Напоминание

Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим


Автор: Хохоева Алла Казбековна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж
Населённый пункт: г. Ардон
Наименование материала: конспект урока
Тема: Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим
Дата публикации: 06.06.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока

Обучающие:

*обучение новым правилам согласования сказуемого с подлежащим:

закрепление основных лингвистических понятий: собирательное

существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и

обратный порядок слов;

подготовиться к редактированию текста;

отрабатывать умение находить предложения с грамматической ошибкой и

редактировать ;

Воспитательные:

формировать умение работать и мыслить самостоятельно;

вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;

воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Развивающие:

развивать способность анализировать предложение;

работать над умением устно формулировать новое правило и

анализировать примеры.

Оформление урока:

Учебник

Тест по теме.

Ход урока.

1.

Оргмомент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Проблемный вопрос:

Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?

Сколько студентов присутству…т сегодня на уроке?

Большинство обучающихся нашей группы хорошо подготовил…сь к уроку.

Прошл… две недели.

Вот над этой темой мы сегодня и будем работать (объявление темы урока)

3. Объяснение нового материала с самостоятельным анализом примеров (стр.169)

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

МН.Ч.

1

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

неодушевлённое сущ.;

собирательное сущ.

народ,молодёжь,студенчеств

о,крестьянство);

обозначает животное;

местоимение: КТО,НИКТО,

КТО-ТО.

Несколько лампочек то гасл.., то тускло

разгорал..сь.

Молодёжь охотно участву..т в движении

Гринпис».

Никто, даже специалисты, не мог..

1

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

одушевл

ённое

сущ.;

неодуше

влённое

сущ. –

сказуем

ое -

АКТИВ

НОЕ

ДЕЙСТ

ВИЕ:

поставить диагноз.

Прилетел.. несколько голубей..

Большинство

учащихся хорошо

отвечал.. на уроке.

Восемь самолётов

взлетел.. попарно.

Большинство

учащихся работал..

летом.(НО:

Большинство

работало летом)

2

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ:

Абсолютное большинство +сущ.;

Подавляющее большинство +сущ.;

Огромное большинство +сущ.;

Только, лишь, всего,

Едва, часть, каждый,

Всякий, любой,

Много, немного,мало, немало, сколько,

столько.

Абсолютное большинство учащихся школы

принял.. участие в концерте.

Только человек шесть справил..сь с заданием.

Пришл.. лишь пять человек.

2

Дистанционное

расположение

главных членов:

Большинство

учащихся, успешно

закончив школу,

поступа..т в вузы.

Ряд специалистов,

окончивших вузы,

направля..тся в село.

3.

СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:

Несколько человек ранен.. .

Большинство писем доставлен.. .

3

ОДНОРОДНЫЕ

подлежащие или

сказуемые. ПРЯМОЙ

ПОРЯДОК СЛОВ:

Большинство детей и

подростков

занима..тся в

спортивных секциях

школы.

4

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое

перед подлежащим), предл. имеет значение

бытия, наличия, существования.

ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:

В начале улицы появил..сь несколько теней.

В комнате был.. два окна.

В санях сидел.. три мужика.

4.

Подлежащее –

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ

КОЛИЧЕСТВО чего-

либо (ВСЕГО,

ОКОЛО,БОЛЬШЕ,

МЕНЬШЕ,

СВЫШЕ):

Около двадцати

человек провожал..

его.

5.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

мера , вес, время (лет, месяцев,

недель, дней, часов)

сущ: пара, тройка, десяток,

дюжина, сотня, масса, уйма,

бездна, тысяча, миллион,

миллиард и т.п.

До конца уроков оставал..сь 5 минут

Публики сегодня был.. целая сотня.

Тысяча книг уж просмотрен...

5

СИС- именная часть

которого –

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

МН.Ч.:

Большая часть домов

этом районе камен… .

Большинство девушек

были приезж… .

6.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – составное числительное на

«ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т д .:

Прошл.. 100 лет.

В соревнованиях участвовал.. 21

6

Числительное

2,3,4

вх

одит в состав

подлежащего:

представитель школ района.

Три заявления лежал..

на столе.

ДВОЯК

АЯ

ФОРМ

А

1

Подлежащее

оба лица равноправны в

действиях-Мн. Ч.,

если одно лицо –

основное,другое сопутствующе

е-ЕД.Ч.

Брат с

сестрой приехали

(=приехал) в

деревню.

