Напоминание

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР


Автор: Иванкова Татьяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: учитель-логопед
Населённый пункт: Красноярский край Ермаковский район с. Ермаковское
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Дата публикации: 06.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ

СВЯЗНОЙ

РЕЧИ

У

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

учитель –логопед Т.В. Иванкова.

«Под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой

аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи при

нормальном слухе и первично сохранном интеллекте» .

К настоящему времени данный вид нарушений речи достаточно хорошо

исследован с различных научных позиций, поэтому существует множество

его определений. В данной статье мы будем отталкиваться от следующего

определения:

Связная

речь

это

высшая

форма

речи,

как

мыследеятельности,

определяющей речевое и умственное развитие дошкольника. «Связность как

один

из

самых

значительных

категориальных

признаков

текста

характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста,

его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств,

коммуникативной направленности и композиционной структуры» [2].

Связная речь носит характер последовательного развернутого изложения.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в

двух формах – диалогической и монологической.

«Монолог – это наиболее сложная форма речи, которая, прежде всего,

служит для целенаправленной передачи информации. Особенностью данной

формы речи является то, что ее смысл и содержание задано и планируется

заранее».

«А.А. Леонтьев выделяет такие качества монологической речи, как

развернутость, большая произвольность и програмированность».

В

психолого-педагогической

литературе

проблемой

формирования

монологической речи у детей с ОНР занимались А.А. Леонтьев, Е.М.

Мастюкова, Н.С. Жукова, В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов.

А.К. Аксенова также считает монолог наиболее сложным видом речевой

деятельности, чем диалог. В отличие от диалога, монолог не поддерживается

репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения

речи. Чтобы быть понятым, монологическое высказывание должно быть

логичным, развернутым, последовательным [2]. Этот вид речи предполагает

четкость и взаимосвязь отдельных частей повествования. «Монолог, рассказ

или объяснение предполагают у рассказчика умения сконцентрировать свою

мысль на главном, не отвлекаясь на детали, но в то же время говорить

образно и эмоционально» .

А.К. Болотова, Т.К. Мухина и А.В. Мудрик рассматривают данные о

дидактических возможностях диалога, с позиции психологической науки

диалог или диалогическое общение определяется как воздействие его

участников друг на друга (К.Г. Митрофанов, Л.А. Петровская), а также как

«процесс совместного разрешения мыслительной задачи» (Г.М. Кучинский) .

«Успешность ребенка в школе напрямую зависит от уровня овладения им

связной, в том числе монологической речью. Восприятие и воспроизведение

текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на

вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти учебные действия

требуют достаточного уровня развития связной речи» .

Т.В. Ахутина, В.К. Воробьева в своих исследованиях отмечают, «что в

высказываниях детей с ОНР (пересказ, рассказы из опыта, по серии

картинок)

присутствуют

нарушения

последовательности

и

связности

изложения, низкий уровень информативности, смысловые пропуски и

ошибки, низкий уровень используемой фразовой речи, трудности в языковой

реализации

замысла.

Отмечаемые

в

рассказах

этих

детей

пропуски

смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушения логической

последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз,

отсутствие

самостоятельности

при

выполнении

задания

могут

свидетельствовать

о

трудностях

в

программировании

содержания

развернутых высказываний».

Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с

наибольшей

отчетливостью

проявляются

в

различных

формах

монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ-

описание).

Также вне ситуации организованного внимания к речи дети малоактивны,

практически не являются инициаторами общения, не обращаются с

вопросами, не оречевляют игровые ситуации.

Анализируя речевое развитие детей с ОНР, Н.А. Капышева выделяет

основные ошибки.

1. Нарушена связность и последовательность изложения.

]

2. Низкая информативность высказывания, смысловые ошибки и пропуски.

3. Трудности в языковой реализации замысла .

Неполноценная

речевая

деятельность

накладывает

отпечаток

на

формирование у детей познавательной, аффективно-волевой и личностной

сферы (Н.В. Нищева, О.В. Солодянкина, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев) [7].

«В результате исследования установлено, что детям с ОНР свойственен

низкий уровень используемой фразовой речи (короткие, простые по

структуре фразы); неоднократные ошибки при построении предложений

(неправильно оформлена связь слов в предложении, пропущенные слова,

дублирование элементов фразы, ошибки при образовании глагольных форм),

нарушение синтаксической связи между последовательными фразами.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР,

выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих

словпонятий на определение пространственного расположения предметов и

др».

«У ряда детей большие затруднения возникают при составлении отдельных

предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением

устанавливать предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-

грамматическом оформлении высказывания» .

«Отсутствие

самостоятельности

в

составлении

рассказов,

нарушения

логической

последовательности

изложения,

смысловые

пропуски,

незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границе фраз

или их частей (несущие смысловые нагрузки) могут свидетельствовать о

трудностях в программировании содержания развернутых монологических

высказываний» .

У дошкольников с ОНР процесс развития связной речи протекает более

медленно, в поздние сроки и имеет качественные особенности, по сравнению

с нормой.

Т.А. Ткаченко отмечает, что дети с ОНР в своей речи делают акцент на

внешние,

поверхностные

впечатления,

часто

не

придавая

значения

взаимоотношениям действующих лиц и причинно следственным связям в

истории. Также для них характерны отсутствие четкости в развернутых

высказываниях, отсутствие последовательности изложения, отрывочность в

построении фраз.

Н.А. Капышева отмечает и психологические особенности таких детей:

«неустойчивость

внимания,

трудности

в

запоминании

вербального

материала,

недостаточная

сформированность

операций

сравнения,

обобщения; нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность,

эмоциональная возбудимость)», а также речевая инактивность [6].

Подводя итог вышесказанному, у детей дошкольного возраста с ОНР

выделяются особенности формирования их связной речи:

1)

нарушения

логической

последовательности,

излишнее

внимание

второстепенным деталям в беседе, «застревание» на них, упускание из виду

главной мысли, частые повторы;

2)

использование

в

речи

чаще

всего

простых

малоинформативных

предложений;

3)

трудности

в

планировании

собственных

высказываний

и

выборе

выразительных языковых средств.

Библиографический список

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием

речи: учеб. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.

2. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2006. 420 с.

3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи

детей старшего

дошкольного возраста с ОНР. М., 2007. 68 с.

4. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей. М.: Союз, 2008. 142 с.

5. Коротовских Т.В. Экспериментальная работа по изучению готовности

старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте //

Личность, семья и общество:

вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-

практ. конф.

№ 5(62). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 50–57.

6.

Зотеева

О.С.

Изучение

особенностей

связной

речи

у

старших

дошкольников с ощим недоразвитием речи // Наука вчера, сегодня, завтра:

сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-

практ. конф. № 1(35). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 36–47



В раздел образования