Автор: Шапиянова Галия Уахасовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №33
Населённый пункт: город Красный Кут, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС».
Дата публикации: 06.05.2025
Раздел: полное образование
Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений
современного образования в рамках реализации ФГОС
Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки
выпускников школы в условиях ФГОС, введение новых образовательных стандартов,
научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития
интеллектуального и духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением
одаренных детей и работой с ними.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Приоритетная задача современного общества: создание условий, обеспечивающих
выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Цель работы:
Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
•
Создание системы внеурочной работы с учащимися.
•
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Организация исследовательской работы учащихся.
В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем
одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того,
вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием
образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований
молодежного
рынка
труда,
отсутствием
механизма
социальной
поддержки
для
талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального
общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала
значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми
является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и
развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития
и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация
их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа
дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности
детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего
образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника
вообще и личности одарённой в частности.
Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и
развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения
социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста
интеллектуального уровня подрастающего поколения.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила
начало
формирования принципиально новой системы непрерывного образования,
предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его
удовлетворения.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям
опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых
людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям,
тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее
десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и
развивающие
образовательные
технологии
изменили
отношение
к
учащимся,
проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании
начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий
невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один
из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание
условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей,
реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных
направлений развития системы образования.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации, на мой взгляд, становится
интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями
ведущих
идей
общественного
процесса.
Поэтому,
одаренные
дети
должны
рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных
педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на
улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными
молодыми людьми.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности
знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, я вижу
решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного
образования.
Работа с одаренными детьми должна быть одним из приоритетных направлений и в
нашей гимназии. Думаю, именно данная проблема стала темой моего доклада «Работа с
одаренными
детьми
как
одно
из
приоритетных
направлений
современного
образования в рамках реализации ФГОС ООО»
Основные формы работы и поддержки одаренных детей
Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его
одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще
недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять
пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся -
обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.
Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая) организация
факультативных и кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;
работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения
развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных
форм работы на уроке);
проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях,
творческих выставках;
поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных
олимпиадах;
участие в акциях; научно-практических конференциях
проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста,
развитию креативности;
психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;
консультации
для
детей,
подростков
и
родителей,
нуждающихся
в
психологической поддержке.
Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться
на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп
учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного
плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения
предполагают использование современных информационных технологий (в том числе
дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать
адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых
групп
—
в
большей
степени,
чем
работа
в
классе,
позволяют
реализовать
дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это
помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие
считаю одним из важнейших аспектов в своей работе. В работе по развитию детской
одарённости по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты: работа на
уроках - дифференцированный подход; проблемное обучение; проектная деятельность;
развитие критического мышления; работа в группах; применение педагогических
технологий.
Во внеурочной деятельности немаловажным в работе с высокомотивированными и
одарёнными учащимися, на мой взгляд, является подготовка к проводимым творческим и
интеллектуальным конкурсам различных уровней: регионального, муниципального,
школьного. Так, мои воспитанники с огромным желанием участвовали в международной
игре-конкурсе «Русский медвежонок» и во Всероссийской олимпиаде по русскому языку
и литературе математике, окружающему миру, английскому языку, изобразительному
искусству технологии, организованной центром проведения олимпиад «РОСКОНКУРС».
Дипломами 1 степени были отмечены учащиеся Бабич Елизавета, Цымлянская Анна по
математике, русскому языку,2 степени по литературному чтению Дерягин Марк.
В рамках реализации программы «Одарённые дети» в нашей школе успешно
осуществляется научно-исследовательская деятельность учащихся под непосредственным
руководством
педагогов.
Ежегодно
мои
воспитанники
представляют
свои
исследовательские работы, защищают свои проекты как в рамках школы так и на уроках
литературного чтения, окружающего мира ,что, несомненно, способствует развитию и
реализации творческого потенциала учащихся. Темы научных исследований носят
различный характер: предметный, общепредметный, исследовательский, творческий.
Работу с одаренными детьми по русскому языку, математике и литературе провожу в
форме индивидуальных консультаций и групповых занятий.
Так же во внеурочной деятельности актуальными для учащихся
считаю олимпиады, позволяющие выявить способных и одарённых детей.
Помимо интеллектуального направления в своей работе использую и творческое
направление, реализуя его через открытые уроки и внеклассные мероприятия: конкурсы
чтецов, стихотворения собственного сочинения, конкурсы сочинений, международная
дистанционная олимпиада по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок».
Безусловно, это способствует созданию ситуации успеха, раскрытию творческих
способностей.
Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение придаю их
участию в конкурсах различного уровня. Ребята получают возможность проявить свои
таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем
творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. Очень радуют своими
успехами мои ученики 1 класса Шрамко Денис, Еланская Евгения и Мордвинова София,
которые участвовали в конкурсе чтецов на тему: «Сказочная гостиная», заняли 1 место в
инсценировке
басни И.А. Крылова « Стрекоза и муравей», посвященной неделе
начальных классов.
Такие конкурсы позволяют учащимся в максимальной степени раскрыть свой
творческий потенциал. С целью стимулирования интереса к предмету практикую участие
детей и в конкурсах собственного сочинения стихотворений.
Этому способствует и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и
литературному чтению, в рамках которых одарённые учащиеся проявляют способности,
участвуя в выставках творческих работ; в викторинах по русскому языку и литературе,
формирующие определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивающие объём
знаний и расширяющие кругозор.
Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым
победам. Я считаю, что организация работы с одарёнными детьми как направление
внеурочной работы является важным способом формирования и развития ключевых
компетенций учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое
состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом
качестве
–
первооткрывателя.
Все это дает возможность детям развивать свои творческие способности, оценивать роль
знаний и увидеть их применение на практике. Таким образом, проектно-исследовательская
деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность,
целеустремлённость школьников, а значит, помогает решению главных задач современной
школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни
в высокотехнологичном, современном мире.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися
таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и
действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление
инициативы
и
самостоятельности. Учитель
должен
организовать
самостоятельную
деятельность учащихся, создать «развивающую среду», в которой каждый мог бы
реализовать свои способности и интересы.