Напоминание

"Секреты общения"


Автор: Чернова Нина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Зерновская ООШ"
Населённый пункт: с. Зёрново Суземский район Брянская область
Наименование материала: Классный час
Тема: "Секреты общения"
Дата публикации: 06.08.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час «Секреты общения» для учащихся 4 класса

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

1.

Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

2.

Научить навыкам позитивного общения учащихся.

3.

Формировать мотивацию построения позитивных

взаимоотношений.

1.

Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать

другого человека.

1.

Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим

товарищам.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное

обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

1.

Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

2.

Пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Игра «Приветствие».

Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие

сплоченности группы.

Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. На этом занятии мы не одни, у нас

много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала

давайте поприветствуем друг друга.

1 кадр. Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то

из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

«здравствуйте, девочки»,

«здравствуйте, мальчики»,

«здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,

«здравствуйте те, кто пришел сегодня в школу»,

«здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

«здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься»,

«здравствуйте, все!»

2 кадр. Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского

писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа,

разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда

ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать

человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми,

поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого

человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

3 кадр. Тема нашего занятия – «Секреты общения».

Что такое общение?

4 кадр. Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний,

опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.

Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает

положительные эмоции?

Нужно ли учиться общению?

(Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно

приносило человеку пользу и радость).

5 кадр. II. Основная часть.

Сказка «Мудрецы и слон»

Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А

вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город

привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, —

мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он —

слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо.

Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец.

Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба

неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет,

нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на

змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро

слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому,

каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью

крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.

Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в

индийской сказке? (Высказывания детей)

6 кадр.

Нужно прислушиваться к мнению других

Надо уметь слушать и слышать.

Нет смысла кричать.

Должна быть согласованность в действиях.

Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой

работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения,

умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться

сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

Мне нужны 7 человек. А кто это будет, определит жребий, для этого загляните на спинки

ваших стульев, там я приготовила вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые

яблоки, выходит к нам сюда.

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один

ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого

имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак,

постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа).

Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до

самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато

можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А

как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом

задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь

его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с

другими?

уметь внимательно слушать и слышать

Нет смысла кричать.

Должна быть согласованность в действиях.

не перебивать

умение задавать уточняющие вопросы

Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться

Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения

способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается

информация.

С помощью, каких средств происходит общение между людьми?

7 кадр. (Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют

вербальным).

вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.

невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции

(покраснение, побледнение) и т.д.

Упражнение «Язык жестов»

Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения.

Для этого к нам сюда выйдут желтые груши и желтые яблоки (8 человек)

Группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а

другая команда попробует отгадать.

Профессия: повар, зубной врач, учитель.

Группа груши покажет при помощи пантомимы животных

Животные: заяц, медведь, собака.

У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это

задание? (с помощью жестов, молодцы)

Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу

комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку

мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен

сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра

продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у

каждого только один раз.

Ребят, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент

или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему

обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.

Подведение итогов.

Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?

Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с

людьми?

А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не

ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.

Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий,

позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию,

тембр, а также мимику (выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда

выходят зеленые груши. ( чел)

1.

Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

Радость;

Страх;

Удивление;

Неудовольствие;

Грусть;

Торжественно.

1.

Посмотрите, как смотрят:

Лисица, сидящая перед вороной с сыром;

Папа после родительского собрания;

Начальник на подчинённого.

1.

Улыбнитесь, как улыбаются:

Очень вежливый японец;

Собака своему хозяину;

Кот на солнышке;

1.

Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

Учитель, недовольный ответом ученика;

Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;

Родитель, открывший дневник сына.

Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос,

громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)

Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

1 ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша. Придя в школу, Саша

обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок

и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно

взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом

обращаясь к Паше даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком

воспитанным, отказал Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша

не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал такого вероломства и

тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый

разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши

остался.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята.

Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга?

Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости.

Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг

обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к

которому так обратились с просьбой.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

III. Заключение.

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями

каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление

затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:

после нашего занятия настроение стало хорошим;

после нашего занятия настроение стало отличным;

те, кто:

познал секреты общения;

остался доволен нашим занятием;

а я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех,

кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения!

Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый

день, даже на целую неделю. На память от меня смайлы с секретами успешного общения!

Спасибо за работу и до новых встреч!

Приложения

повар

зубной врач

учитель

заяц

медведь

собака.

Правила доброжелательного общения.

1.

Обязательно улыбайтесь;

2.

Слушайте внимательно и показывайте свою заинтересованность;

3.

Старайтесь хотя бы немного поговорить о том, что интересно и приятно

собеседнику;

4.

Обращайтесь к собеседнику по имени и смотрите ему в глаза;

5.

Не оскорбляйте собеседника и не давайте негативных оценок его личности.



В раздел образования