Автор: Хмелевская Ксения Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние программы «Орлята России» на развитие социальной активности младших школьников
Дата публикации: 06.06.2025
Раздел: начальное образование
Хмелевская К. В., студентка
Научный руководитель:
Форолова Е. В., канд. пед. наук, доцент
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск, Россия
ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ «ОРЛЯТА РОССИИ» НА РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Данная статья рассматривает программу «Орлята России», с точки
зрения развития социальной активности младших школьников в России.
Представлен анализ того, как программа помогает детям осознать важность
социально-значимых ценностей, развивает навыки инициативности, лидерства
и гражданской активности, а также формирует положительный опыт участия в
социальных проектах.
Ключевые
слова:
«Орлята
России»,
социальная
активность,
младшие
школьники, программа, наставник.
Khmelevskaya K. V., student
Scientific supervisor:
Frolova E. V., Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor
South Ural State University of Humanities and Education,
Chelyabinsk, Russia
THE IMPACT OF THE "EAGLETS OF RUSSIA" PROGRAM ON THE
DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUNGER
SCHOOLCHILDREN
Abstract: This article examines the "Eaglets of Russia" program from the point of
view of the development of social activity of younger schoolchildren in Russia. The
article presents an analysis of how the program helps children realize the importance
of socially significant values, develops skills of initiative, leadership and civic
engagement, as well as forms a positive experience of participation in social projects.
Keywords: "Eaglets of Russia", social activity, primary school students, program,
mentor.
«Орлята России» - это программа развития социальной активности
младших школьников, которая является важной инновацией в системе
образования и воспитания в России.
В её
реализации
ключевую
роль
играют
организации,
такие
как
«Российское движение школьников», Российский детско-юношеский центр и
Всероссийский
детский центр «Орлёнок»,
с
поддержкой
Министерства
просвещения. Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного
возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования
социального
мира
на
основе
российских
базовых
национальных
ценностей,
накопленных
предыдущими
поколениями,
воспитание культуры общения, развитие самостоятельности и ответственности,
воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе [2].
Программа
«Орлята России»
нацелена
на
укрепление
устойчивого
социально экономического и духовного развития России, а также на
подтверждение статуса страны как лидера в областях образования, культуры,
науки, искусства, экономики и высоких технологий.
Программа «Орлята России» включает в себя семь треков: «Орлёнок-
Лидер»,
«Орлёнок-Эрудит»,
«Орлёнок-Мастер»,
«Орлёнок-Доброволец»,
«Орлёнок-Спортсмен», «Орлёнок-Эколог», «Орлёнок-Хранитель исторической
памяти». Эти семь направлений (треков) программы способствуют развитию
социальной активности среди учащихся. По итогам достижения определённых
результатов участники становятся «Орлятами России». Программа открывает
возможности
для
формирования
патриотизма,
поощряет
людей,
заинтересованных в идеях, готовых к обучению, творческому развитию,
научной деятельности, спортивным достижениям и созданию нового поколения
для благополучного будущего общества.
Программа «Орлята России» уделяет особое внимание управлению
рисками, связанными с современным детством, такими как негативное
воздействие информационной среды и цифрового пространства, социальная
изоляция, увеличение числа детей с аддиктивным поведением. Программа
разработана
с
учётом
особенностей
развития
младших
школьников
и
использует коллективно-творческий подход в рамках всех модулей проекта
социальной активности, что помогает педагогам эффективно организовывать
воспитательный процесс и снизить указанные риски.
Начальная
школа
играет
ключевую
роль
в
установлении
основ
социального развития детей и установлении связей с одноклассниками,
старшеклассниками и взрослыми. В рамках программы «Орлята России»
младшие школьники активно участвуют в жизни класса и школы, принимают
участие в разнообразных образовательных, творческих и развлекательных
мероприятиях. Они успешно работают в команде и могут проявить свои
способности как в групповых, так и в индивидуальных задачах.
Эта
программа
также
способствует
формированию
гражданской
активности уже на раннем этапе и развивает инициативу и лидерские качества
учеников.
Участие в программе «Орлята России» способствует привлечению
младших школьников к активным деятельностям в школе и семье, а также
способствует сохранению и развитию образовательной среды страны. В рамках
программы
осуществляется
наставничество,
где
старшие
школьники
и
взрослые выступают в качестве наставников для младших участников.
Программой
также
занимаются
педагоги
и
родители,
выполняя
разнообразные задания в коллективе, что способствует социализации и
повышению знаний учащихся в различных областях воспитания.
Изучение исследований показывает, что менторство играет ключевую
роль в работе с детьми и подростками, требует серьёзного подхода и
способствует созданию площадок для обмена опытом и проверки новых
методов и принципов воспитания. Данный принцип так же раскрывается в
содержании программы.
Участие в программе «Орлята России» помогает младшим школьникам
осознать важность социально-значимых ценностей проекта, вовлечься в
историю своего родного края и страны, понять значение государственных
символов, уважать духовно-нравственную культуру своей семьи и народа. Они
также осознают ценность человеческой жизни, свою половую принадлежность
и физические особенности, соответствующие их возрасту.
Младшие школьники активно занимаются спортом, стремятся к развитию
своего тела и понимают важность семьи, труда, общества, а также охраны
природы. Дети в младшем школьном возрасте способны оценить свои поступки
с точки зрения моральных норм, осознают свою ответственность и имеют
возможность выражать себя через различные творческие виды деятельности.
Кроме того, они обладают навыками личной гигиены и безопасного
поведения в повседневной жизни и в обществе. Дети проявляют активность в
социальной сфере, уважают государственные символы и места, связанные с
историческими личностями.
Использование накопленного положительного опыта из участия в
социальных проектах и разнообразной внеурочной деятельности становится
целями для младших школьников, участвующих в проекте «Орлята России», и
направляет их к достижению результатов и усвоению содержания проекта.
Список литературы / References
1.
Учебно-методический
комплекс
Программы
развития
социальной
активности
обучающихся
начальных
классов
«Орлята
России».
Методические
материалы
/
авторы-составители
Волкова
Н.
А.,
Китаева А. Ю., Сокольских А. А., Телешева О. Ю., Тимофеева И. П.,
Шатунова Т. И., Шевердина О. В., под общей редакцией Джеуса А. В.,
Сайфутдиновой Л. Р., Спириной Л. В. – Краснодар : Изд-во Новация, 2022 г.
2.
Программа
развития
социальной
активности
«Орлята
России»
для
обучающихся младших классов общеобразовательных школ под редакцией
Джеуса А. В., Рецензенты : Столбова Е. А., Пилипчевская Н. В.,
Фролова Е. В., Шебанец Е. Ю. 2022 г.