Автор: Идоленко Ульяна Джамаловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19 имени Романа Катасонова
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Буллинг. Профилактика буллинга в школе
Дата публикации: 06.04.2025
Раздел: среднее образование
Определение буллинга
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме исследования и профилактики травли
детей сверстниками. Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень
актуален, как во всем мире, так и в России.
В 1993 году норвежский психолог Д. Ольвеус опубликовал ставшее общепринятым определение
травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) – это преднамеренное систематически
повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или
физической силы. Данная работа внесла явление буллинга в пространство психологической
науки, сделала его видимым, стали стремительно развиваться технологии профилактики и
прекращения буллинга. Их актуальность очень высока в силу появления у участников травли
тяжелых последствий.
Проблема буллинга осложняется тем, что он может носить скрытый характер и всегда является
систематически повторяющимся явлением. В связи с широким распространением буллинга
возникает необходимость осмысления данного явления, поиска способов коррекции и главное –
его профилактики.
Предпосылки буллинга:
-зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения,
самоутверждения;
-желание подчинить, контролировать кого-то;
-виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него
агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за
себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а
также психические расстройства).
Необходимо подчеркнуть, что, буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному
конфликту, тем не менее он отличается следующими характеристиками:
-буллинг по времени более длителен, нежели конфликт;
-физические и психологические силы жертвы буллинга и агрессора совершенно не сопоставимы по
своему потенциалу;
-типы поведения участников ситуации буллинга имеют четкую структуру;
-в конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою позицию, привлекая окружающих
как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого
права не дают, в буллинге у жертвы нет какой-либо позиции и он не может предпринимать
необходимые действия в свою защиту.
Конфликт – это две активные противоборствующие стороны, а буллинг – это угнетение одной
стороны другой.
Таким образом, можно выделить следующие характеристики буллинга:
-умышленность и регулярность;
-неравенство сил;
-четкое распределение ролей;
-буллинг не заканчивается сам по себе.
Последствия буллинга
От последствий травли страдает не только тот, кому не повезло оказаться
в роли жертвы. Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех
детей, ведь если у нас так – можно, если травля – в порядке вещей, часть обычной
жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной,
нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает
сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию
способностей, творчеству.
Последствиями для жертвы травли могут быть:
-Tрудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса.
-Постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно.
-Устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного»,
«не такого, как надо».
-Тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы.
-Депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы.
-Cоциальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием
социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы. Иногда эти проблемы не
проходят без психотерапевтического лечения.
-Психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания, которые также могут быть очень
длительными и устойчивыми к лечению.
-Суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в 5 раз чаще, чем у
остальных школьников.
Последствия для преследователя:
Травля – это развращающий опыт для зачинщиков. В будущем у них меньше шансов на успешную
самореализацию и на хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами. Дети, занимающиеся
травлей, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение, включающее драки, воровство,
вандализм, прогулы школы, употребление психоактивных веществ.
Последствия для свидетеля:
Травля – это очень травматичный опыт для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний
конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее – аморально, но еще не имеют сил
осознать, что именно не так, и найти выход их ситуации. Кроме того, они боятся, что,
заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не
чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно
страдает. Дети, которые становятся свидетелями травли, испытывают страх, беспомощность, стыд
за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к гонениям, иллюзорно
поддержав свою персональную безопасность.
Ошибки взрослых
Часто взрослые, сталкиваясь с травлей в детском коллективе, совершают типичные ошибки,
которые приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется. Итак, чего
не надо делать в случае травли.
1. Ждать, что само пройдет. Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно.
2. Искать причины и объяснения. Причин, по которым возникает травля много: и потребность
возраста, и давление закрытой системы, и личные особенности детей, и недостаток опыта у
педагогов, и фоновая агрессия в обществе. Но множество вполне объективно существующих
причин не делают травлю приемлемой.
3. Путать травлю и непопулярность. Никто никому не обязан, чтобы его все любили и хотели с ним
дружить. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не
любит. Суть травли – насилие. Популярность – это вопрос психологический. Групповое насилие –
это вопрос нарушения прав.
4. Считать травлю проблемой только жертвы.
Конечно, явственно страдает именно жертва. Однако важно понимать, что страдают в результате
все. Страдает жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму
самооценки, а то и нарушения эмоционального развитии из-за долгого и сильного стресса.
Страдают свидетели, получившие опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое
слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться
жертвой. Страдают преследователи, получая опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и
правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и
близких отношений, в конечном итоге – к деструктивным, асоциальным чертам личности.
5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы. Это иллюзия, что для того, чтобы стать
жертвой надо быть каким-то особенным. Внешность, национальность, дешевая одежда – все может
стать основанием для объявления жертвы «не такой». Причина травли – не в особенностях жертвы,
а в особенностях группы. Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто
травит.
6. Давить на жалость. Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать
посочувствовать. Чаще всего это не помогает. Только укрепляет их в позиции сильного, который
хочет казнит, хочет милует.
Профилактика буллинга
Профилактическая работа в сфере травли (буллинга) и социализации детей и подростков
регламентируется рядом нормативно-правовых актов. Так, Основной закон государства —
Конституция Российской Федерации в главе 2 закрепляет равенство прав и свобод граждан вне
зависимости от таких признаков, как пол, раса, национальность, религия и т.д., и запрещает любые
формы дискриминации граждан, а также создание организаций, деятельность которых направлена
на свержение конституционного строя, подрыв территориальной целостности и разжигание розни.
Цель профилактической работы — это предотвращение распространения травли (буллинга) детей
и унижающего чести и достоинства воздействия на них. Приказ Минобрнауки России от
31.05.2021 г. (№ 287) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» содержит требования по формированию
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности. В основе ФГОС лежат представления
об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и
ученического сообщества в целом.
Решение дисциплинарных проблем, связанных с травлей, может занимать много
рабочего времени классного руководителя. Поэтому лучше предупреждать эту проблему! Все
превентивные действия можно разделить на следующие категории:
1. Текущая работа: обсуждение и мониторинг ситуации общения между обучающимися класса.
2. Просветительская работа со всеми участниками образовательных отношений: обучающимися,
педагогами, родителями.
3. Распространение информационных материалов.
Виды мероприятий по профилактике травли (буллинга) среди детей и подростков,
осуществляемых педагогами образовательных организаций.
1.Виды профилактических мероприятий в учебном процессе
-профилактический урок
-профилактическая лекция
-ежедневный мониторинг ситуаций общения между учащимися через наблюдение
-тематические классные часы
-дискуссии, круглые столы
2. Виды мероприятий в рамках воспитательной работы
-просмотр фильмов
-чтение книг
-приглашение волонтеров, студентов, психологов
-патриотическое воспитание
-духовно-нравственное воспитание
3. Виды мероприятий в рамках просветительской работы
с учителями, родителями и учащимися
-просветительская беседа, встреча
-круглые столы с представителями правоохранительных органов
-взаимодействие с сотрудниками (участковыми уполномоченными ПДН), привлечение их к
проведению занятий, бесед с учениками и родителями
-родительские собрания
4. Виды досуговых мероприятий
-проведение совместных классных мероприятий (игр, квестов, тренингов,
упражнений)
В качестве примера можно привести массовые флешмобы и другие мероприятия, нацеленные на
повышение осведомленности людей о существующей проблеме. Такие мероприятия стараются
проводить каждый год, все более привлекая общественность к проблеме травли.
В школах и образовательных учреждениях рекомендуется проводить
кампании с тематикой «Час против ненависти» в Международный день борьбы с буллингом,
который отмечается 4 мая по инициативе ООН, признавшей его проблемой всеобщего масштаба.
История возникновения так называемого Дня розовой рубашки положила начало всемирной
борьбе против буллинга в школах. В День борьбы с буллингом проводятся акции, когда люди
могут надевать розовую одежду как символ противостояния насилию. Проводимые мероприятия
направлены на работу с детьми и взрослыми.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что наибольший эффект имеет систематическое
проведение занятий и классных часов, на которых обучающимся доводится информация об
ответственности (административной, уголовной и гражданской) за травлю (буллинг) и агрессивное
поведение.