Автор: Иванкова Татьяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: учитель-логопед
Населённый пункт: Красноярский край Ермаковский район с. Ермаковское
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Дата публикации: 06.04.2025
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ
СВЯЗНОЙ
РЕЧИ
У
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
учитель –логопед Т.В. Иванкова.
«Под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой
аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи при
нормальном слухе и первично сохранном интеллекте» .
К настоящему времени данный вид нарушений речи достаточно хорошо
исследован с различных научных позиций, поэтому существует множество
его определений. В данной статье мы будем отталкиваться от следующего
определения:
Связная
речь
–
это
высшая
форма
речи,
как
мыследеятельности,
определяющей речевое и умственное развитие дошкольника. «Связность как
один
из
самых
значительных
категориальных
признаков
текста
характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста,
его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств,
коммуникативной направленности и композиционной структуры» [2].
Связная речь носит характер последовательного развернутого изложения.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в
двух формах – диалогической и монологической.
«Монолог – это наиболее сложная форма речи, которая, прежде всего,
служит для целенаправленной передачи информации. Особенностью данной
формы речи является то, что ее смысл и содержание задано и планируется
заранее».
«А.А. Леонтьев выделяет такие качества монологической речи, как
развернутость, большая произвольность и програмированность».
В
психолого-педагогической
литературе
проблемой
формирования
монологической речи у детей с ОНР занимались А.А. Леонтьев, Е.М.
Мастюкова, Н.С. Жукова, В.К. Воробьева, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов.
А.К. Аксенова также считает монолог наиболее сложным видом речевой
деятельности, чем диалог. В отличие от диалога, монолог не поддерживается
репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения
речи. Чтобы быть понятым, монологическое высказывание должно быть
логичным, развернутым, последовательным [2]. Этот вид речи предполагает
четкость и взаимосвязь отдельных частей повествования. «Монолог, рассказ
или объяснение предполагают у рассказчика умения сконцентрировать свою
мысль на главном, не отвлекаясь на детали, но в то же время говорить
образно и эмоционально» .
А.К. Болотова, Т.К. Мухина и А.В. Мудрик рассматривают данные о
дидактических возможностях диалога, с позиции психологической науки
диалог или диалогическое общение определяется как воздействие его
участников друг на друга (К.Г. Митрофанов, Л.А. Петровская), а также как
«процесс совместного разрешения мыслительной задачи» (Г.М. Кучинский) .
«Успешность ребенка в школе напрямую зависит от уровня овладения им
связной, в том числе монологической речью. Восприятие и воспроизведение
текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на
вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти учебные действия
требуют достаточного уровня развития связной речи» .
Т.В. Ахутина, В.К. Воробьева в своих исследованиях отмечают, «что в
высказываниях детей с ОНР (пересказ, рассказы из опыта, по серии
картинок)
присутствуют
нарушения
последовательности
и
связности
изложения, низкий уровень информативности, смысловые пропуски и
ошибки, низкий уровень используемой фразовой речи, трудности в языковой
реализации
замысла.
Отмечаемые
в
рассказах
этих
детей
пропуски
смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушения логической
последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз,
отсутствие
самостоятельности
при
выполнении
задания
могут
свидетельствовать
о
трудностях
в
программировании
содержания
развернутых высказываний».
Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с
наибольшей
отчетливостью
проявляются
в
различных
формах
монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ-
описание).
Также вне ситуации организованного внимания к речи дети малоактивны,
практически не являются инициаторами общения, не обращаются с
вопросами, не оречевляют игровые ситуации.
Анализируя речевое развитие детей с ОНР, Н.А. Капышева выделяет
основные ошибки.
1. Нарушена связность и последовательность изложения.
]
2. Низкая информативность высказывания, смысловые ошибки и пропуски.
3. Трудности в языковой реализации замысла .
Неполноценная
речевая
деятельность
накладывает
отпечаток
на
формирование у детей познавательной, аффективно-волевой и личностной
сферы (Н.В. Нищева, О.В. Солодянкина, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев) [7].
«В результате исследования установлено, что детям с ОНР свойственен
низкий уровень используемой фразовой речи (короткие, простые по
структуре фразы); неоднократные ошибки при построении предложений
(неправильно оформлена связь слов в предложении, пропущенные слова,
дублирование элементов фразы, ошибки при образовании глагольных форм),
нарушение синтаксической связи между последовательными фразами.
Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР,
выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих
словпонятий на определение пространственного расположения предметов и
др».
«У ряда детей большие затруднения возникают при составлении отдельных
предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением
устанавливать предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-
грамматическом оформлении высказывания» .
«Отсутствие
самостоятельности
в
составлении
рассказов,
нарушения
логической
последовательности
изложения,
смысловые
пропуски,
незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границе фраз
или их частей (несущие смысловые нагрузки) могут свидетельствовать о
трудностях в программировании содержания развернутых монологических
высказываний» .
У дошкольников с ОНР процесс развития связной речи протекает более
медленно, в поздние сроки и имеет качественные особенности, по сравнению
с нормой.
Т.А. Ткаченко отмечает, что дети с ОНР в своей речи делают акцент на
внешние,
поверхностные
впечатления,
часто
не
придавая
значения
взаимоотношениям действующих лиц и причинно следственным связям в
истории. Также для них характерны отсутствие четкости в развернутых
высказываниях, отсутствие последовательности изложения, отрывочность в
построении фраз.
Н.А. Капышева отмечает и психологические особенности таких детей:
«неустойчивость
внимания,
трудности
в
запоминании
вербального
материала,
недостаточная
сформированность
операций
сравнения,
обобщения; нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность,
эмоциональная возбудимость)», а также речевая инактивность [6].
Подводя итог вышесказанному, у детей дошкольного возраста с ОНР
выделяются особенности формирования их связной речи:
1)
нарушения
логической
последовательности,
излишнее
внимание
второстепенным деталям в беседе, «застревание» на них, упускание из виду
главной мысли, частые повторы;
2)
использование
в
речи
чаще
всего
простых
малоинформативных
предложений;
3)
трудности
в
планировании
собственных
высказываний
и
выборе
выразительных языковых средств.
Библиографический список
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием
речи: учеб. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.
2. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2006. 420 с.
3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи
детей старшего
дошкольного возраста с ОНР. М., 2007. 68 с.
4. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей. М.: Союз, 2008. 142 с.
5. Коротовских Т.В. Экспериментальная работа по изучению готовности
старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте //
Личность, семья и общество:
вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-
практ. конф.
№ 5(62). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 50–57.
6.
Зотеева
О.С.
Изучение
особенностей
связной
речи
у
старших
дошкольников с ощим недоразвитием речи // Наука вчера, сегодня, завтра:
сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-
практ. конф. № 1(35). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 36–47