Автор: Чернова Нина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Зерновская ООШ"
Населённый пункт: с. Зёрново Суземский район Брянская область
Наименование материала: Классный час
Тема: "Секреты общения"
Дата публикации: 06.08.2025
Раздел: начальное образование
Классный час «Секреты общения» для учащихся 4 класса
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.
Задачи:
1.
Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
2.
Научить навыкам позитивного общения учащихся.
3.
Формировать мотивацию построения позитивных
взаимоотношений.
1.
Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать
другого человека.
1.
Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим
товарищам.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное
обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
1.
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
2.
Пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Приветствие».
Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие
сплоченности группы.
Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. На этом занятии мы не одни, у нас
много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала
давайте поприветствуем друг друга.
1 кадр. Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то
из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
«здравствуйте, девочки»,
«здравствуйте, мальчики»,
«здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,
«здравствуйте те, кто пришел сегодня в школу»,
«здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
«здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься»,
«здравствуйте, все!»
2 кадр. Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского
писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа,
разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда
ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать
человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми,
поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого
человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
3 кадр. Тема нашего занятия – «Секреты общения».
Что такое общение?
4 кадр. Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний,
опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает
положительные эмоции?
Нужно ли учиться общению?
(Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно
приносило человеку пользу и радость).
5 кадр. II. Основная часть.
Сказка «Мудрецы и слон»
Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А
вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город
привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, —
мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он —
слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо.
Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба
неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет,
нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на
змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро
слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому,
каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью
крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в
индийской сказке? (Высказывания детей)
6 кадр.
Нужно прислушиваться к мнению других
Надо уметь слушать и слышать.
Нет смысла кричать.
Должна быть согласованность в действиях.
Игра «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой
работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения,
умение слушать и слышать другого человека.
«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться
сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.
Мне нужны 7 человек. А кто это будет, определит жребий, для этого загляните на спинки
ваших стульев, там я приготовила вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые
яблоки, выходит к нам сюда.
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один
ряд.
Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого
имени.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак,
постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа).
Внимательно посмотрите друг на друга!
И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до
самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато
можно друг с другом разговаривать.
Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!
Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А
как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом
задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь
его жестов, выражения лица).
Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с
другими?
уметь внимательно слушать и слышать
Нет смысла кричать.
Должна быть согласованность в действиях.
не перебивать
умение задавать уточняющие вопросы
Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться
Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения –
способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается
информация.
С помощью, каких средств происходит общение между людьми?
7 кадр. (Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют
вербальным).
вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.
невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции
(покраснение, побледнение) и т.д.
Упражнение «Язык жестов»
Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения.
Для этого к нам сюда выйдут желтые груши и желтые яблоки (8 человек)
Группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а
другая команда попробует отгадать.
Профессия: повар, зубной врач, учитель.
Группа груши покажет при помощи пантомимы животных
Животные: заяц, медведь, собака.
У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это
задание? (с помощью жестов, молодцы)
Игра «Комплименты»
Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.
Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу
комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку
мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен
сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра
продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у
каждого только один раз.
Ребят, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент
или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему
обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.
Подведение итогов.
Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?
Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с
людьми?
А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?
Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не
ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.
Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий,
позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию,
тембр, а также мимику (выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда
выходят зеленые груши. ( чел)
1.
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
Радость;
Страх;
Удивление;
Неудовольствие;
Грусть;
Торжественно.
1.
Посмотрите, как смотрят:
Лисица, сидящая перед вороной с сыром;
Папа после родительского собрания;
Начальник на подчинённого.
1.
Улыбнитесь, как улыбаются:
Очень вежливый японец;
Собака своему хозяину;
Кот на солнышке;
1.
Нахмурьтесь, как нахмуриваются:
Учитель, недовольный ответом ученика;
Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
Родитель, открывший дневник сына.
Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос,
громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)
Решение конфликтных ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.
1 ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша. Придя в школу, Саша
обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок
и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно
взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом
обращаясь к Паше даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком
воспитанным, отказал Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша
не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал такого вероломства и
тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый
разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши
остался.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята.
Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга?
Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости.
Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг
обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к
которому так обратились с просьбой.
Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
III. Заключение.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями
каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление
затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:
после нашего занятия настроение стало хорошим;
после нашего занятия настроение стало отличным;
те, кто:
познал секреты общения;
остался доволен нашим занятием;
а я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех,
кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения!
Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый
день, даже на целую неделю. На память от меня смайлы с секретами успешного общения!
Спасибо за работу и до новых встреч!
Приложения
повар
зубной врач
учитель
заяц
медведь
собака.
Правила доброжелательного общения.
1.
Обязательно улыбайтесь;
2.
Слушайте внимательно и показывайте свою заинтересованность;
3.
Старайтесь хотя бы немного поговорить о том, что интересно и приятно
собеседнику;
4.
Обращайтесь к собеседнику по имени и смотрите ему в глаза;
5.
Не оскорбляйте собеседника и не давайте негативных оценок его личности.