайте руководителя

игры: он здесь главный судья.

Подчиняйтесь капитану команды; в игре

он старший.

2.

Победив, не зазнавайтесь (ведь можно

играть ещё лучше). Не смейтесь над

проигравшими. Помните: в игре вы –

противники, вне игры – товарищи.

3.

Проиграл – не унывай! Поблагодари

победителя за науку; постарайся взять

верх при следующей встрече.

4.

В игре не сердись на того, кто

нечаянно толкнул или наступил на ногу.

5.

Берегите принадлежности для игр;

следите, чтобы они были всегда

исправны и красивы.

6.

Судьёй должны быть довольны и

победители и побеждённые!

16

17



В раздел образования