Автор: Сунагатуллина Алсу Фирдависовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 г.Туймазы
Населённый пункт: г.Туймазы, Туймазинский район, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НЕЙРОГИМНАСТИКА-ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА»
Дата публикации: 06.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
П
ринято на педагогическом Утверждаю
совете МАДОУ Заведующий МАДОУ
детский сад № 15 г. Туймазы детский сад № 15 г. Туймазы
Протокол № 1 от_______2025г. __________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«НЕЙРОГИМНАСТИКА-ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА»
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор – составитель:
Сунагатуллина Алсу Фирдависовна
Должность: учитель-логопед
Туймазы, 2025 г.
Пояснительная записка.
Направленность: социально-педагогическая.
Новизна. Программа универсальна, и подходит как здоровым детям, так и детям,
имеющим особенности развития. Программа разнообразна. На каждом занятии
упражнения
подбираются
таким
образом,
чтобы
стимулировать
развитие
когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической
сфер ребенка.
Программа разработана в первую очередь для детей с:
•
низкой устойчивостью к нагрузкам;
•
наличием утомляемости;
•
трудностями координации движений;
•
отсутствием плавности движений, не удержанием равновесия;
•
для медлительных детей;
•
с трудностями управления движениями, саморегуляции;
•
наличием мышечных зажимов, нарушениями мышечного тонуса;
•
испытывающих трудности в общении;
•
переживающих эмоциональное напряжение.
Актуальность.
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют
катастрофическое нарастание у детей следующих патофеноменов: обилие
сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Масса детей
демонстрирует
задержки
и
искажения
психоречевого
развития,
несформированность произвольной саморегуляции и т.д. В совокупности это
приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и
адекватной адаптации к социуму. Приоритетное участие нейропсихологии —
науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в
решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую
очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской
популяции. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития,
активно
развивающийся
в
нашей
стране
с
начала
1980-х
годов,
сразу
зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно,
поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая
база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского
возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и
активно
внедряются
в
практику
коррекционно-абилитационные
методы,
разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой,
А.А.
Цыганок,
Н.К.Корсаковой
и
Ю.В.
Микадзе
и
др.
Эффективность
нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами,
работающими
над
проблемой
психолого-педагогического
сопровождения
процессов развития. С точки зрения нейропсихологического подхода это во
многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской
популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в
младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано
созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для
онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или
искажениях
становления
подкорково-корковых
и
межполушарных
взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий
мозга.
Программа описывает курс активизации полноценной работы левого и
правого полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста, с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей. Представляет собой систему
организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Социально-
коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель. Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих
нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью
физических упражнений, объединение движения и мысли.
Задачи:
Образовательные
- синхронизация работы полушарий,
- оздоровление организма за счет улучшения иммунитета.
Развивающие
- развитие интеллектуальной деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- развитие межполушарной специализации;
Воспитательные
- воспитывать волю ребенка.
Возраст детей. 4-5 лет.
Срок реализации. 8 месяцев - с 01.10.2025 г. по 23.05.2026г.
Форма занятий. Очная, подгрупповая.
Режим занятия. Среда с 10.00 до 10.20 ч.
Ожидаемые результаты
Занятия способствуют:
Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
Развитию межполушарного взаимодействия;
Повышению умственной работоспособности;
Оптимизации интеллектуальных процессов;
Коррекции проблем поведения, развитию саморегуляции;
Развитию способностей к межличностному взаимодействию;
Совершенствованию способности к концентрации внимания;
Стабилизации эмоционального фона;
Развитию плавности, ритмичности, точности движений;
Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
Преодолению стеснительности, робости;
Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
Лучше ориентируется в окружающем мире;
Легче налаживает отношения со сверстниками;
Повышается работоспособность;
Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
Повышается самооценка ребенка;
Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания;
Происходит оздоровление организма за счет улучшения иммунитета;
Приобретает базу для успешной дальнейшей учебы в школе.
Форма подведения итогов.
Форма отслеживания результатов усвоения образовательной программы
предполагает:
- индивидуальное наблюдение – при выполнении практических приемов
обучающихся;
- итоговой мониторинг.
Оценочный лист
№ Ф.И.ребёнка
Развитие
плавности,
ритмичности
, точности
движений.
Развитие
познавательн
ых
психических
процессов.
Развитие
работоспосо
бности
Доброжела
тельное
отношение
со
сверстника
ми
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ИТОГО:
Начало года:
Достаточно сформировано____ детей___%;
Сформировано ___ детей ___ %;
На стадии формирования ____ детей ____ %;
Конец года:
Достаточно сформировано____ детей___%;
Сформировано ___ детей ___ %;
На стадии формирования ____ детей ____ %;
Список детей
1.
