Напоминание

Блоки Дьенеша, как универсальное средство в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста


Автор: Мелякина Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №1"
Населённый пункт: город Трехгорный
Наименование материала: статья
Тема: Блоки Дьенеша, как универсальное средство в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Дата публикации: 06.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые технологии с использованием

блоков Дьенеша, как универсальное

средство в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми

дошкольного возраста

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства

диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой

сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, речевого и игрового

общения.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в

дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является

следствием

целенаправленных

управленческих

педагогических

воздействий

и

организации педагогической среды.

Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки

Дьенеша.

Данная технология направлена на:

-формирование у детей представлений о свойствах предметов;

-развитие у детей умения решать познавательные задачи, через развитие

мыслительных

умений,

умения

кодировать-декодировать,

выполнять

логические

операции

-развитие элементарной алгоритмической культуры мышления, способности

производить действия в уме как предпосылок умения управлять своим поведением и

планировать свои действия

-развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности,

настойчивости

Логические блоки Дьенеша являются универсальным инструментом в работе психолога.

Они способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности. Их можно

использовать в работе с разными возрастными группами и в разной форме.

Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:

знакомство с блоками - самостоятельные игры (взвешивание, закапывание в песок,

вылавливание из воды и др.);

конструирование и моделирование;

изучение цвета, форм, свойств;

сравнение, классификация и обобщение;

работа с карточками свойств (кодирование и декодирование);

выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Младшим дошкольникам предлагаются простые игры и упражнения, цель которых

освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

Вначале дети оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2

свойства (цвет, форма), затем 3 (цвет, форма, размер).

Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более

сложным задачам. Далее можно предложить

игры с использованием простых

алгоритмов (работа со стрелкой, которая указывает направление), проблемные задания.

Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются: поиск фигур по 3-4

свойствам, введение карточек и кубиков с символами, ведение отрицательного свойства,

работа с множествами, усложнение алгоритмов.

С логическими блоками дети выполняют много действий: меняют местами, убирают,

выкладывают, ищут, делят, сравнивают. Впервые знакомятся с понятиями кодировка

информации, алгоритмы, логическая операция.

В «Творческой мастерской» дети «рисуют» с помощью блоков героя (использование

технологии моделирования) и сочиняют историю про него, что способствует развитию

монологической

речи,

умению согласовывать

слова

в

предложении,

умению

сочинять, связно и последовательно рассказывать короткие сказки. Всё это производится

в игровой форме, непринуждённо и с интересом!

По аналогии можно придумывать

новые варианты игр, а также использовать

специальные альбомы и пособия, которые подобраны по возрастам.

Игры с блоками Дьенеша развивают аналитические способности, умение выделять

различные свойства, называть их, обозначать словом. У детей формируются навыки

выполнения различных предметных действий, обобщать

полученную информацию,

развивается

речь,

раскрываются

творческие

способности.

Чем

разнообразнее

и

интереснее организована деятельность с детьми, тем успешнее развиваются все

компоненты устной речи, повышается познавательная активность.

Выполняя различные задания, дети учатся контролировать свои действия в соответствии

с заданием, учатся достигать поставленной задачи и в процессе приобретают навык

терпения.

Таким образом, логические блоки Дьенеша – универсальный инструмент в практике

психолога

для

развития

и

коррекционной

работы

с

детьми. Данный

материал

используется в коррекционной работе с детьми, своевременно не осваивающими

образовательную программу, и в ходе индивидуальной работы с одаренными детьми.



В раздел образования