Напоминание

Использование тренажера «Здоровые ручки» в работе специалистов как инструмент формирования графомоторных навыков в группе детей со сложным дефектом «Особый ребенок»


Авторы: Мастерова Светлана Алексеевна, Катанаева Дарья Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 279
Населённый пункт: ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОЛГОГРАД
Наименование материала: статья
Тема: Использование тренажера «Здоровые ручки» в работе специалистов как инструмент формирования графомоторных навыков в группе детей со сложным дефектом «Особый ребенок»
Дата публикации: 06.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слайд 1. Тема: Использование тренажера «Здоровые ручки» в работе

специалистов как инструмент формирования графомоторных навыков в группе

детей со сложным дефектом «Особый ребенок»

Работая с детьми дошкольного возраста в группе «Особый ребенок», мы чаще

всего сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук,

слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей

преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность.

Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается

настроение.

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают

движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-

глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в

головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев

расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны,

отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются

для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Обычно

ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически

рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание,

связная речь. У детей со сложным дефектом наблюдается плохая координация

мелкой моторики пальцев рук. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты

при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу

и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Развитие мелкой

моторики - это одно из основных направлений работы специалистов. Актуальность

развития мелкой моторики в раннем возрасте обусловлена тем, что центр головного

мозга, отвечающий за мелкую работу пальцев, находится в непосредственной

близости от центра развития речи. Тем самым, когда мы развиваем работу

пальчиков рук, мы активно воздействуем ещё и на способность ребенка говорить. А

ведь речь – это одна из основных функций человека, позволяющая ему быть

полноценным членом социума. Именно речь помогает человеку достигнуть успехов

в работе, в личной жизни. Вот почему работа над способностью пальчиков активно

двигаться, выполняет различные захваты и другие мелкие действия руками.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна быть направлена и на

нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости,

равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между

движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание

быстроты реакций на словесные инструкции, развитие тонких двигательных

координаций.

Понимая важность этой проблемы, мы поставили перед собой цель: развивать

мелкую моторику и координацию движений рук у этой категории детей через

различные виды деятельности. Обратили свое внимание на тренажер «Здоровые

ручки» методика «Марии Мантессори».

Слайд 2. Описание тренажера: тренажер состоит из деревянной наклонной

поверхности, на которой с помощью тонких резинок крепятся кисти и пальцы

ребенка, к каждому пальцу направлен желобок (дорожка), заканчивающийся

отверстием под пальцем, по которому катится шарик. Для того, чтобы закатить

шарик в отверстие, ребенку необходимо поднять соответствующий палец вверх.

Тренажер для развития моторики рук - интересная конструкция, которая подойдет

для любого детского возраста и уровня развития, может использоваться в различных

областях педагогики. С помощью простого изобретения каждый пальчик на детской

руке можно тренировать отдельно.

Слайд 3. Тренажер подходит для подготовки руки к письму. Воздействие

тренажера способствует развитию мелкой моторики рук и поможет ребенку:

научиться дифференцировать пальцы рук; тренирует мышцы кисти и пальцев;

формирует тонкие движения пальцев рук; разрабатывает и укрепляет мышцы

запястья, учит переключаться с одного мануального движения на другое; закрепляет

в памяти названия пальцев рук; развивает скорость реакции; развивает

концентрацию внимания, навыки саморегуляции; улучшает работу головного мозга.

Так же применяется для восстановления работы кистевых связок после

полученных травм, укрепляет мышцы кисти, контролирующие захват. Также

тренажер применяется для реабилитации, травм, послеоперационного периода

пациентов, переживших инсульт, у которых нарушена координация пальцев.

Правила работы с тренажером

Взрослый говорит ребенку, что сейчас он будет ловить шарики и показывает

дорожки, по которым будут катиться шарики и отверстия, находящиеся в конце

дорожки, в которые может закатиться шарик. Кисти и пальцы ребенка закрепляются

на тренажере, и взрослый показывает, что каждый палец можно понять вверх и под

пальцем находится отверстие для шарика.

Взрослый раскладывает шарики на панели, в каждом желобке по шарику. В

процессе игры постоянно добавляет шарики.