Анастасиев Артур -08.06.2020
2.
Ахметгареева Ариана -29.04.2020
3.
Аюпов Эмиль -28.02.2020
4.
Герфанов Марсель -08.11.2019
5.
Головизина Аюна – 23.12.2019
6.
Мингазова Алиса -
7.
Минибаев Матвей -22.11.2019
8.
Помешалкина Арина -28.11.2019
9.
Туров Артем -17.08.2020
10.Фролова Мирослава-16.12.2019
11.Хакимовой Адель-09.05.2020
12.Ханнанов Данияр -20.03.2020
Содержание программы.
Программа содержит следующие тематические блоки:
1. Улучшение мозгового кровообращения.
На начальной стадии упражнения направлены, в основном, на улучшение
функционирования
подкорковых
структур,
улучшения
мозгового
кровообращения, повышения работоспособности:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения.
2. Развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа
физического «Я».
Большое
внимание
уделяется
развитию
мелкой
моторики:
многие
упражнения проводятся с целью улучшения межполушарного взаимодействия.
Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.
Пальчиковые игры и упражнения:
-игры манипуляции;
-сюжетные пальчиковые упражнения;
-пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой;
-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;
- работа со счетными палочками;
- упражнения с горохом, фасолью, шерстяной нитью;
- игры – шнуровки;
- игры с конструктором.
Высокий
уровень
развития
мелкой
моторики
свидетельствует
о
функциональной зрелости коры головного мозга.
3.Улучшение саморегуляции.
Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:
1. Упражнения, направленные на развитие произвольных движений и
самоконтроля.
2.
Упражнения, направленные на развитие произвольной активности,
формирование эмоциональной и волевой сферы.
3. Упражнения, направленные на развитие психической саморегуляции,
способствующие успокоению и снятию напряжения.
В комплекс занятий направленных на развитие саморегуляции детей
необходимо
включать
дыхательные
упражнения,
массаж,
растяжки,
постизометрическую релаксацию (ПИРС) и аутогенную тренировку.
Учебно-тематический план работы кружка
«Нейрогимнастика-гимнастика для мозга»
№
Месяц
Дата
Тема занятий
Длит-ть
Октябрь
02.10.24
1.Познакомить детей друг с
другом.
2. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
3. Входящая диагностика
познавательных процессов и
навыков коммуникации.
1. Игра «Снежный ком»
2. Психодиагностика развития
нейропсихологических процессов
(свойства внимания, памяти,
развитие речи, мышления)
3. Кто Я? Какой Я?
20 мин
09.10.24
1.Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
2 1. Кинезиологические
упражнения: Игра «Перекрестные
шаги»
Дыхательные упражнения Вдох-
выдох.
Глазодвигательные упражнения
Психокоррекционные игры:
«Конкурс на лучший комплимент»
16.10.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в
себе, своих возможностях,
формирование позитивной
самооценки.
Кинезиологические упражнения:
Упражнение «Ленивая восьмерка»
Дыхательные упражнения Вдох-
выдох.
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры: Упражнение
«Энергетическая зевота»
Психокоррекционные игры: За что
ты можешь себя поблагодарить?
24.10.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на занятии. Развитие
познавательных психических
процессов.
2.Развитие коммуникативных
умений и навыков, умение работать
в группе.
3.Привлечь внимание детей к
эмоциональному миру человека.
Кинезиологические упражнения:
Упражнение «Кнопки Земли»,
«Ушки»
Дыхательные упражнения Вдох-
выдох.
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры
Психокоррекционные игры: «Как
избежать ссоры»
30.10.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (1-ый
вариант)
Упражнение «Двойной рисунок»
Растяжки Фараон-1
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
Когнитивные игры
Игры с
нейротренажером (с колпачками)
Психокоррекционные игры:
«Поездка в другой город»
Ноябрь
06.11.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Развитие коммуникативных
умений и навыков, умение работать
в группе.
3.Привлечь внимание детей к
эмоциональному миру человека.
4.Актуализация понятия
"позитивное
отношение к миру и ситуации".
Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (1-ый
вариант)
Самомассаж головы Когнитивные
игры.
Психокоррекционные игры: «Ищем
позитив»
Растяжки Фараон-1
13.11.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Привлечение внимания к
эмоциональному миру человека.
3. Формирование умения
справляться со
своими негативными эмоциями.
4. Обсуждение: что плохого в
негативном
поведении?
Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (2-ый
вариант)
Глазодвигательные упражнения
Самомассаж
головы «Щечки»
Психокоррекционные игры: «Я
плачу когда…»
20.11.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Знакомство с эмоцией «гнев».
3.Развитие умения распознавать
это эмоциональное состояние и
учитывать его в процессе общения
с другими людьми.
4.Формирование навыка умения
справляться со своими
негативными эмоциями.
Кинезиологические упражнения:
Дыхательные упражнения (2-ый
вариант)
Глазодвигательные упражнения
«Очки»
Психокоррекционные игры:
«Позы»
27.11.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в
себе, своих возможностях,
формирование
позитивной самооценки
Кинезиологические упражнения:
Самомассаж ушей «Кнопки мозга»
Глазодвигательные упражнения
Психокоррекционные игры:
«Царственная походка»
Декабрь
04.12.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
Кинезиологические упражнения:
Самомассаж ушей «Кнопки мозга»
Глазодвигательные упражнения
«Лягушка»
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры:
«Кнопки на Себе»
11.12.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Привлечение внимания к
эмоциональному миру человека.
3. Формирование умения
справляться со
своими негативными эмоциями.
4. Обсуждение: что плохого в
негативном поведении?
Кинезиологические упражнения:
«Двойной рисунок» «Кольцо»
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные
Игры.
Психокоррекционные игры:
«Мои ошибки
18.12.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Развитие пространственных
представлений.
3.Развитие умения распознавать
это эмоциональное состояние и
учитывать его в процессе общения
4.Формирование навыка умения
справляться со своими
негативными эмоциями.
Кинезиологические упражнения:
«Позитивные точки» «Кошка»
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные Игры.
Психокоррекционные игры:
«Позлись»
25.12.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Привлечение внимания к
эмоциональному миру человека.
3. Формирование умения
справляться со
своими негативными эмоциями.
4. Обсуждение: что плохого в
негативном поведении?
Кинезиологические упражнения:
Самомассаж ушей «Кнопки мозга»
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры:
«Царственная походка»
Январь
15.01.25
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Развитие пространственных
представлений.
3.Развитие умения распознавать
это эмоциональное состояние и
учитывать его в процессе общения
с другими
людьми.
4.Формирование навыка умения
справляться со своими
негативными
эмоциями.
Кинезиологические упражнения:
«Позитивные точки» «Путаница»
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры:
«дорогие мне люди»
22.01.25
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о
себе.
Кинезиологические упражнения:
«Шляпа
мыщления» «Молоток – пила»
Глазодвигательные упражнения
Растяжки
Фараон-2 Когнитивные игры
Психокоррекционные игры: «что
думают обо мне окружающие?»
29.01.25
1. Создание благоприятной атмосферы
на занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
Кинезиологические упражнения: «Шляпа
мышления» «Нос – ухо»
Глазодвигательные упражнения
Растяжки Фараон-2
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в себе,
своих возможностях, формирование
позитивной самооценки.
Когнитивные игры
Психокоррекционные игры: «дорогие
мне люди»
Февраль
05.02.24
1. Создание благоприятной атмосферы
на занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в себе,
своих возможностях, формирование
позитивной самооценки.
Кинезиологические упражнения: «Крюки
Дениссона» «Кулак - ребро –ладонь»
Глазодвигательные упражнения
Растяжки Фараон-2
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры: «посмотри
на себя со стороны»
12.02.24
1. Создание благоприятной атмосферы
на занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о себе.
Кинезиологические упражнения:
«Крюки
Дениссона» «Виват-окей»
Глазодвигательные упражнения
Растяжки Фараон-2
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры: «мой самый
радостный день»
19.02.24
1. Создание благоприятной атмосферы
на занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Привлечение внимания к
эмоциональному миру человека.
3. Формирование умения справляться со
своими негативными эмоциями.
4. Обсуждение: что плохого в
негативном поведении?
Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие
межполушарное взаимодействие,
нормализующие мышечный тонус,
углубляющие позитивное отношение,
повышающие энергетические
возможности ребенка.
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры: «превращение слов»,
«новые загадки» Психокоррекционные
игры: «кормушка»
26.02.24
1. Создание благоприятной атмосферы
на занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование уверенности в себе,
своих возможностях, формирование
позитивной самооценки.
Кинезиологические упражнения:
Упражнения, развивающие
межполушарное взаимодействие,
нормализующие мышечный тонус,
углубляющие позитивное отношение,
повышающие энергетические
возможности ребенка.
