Автор: Абельгузина Лиана Рустемовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка" с. Миловка
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Миловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Дата публикации: 06.09.2025
Раздел: дошкольное образование
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе по средствам
ортоковриков
Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. В
дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного,
нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей,
воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание
обеспечивают здоровье,
энергию,
выносливость
детей.
Словосочетания
«здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли
прочное место в работе с детьми.
Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни,
потребности
в
ежедневной
двигательной
деятельности
отражены
во
всех
ныне
действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию,
формированию
культурно-гигиенических
навыков
и
основных
движений
в
этих
программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.
Дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом,
компьютером, перед телевизором) которое увеличивает нагрузку на определенные группы
мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной
мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие и задержку
возрастного развития. В процессе роста у детей возникают различные виды деформации
позвоночника, ног и стоп.
Одной из самых распространенных здоровьесберегающих технологий является подвижная
игра. Для детей игры способствуют развитию ловкости, правильно координируют
движения, вырабатывают определенные навыки, учат сосредотачиваться на главных
моментах, приучают к самостоятельности и оказывают
сильный терапевтический
эффект. Часто такие занятия сопровождаются детскими активными
песнями или
расслабляющими мелодиями в зависимости от вида занятия. Игра всегда вызывает у
ребенка неподдельный интерес, и он с большим удовольствием отвлекается от капризов и
легких недугов.
В связи с этим я решила
использовать нестандартный метод профилактики
плоскостопия, такой как «Ортоковрик».
Ортоковрики– это набор природных экологически чистых материалов с различными
поверхностями (для развития тактильных ощущений стоп) :
Мелкие деревянные шарики (диаметром1,5-2 см.);
Массажные дорожки с шипами разной высоты;
Крупные и мелкие пуговицы;
Кухонные губки для мытья посуды с различной поверхностью
Готовые ортоковрики с различными вариациями исполнения.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или
наличия особого оборудования. Эти игры проводятся при наличии объективной
необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или
предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано
характером предстоящей или проведенной деятельности, они могут проводиться как
индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные
игровые задания, я могу в определенной степени оценить уровень их физической
подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных
процессов. Провожу игры как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для
максимального эффекта обращаю внимание на пояснения к играм. Используемые мною
игры чрезвычайно многообразны: «В лес по грибы», «Мишка косолапый», «Перейди через
реку», «Тоннель», «Лягушки» т.д. Они всегда совершенствуются и усложняются.
Содержание игр изменяется вместе с возрастными особенностями ребёнка.
«Ортоковрики» помогают нам:
укреплять голеностопные суставы ног;
формировать правильные стопы;
активировать кровоснабжение;
тренировать мышцы;
массировать стопы, на которых очень много биологически активных точек (их
активно стимулируют при акупунктуре);
массаж рук и активизация биологически активных точек на них;
развитию мозга и способности детей к обучению.
Неотъемлемым компонентом наших занятий является пальчиковая гимнастика, которую
я провожу ежедневно в традиционном виде или с помощью ортоковриков. Также
пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту
реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Таким образом, ортоковрики можно применять для массажа и стимуляции ног и рук,
придумывая множество вариаций игр как с музыкальным сопровождением так и без. Так
же можно предложить детям самостоятельно играть с ковриками и остальным инвентарем
развивая воображение и самостоятельность.
Мы не ставим цель достигнуть высоких результатов за короткий отрезок времени.
Главное здесь – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности,
чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и
здоровье окружающих. Мы за всестороннее развитие, в радость.