Жена с

мужем приглашены

(=приглашена

гости.

2.

Сказуемое

ЕД.Ч.-показывает действие как

одно целое.

МН.Ч. –показывает раздельные

действия.

Пять

солдат отправилось

в разведку (одной

группой)

Пять

солдат отправились

в разведку.(каждый

со своим заданием)

3

Сказуемое согласуется с именем

СОБСТВЕННЫМ.

Редактор

Павлова исправила р

укопись.

Врач Иванова

сегодня не

принимала.

4. Практикум по теме:

Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам

повестки дня единодушно (поддержать)

докладчика.

ПОДДЕРЖАЛИ

Подлежащее- существительное

одушевлённое.

Дистанционное расположение главных

членов предложения

.

2. Большинство учителей школы

(предъявлять) высокие требования к учащимся

и (добиваться) глубоких знаний у учащихся.

ПРЕДЪЯВЛЯЮТ И ДОБИВАЮТСЯ

Подлежащее- существительное

одушевлённое.

Прямой порядок слов.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих

завода (высказаться) против кандидата.

ВЫСКАЗАЛИСЬ

Подлежащее- существительное

одушевлённое.

Однородные подлежащие

4. На берегу (стоять) несколько верб.

СТОЯЛО

Подлежащее- существительное

неодушевлённое.

Обратный порядок слов.

Пассивное сказуемое.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

УЕХАЛА

Подлежащее со словом ЧАСТЬ

6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе,

уже (отправиться) в поход

ОТПРАВИЛИСЬ

Подлежащее- существительное

одушевлённое.

Дистанционное расположение главных

членов предложения

.

7. За коляской (бежать) четыре пса.

БЕЖАЛИ

Подлежащее- существительное

одушевлённое.

Числительное

4

входит в состав

подлежащего

8. Над головой (просвистать) две пули.

ПРОСВИСТЕЛИ

Подлежащее- существительное

неодушевлённое, но сказуемое

–«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

Числительное

2

входит в состав

подлежащего.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в

различных оздоровительных центрах

ОТДЫХАЕТ

Подлежащее- существительное со словом

НЕМАЛО

Задание: редактирование.

Немало интересных вопросов возникли при

обсуждении нового кинофильма.

ВОЗНИКЛО

Подлежащее- существительное

неодушевлённое со словом НЕМАЛО

В центральном универмаге продаются много

товаров.

ПРОДАЁТСЯ

Подлежащее- существительное

неодушевлённое со словом МНОГО.

Обратный порядок слов.

Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

ХОДИЛ

Одно лицо совершает основное

действие, другое- сопутствующее.

В шкафу лежат много интересных книг.

ЛЕЖИТ

Подлежащее- существительное

неодушевлённое со словом МНОГО.

Обратный порядок слов.

Сказуемое – «ПАССИВНОЕ»

На протяжении веков крестьянство боролись

против угнетения.

БОРОЛОСЬ

Подлежащее- существительное

СОБИРАТЕЛЬНОЕ.

Детство и юность её прошло в купеческой семье

ПРОШЛИ

Подлежащее-ОДНОРОДНЫЕ

существительные.

В деревне послышались топот и крики.

ПОСЛЫШАЛСЯ

Подлежащее- существительное

неодушевлённое.

Обратный порядок слов

Сказуемое согласуется с близстоящим

словом.

Большинство

дверей было низко для его

роста.

БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ)

СИС - именная часть прилагательное

В кружке занимается пять учеников.

ЗАНИМАЕТСЯ-ЗАНИМАЮТСЯ

(двоякая форма)

Большинство названных книг изданы недавно.

ИЗДАНО

Подлежащее- существительное

неодушевлённое.

Сказуемое – краткое причастие.

.

5.Итоговое тестирование по теме:

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И

СКАЗУЕМОГО.

ТЕСТ

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) В вузы поступили сорок один человек.

б) Большинство домов обветшало.

в) Несколько учеников подошли к письменному столу.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Слово взяла профессор Сергеева.

г) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) На столе стоит три подсвечника.

в) Часть станков была отправлена.

г) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) С тех пор миновало пять лет.

в) СМИ провело однодневную акцию протеста.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

1

2

3

4

а

Х

б

Х

в

Х

г

Х

6. Итог урока. Самостоятельная проверка теста, выставление оценок.

Обобщение по теме.

7. Д/З:

§68 (Г)



В раздел образования