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры: «рифмы», «добавь
словечко» Психокоррекционные игры:
«улучшим настроение»
05.03.24
1. Создание благоприятной атмосферы
на занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Сформировать положительное
отношение к познавательной
деятельности.
3. Формирование представлений о себе.
Кинезиологические упражнения: «Сова»
«Лезгинка» Растяжки Фараон-2
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные
Игры.
Психокоррекционные игры:
«качества людей»
Март
12.03.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Развитие речи.
3.Развивать невербальное и
вербальное
общение. 4.Развивать навыки
самоконтроля.
Кинезиологические упражнения:
«Сова»
«Живот-макушка» Растяжки
Фараон-2
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры: «если
бы я был тобой»
19.03.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Развитие речи.
3. Формирование
самостоятельности,
уверенности в себе.
Кинезиологические упражнения:
«Заземлитель» «Описываем круги»
Растяжки Фараон-2
Глазодвигательные
упражнения Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры: «какая
твоя обида»
Апрель
09.04.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Развитие пространственных
представлений.
3. Развитие коммуникативной и
эмоциональной сферы детей.
Кинезиологические упражнения:
«Заземлитель» «Замок» Растяжки
Фараон-2
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные
Игры.
Психокоррекционные игры:
«Кто мне очень нравится и за что?»
16.04.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. развитие пространственных
представлений. 3. Формирование
представлений о себе
Кинезиологические упражнения:
«Описываем круги» «Собачка –
пистолет»
Дыхательные упражнения На вдохе
подъем руки Глазодвигательные
упражнения
Когнитивные
игры.Психокоррекционные игры:
«Лесенка
23.04.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2.Развитие речи.
3.Создавать нравственные основы
личности ребенка.
Кинезиологические упражнения:
«Описываем круги» «Алфавит»
Дыхательные упражнения На вдохе
подъем
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры: «место
за столом
30.04.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Развитие речи.
3. Формирование
самостоятельности,
уверенности в себе.
Кинезиологические упражнения:
«Замок»
«Лесенка» Дыхательные
упражнения На
вдохе подъем Глазодвигательные
упражнения
Когнитивные игры.
Психокоррекционные игры:
«похвали
себя»
07.05.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Развитие внимания.
3. Развитие коммуникативной и
эмоциональной сферы детей.
Кинезиологические упражнения:
Упражнения на нейроскакалке
«Разноцветный текст»
Дыхательные
упражнения На вдохе подъем
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные
игры.Психокоррекционные игры:
«приоритеты»
14.05.24
1. Создание благоприятной
атмосферы на
занятии. Развитие познавательных
психических процессов.
2. Развитие внимания.
3. Формирование представлений о
семейном укладе, уважительных
взаимоотношениях в семье.
Кинезиологические упражнения:
Упражнения на нейроскакалке
«Слон»
Дыхательные упражнения На вдохе
подъем
Глазодвигательные упражнения
Когнитивные игры: Работа с
нейротренажерами
Психокоррекционные
игры: «мое настроение»
21.05.24
Мониторинг «слушаем тишину»
«как избежать ссоры» «улучшим
настроение»
«разные приветствия»
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01 октября 2024 года;
Окончание учебного года -23 мая 2025 года.
Количество недель в учебном году: 34
Объем недельной нагрузки:
Общее количество занятий в неделю в группах:
от 4 лет до 5 лет – 1 занятие (продолжительность – 20 мин.);
Форма организации образовательной деятельности:
-Занятия
- совместная деятельность педагога и детей.
Сроки проведения каникул, их начало и окончание:
С 31 декабря 2024 года по 12 января 2025 года;
С 29 марта 2025 года по 6 апреля 2025 года.
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых
результатов (посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с
детьми):
Первичный –со 2 сентября 2024 года по 13 сентября 2024 года;
Итоговый –с 12 мая 2025 года по 23 мая 2025 года.
Организационно-педагогические условия
Кадровые: педагог-психолог
Сунагатуллина Алсу Фирдависовна
Образование высшее
Материально- технические условия: групповое помещение средней группы №2,
наглядности, карточки, игры.
Методическое обеспечение программы
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр,
карточек с упражнениями)
Список использованной литературы.
1. П. Дениннсон. «Гимнастика мозга» - 2015г.
2. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольнилов-СПб., 2008г.
3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! - СПб., 2009г.
4.Сполдинг Дж. Обучение через движение- М., 1992г.
5. Лопухина К.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение – СПб., 1997г.
6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 -9 лет –
М.,2003г;
7. Журнал « Дошкольное воспитание» , 2005г № 3, №6, статьи Е. Плутаевой и
П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет.