Автор: Мелякина Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №1"
Населённый пункт: город Трехгорный
Наименование материала: статья
Тема: Блоки Дьенеша, как универсальное средство в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Дата публикации: 06.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Игровые технологии с использованием
блоков Дьенеша, как универсальное
средство в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми
дошкольного возраста
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства
диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой
сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, речевого и игрового
общения.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в
дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является
следствием
целенаправленных
управленческих
педагогических
воздействий
и
организации педагогической среды.
Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки
Дьенеша.
Данная технология направлена на:
-формирование у детей представлений о свойствах предметов;
-развитие у детей умения решать познавательные задачи, через развитие
мыслительных
умений,
умения
кодировать-декодировать,
выполнять
логические
операции
-развитие элементарной алгоритмической культуры мышления, способности
производить действия в уме как предпосылок умения управлять своим поведением и
планировать свои действия
-развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности,
настойчивости
Логические блоки Дьенеша являются универсальным инструментом в работе психолога.
Они способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности. Их можно
использовать в работе с разными возрастными группами и в разной форме.
Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:
знакомство с блоками - самостоятельные игры (взвешивание, закапывание в песок,
вылавливание из воды и др.);
конструирование и моделирование;
изучение цвета, форм, свойств;
сравнение, классификация и обобщение;
работа с карточками свойств (кодирование и декодирование);
выполнение логических заданий и построение алгоритмов.
Младшим дошкольникам предлагаются простые игры и упражнения, цель которых
освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.
Вначале дети оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2
свойства (цвет, форма), затем 3 (цвет, форма, размер).
Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более
сложным задачам. Далее можно предложить
игры с использованием простых
алгоритмов (работа со стрелкой, которая указывает направление), проблемные задания.
Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются: поиск фигур по 3-4
свойствам, введение карточек и кубиков с символами, ведение отрицательного свойства,
работа с множествами, усложнение алгоритмов.
С логическими блоками дети выполняют много действий: меняют местами, убирают,
выкладывают, ищут, делят, сравнивают. Впервые знакомятся с понятиями кодировка
информации, алгоритмы, логическая операция.
В «Творческой мастерской» дети «рисуют» с помощью блоков героя (использование
технологии моделирования) и сочиняют историю про него, что способствует развитию
монологической
речи,
умению согласовывать
слова
в
предложении,
умению
сочинять, связно и последовательно рассказывать короткие сказки. Всё это производится
в игровой форме, непринуждённо и с интересом!
По аналогии можно придумывать
новые варианты игр, а также использовать
специальные альбомы и пособия, которые подобраны по возрастам.
Игры с блоками Дьенеша развивают аналитические способности, умение выделять
различные свойства, называть их, обозначать словом. У детей формируются навыки
выполнения различных предметных действий, обобщать
полученную информацию,
развивается
речь,
раскрываются
творческие
способности.
Чем
разнообразнее
и
интереснее организована деятельность с детьми, тем успешнее развиваются все
компоненты устной речи, повышается познавательная активность.
Выполняя различные задания, дети учатся контролировать свои действия в соответствии
с заданием, учатся достигать поставленной задачи и в процессе приобретают навык
терпения.
Таким образом, логические блоки Дьенеша – универсальный инструмент в практике
психолога
для
развития
и
коррекционной
работы
с
детьми. Данный
материал
используется в коррекционной работе с детьми, своевременно не осваивающими
образовательную программу, и в ходе индивидуальной работы с одаренными детьми.