Напоминание

«Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС».


Автор: Шапиянова Галия Уахасовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №33
Населённый пункт: город Красный Кут, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС».
Дата публикации: 06.05.2025
Раздел: полное образование





Назад




Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений

современного образования в рамках реализации ФГОС

Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки

выпускников школы в условиях ФГОС, введение новых образовательных стандартов,

научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития

интеллектуального и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением

одаренных детей и работой с ними.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности.

Приоритетная задача современного общества: создание условий, обеспечивающих

выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Цель работы:

Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

Создание системы внеурочной работы с учащимися.

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

Организация исследовательской работы учащихся.

В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем

одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того,

вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием

образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований

молодежного

рынка

труда,

отсутствием

механизма

социальной

поддержки

для

талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального

общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала

значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми

является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и

развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития

и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация

их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа

дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности

детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего

образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника

вообще и личности одарённой в частности.

Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и

развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе

наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического

мышления.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения

социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста

интеллектуального уровня подрастающего поколения.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила

начало

формирования принципиально новой системы непрерывного образования,

предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его

удовлетворения.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям

опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых

людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям,

тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее

десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и

развивающие

образовательные

технологии

изменили

отношение

к

учащимся,

проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании

начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий

невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один

из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание

условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей,

реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных

направлений развития системы образования.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации, на мой взгляд, становится

интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями

ведущих

идей

общественного

процесса.

Поэтому,

одаренные

дети

должны

рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных

педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на

улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными

молодыми людьми.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности

знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, я вижу

решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного

образования.

Работа с одаренными детьми должна быть одним из приоритетных направлений и в

нашей гимназии. Думаю, именно данная проблема стала темой моего доклада «Работа с

одаренными

детьми

как

одно

из

приоритетных

направлений

современного

образования в рамках реализации ФГОС ООО»

Основные формы работы и поддержки одаренных детей

Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его

одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще

недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять

пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся -

обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.

Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая) организация

факультативных и кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;

работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения

развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных

форм работы на уроке);

проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях,

творческих выставках;

поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных

олимпиадах;

участие в акциях; научно-практических конференциях

проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста,

развитию креативности;

психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;

консультации

для

детей,

подростков

и

родителей,

нуждающихся

в

психологической поддержке.

Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться

на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп

учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного

плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения

предполагают использование современных информационных технологий (в том числе

дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать

адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых

групп

в

большей

степени,

чем

работа

в

классе,

позволяют

реализовать

дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это

помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие

считаю одним из важнейших аспектов в своей работе. В работе по развитию детской

одарённости по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты: работа на

уроках - дифференцированный подход; проблемное обучение; проектная деятельность;

развитие критического мышления; работа в группах; применение педагогических

технологий.

Во внеурочной деятельности немаловажным в работе с высокомотивированными и

одарёнными учащимися, на мой взгляд, является подготовка к проводимым творческим и

интеллектуальным конкурсам различных уровней: регионального, муниципального,

школьного. Так, мои воспитанники с огромным желанием участвовали в международной

игре-конкурсе «Русский медвежонок» и во Всероссийской олимпиаде по русскому языку

и литературе математике, окружающему миру, английскому языку, изобразительному

искусству технологии, организованной центром проведения олимпиад «РОСКОНКУРС».

Дипломами 1 степени были отмечены учащиеся Бабич Елизавета, Цымлянская Анна по

математике, русскому языку,2 степени по литературному чтению Дерягин Марк.

В рамках реализации программы «Одарённые дети» в нашей школе успешно

осуществляется научно-исследовательская деятельность учащихся под непосредственным

руководством

педагогов.

Ежегодно

мои

воспитанники

представляют

свои

исследовательские работы, защищают свои проекты как в рамках школы так и на уроках

литературного чтения, окружающего мира ,что, несомненно, способствует развитию и

реализации творческого потенциала учащихся. Темы научных исследований носят

различный характер: предметный, общепредметный, исследовательский, творческий.

Работу с одаренными детьми по русскому языку, математике и литературе провожу в

форме индивидуальных консультаций и групповых занятий.

Так же во внеурочной деятельности актуальными для учащихся

считаю олимпиады, позволяющие выявить способных и одарённых детей.

Помимо интеллектуального направления в своей работе использую и творческое

направление, реализуя его через открытые уроки и внеклассные мероприятия: конкурсы

чтецов, стихотворения собственного сочинения, конкурсы сочинений, международная

дистанционная олимпиада по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок».

Безусловно, это способствует созданию ситуации успеха, раскрытию творческих

способностей.

Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение придаю их

участию в конкурсах различного уровня. Ребята получают возможность проявить свои

таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем

творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. Очень радуют своими

успехами мои ученики 1 класса Шрамко Денис, Еланская Евгения и Мордвинова София,

которые участвовали в конкурсе чтецов на тему: «Сказочная гостиная», заняли 1 место в

инсценировке

басни И.А. Крылова « Стрекоза и муравей», посвященной неделе

начальных классов.

Такие конкурсы позволяют учащимся в максимальной степени раскрыть свой

творческий потенциал. С целью стимулирования интереса к предмету практикую участие

детей и в конкурсах собственного сочинения стихотворений.

Этому способствует и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и

литературному чтению, в рамках которых одарённые учащиеся проявляют способности,

участвуя в выставках творческих работ; в викторинах по русскому языку и литературе,

формирующие определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивающие объём

знаний и расширяющие кругозор.

Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым

победам. Я считаю, что организация работы с одарёнными детьми как направление

внеурочной работы является важным способом формирования и развития ключевых

компетенций учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое

состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом

качестве

первооткрывателя.

Все это дает возможность детям развивать свои творческие способности, оценивать роль

знаний и увидеть их применение на практике. Таким образом, проектно-исследовательская

деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность,

целеустремлённость школьников, а значит, помогает решению главных задач современной

школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни

в высокотехнологичном, современном мире.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися

таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и

действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление

инициативы

и

самостоятельности. Учитель

должен

организовать

самостоятельную

деятельность учащихся, создать «развивающую среду», в которой каждый мог бы

реализовать свои способности и интересы.



В раздел образования