Помним, что игра – это, прежде всего, интересно и весело. Осваивали тренажер

постепенно, не допускали переутомления ребенка. Если не получалось освоить

следующий этап, не спешили, позволили ребенку быть успешным там, где ему

легко, а потом двигались дальше. Мотивация в обучении - главный помощник.

Освоение тренажера, подготовительный этап.

Если ребенок не знает названий пальцев, взрослый дотрагивается до большого

пальца правой руки, «правая рука - большой палец» и считает до трех. На счет три

взрослый толкает шарик на дорожку, ребенок поднимает палец, шарик закатывается

в отверстие. Последовательно ребенок с помощью взрослого осваивает названия

пальцев правой руки от большого пальца к мизинцу, затем левой руки.

Если ребенок не может поднять обособленно каждый палец, или некоторые пальцы

(поднимается вся кисть или несколько пальцев), взрослый придерживает остальные

пальцы, стимулируя ребенка поднять вверх нужный палец и закатить шарик,

формируя мышечную память на правильное движение.

Ребенок знает названия пальцев. Взрослый говорит ребенку, например: «правая рука

- указательный палец». Увидев, что ребенок нашел нужный палец, взрослый

выкатывает шарик на дорожку (либо считает до трех). Ребенок поднимает палец

вверх, и шарик скатывается в отверстие. Задания повторяются с другими пальцами.

Продолжительность игры 10-15 минут.

Если ребенок освоил названия пальцев и может быстро их найти и поднять, закатив

шарик в отверстие, можно ускорить игру, сделав паузу между называнием пальца и

движением шарика минимальной. Если ребенок не успел поднять палец, взрослый

забирает шарик, это считается штрафным очком.

На следующем этапе взрослый называет одинаковые пальцы обеих рук, например:

«указательные пальцы», и выкатывает два шарика на дорожки. Задача ребенка,

поднять два пальца одновременно и поймать шарики.

Каждая следующая игра идет на усложнение, поэтому осваивать их с ребенком

нужно поочередно.

Взрослый называет два разных пальца на обеих руках. Например, «правая - большой

палец, левая - средний». Задача ребенка, поднять два пальца одновременно и

поймать шарики.

Взрослый называет два пальца одной руки, например: «правая рука - указательный,

мизинец». Задача ребенка, поднять два пальца одновременно и поймать шарики.

Взрослый называет два пальца одной руки и такие же два пальца другой руки,

например: «указательный, мизинец». Задача ребенка, поднять четыре пальца

одновременно и поймать шарики.

Взрослый называет два пальца одной руки и один палец другой руки, например:

«правая – большой, средний, левая - средний». Задача ребенка, поднять три пальца

одновременно и поймать шарики.

Взрослый называет два пальца одной руки и два пальца другой руки, например:

«правая – указательный, мизинец, левая – указательный средний». Задача ребенка,

поднять четыре пальца одновременно и поймать шарики.

Взрослый говорит, что теперь он будет поочередно катить шарики

(слева направо) для левой руки от мизинца пальца к большому пальцу, а потом

правой от большого пальца к мизинцу. Задача ребенка последовательно в быстром

темпе поднимать пальцы левой руки, затем правой и закатывать шарики.

Упражнение повторяется, только в другом направлении (справа налево) от мизинца

правой руки, к мизинцу левой руки. Задача ребенка последовательно в быстром

темпе поднимать пальцы правой руки, затем левой и закатывать шарики.

Взрослый говорит, что теперь он будет поочередно катить шарики от больших

пальцев обеих рук к мизинцам (от центра к периферии). Задача ребенка

последовательно в быстром темпе поднимать пальцы обеих рук и закатывать

шарики.

Взрослый говорит, что теперь он будет поочередно катить шарики от мизинцев

обеих рук к большим пальцам (от периферии к центру). Задача ребенка

последовательно в быстром темпе поднимать пальцы обеих рук и закатывать

шарики.

Для получения максимального эффекта в работы включены

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у

детей со сложным дефектом через различные виды деятельности, совершенствуя

условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей, мы добились следующих

результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость

рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие

произвольного

внимания,

зрительного

и

слухового

восприятия;

создана

эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.



В раздел образования