Напоминание

Развитие графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Пантелеева Юлия Львовна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 20 «Ласточка»
Населённый пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 06.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ

НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Уважаемые родители!

Подготовка ребенка к школе – это комплексный процесс, включающий

в себя развитие целого ряда навыков, необходимых для успешного

обучения. Одним из ключевых компонентов готовности к школе

является развитие графомоторных навыков. Именно от них во многом

зависит, насколько легко и успешно ребенок освоит письмо, чтение и

другие академические навыки. В данной консультации мы

рассмотрим, что такое графомоторные навыки, почему они важны для

старших дошкольников, и как родители могут помочь своим детям в их

формировании.

1. Что такое графомоторные навыки и почему они важны?

Графомоторные навыки – это совокупность сложных двигательных и

координационных способностей, которые позволяют ребенку

управлять инструментом письма (карандашом, ручкой) и переносить

свои мысли, образы и идеи на бумагу. Эти навыки включают в себя:

Мелкую моторику кисти и пальцев: Способность совершать

точные, мелкие движения пальцами.

Зрительно-моторную координацию: Согласованность между

тем, что видит глаз, и тем, что делает рука.

Координацию движений руки: Способность управлять

движениями всей руки – от плеча до кончиков пальцев – для

выполнения точных и плавных линий.

Пространственную ориентацию: Умение ориентироваться на

листе бумаги, соблюдать строки, поля.

Стабилизацию кисти и предплечья: Умение удерживать руку в

стабильном положении во время письма.

Значение графомоторных навыков для старших дошкольников:

К старшему дошкольному возрасту (5-6 лет) ребенок активно

готовится к школе. На этом этапе развитие графомоторных навыков

приобретает особую актуальность по ряду причин:

Подготовка к письму: Основная и наиболее очевидная

причина. Умение правильно держать карандаш, проводить

линии, рисовать фигуры – это база для освоения букв и цифр.

Недостаточно развитая моторика может привести к тому, что

ребенок будет быстро уставать при письме, писать

неразборчиво, испытывать трудности с правильным написанием

букв, что, в свою очередь, может вызвать негативное отношение

к учебе.

Развитие когнитивных функций: Исследования показывают

тесную связь между развитием мелкой моторики и развитием

высших психических функций, таких как внимание, память,

мышление, речь. Процесс рисования и письма стимулирует

работу головного мозга, формируя новые нейронные связи.

Развитие речи: Тонкие движения пальцев рук связаны с

речевыми центрами головного мозга. Развивая мелкую

моторику, мы способствуем и развитию речевых способностей

ребенка.

Повышение самооценки и уверенности в себе: Успешное

выполнение заданий, связанных с рисованием и письмом,

приносит ребенку чувство удовлетворения и повышает его

самооценку. Это формирует позитивное отношение к учебной

деятельности.

Развитие усидчивости и концентрации

внимания: Выполнение задач, требующих мелкой моторики,

требует от ребенка сосредоточенности и терпения. Постепенно

эти навыки переносятся и на другие виды деятельности.

2. Особенности развития графомоторных навыков у старших

дошкольников (5-7 лет)

К старшему дошкольному возрасту нервная система ребенка уже

достаточно сформирована, что позволяет ему осваивать более

сложные двигательные навыки. Однако, важно понимать, что все дети

индивидуальны, и темпы развития могут отличаться.

К 6-7 годам дети, как правило, демонстрируют следующие

умения:

Удерживание пишущего инструмента: Большинство детей

правильно захватывают карандаш или ручку трехпальцевым

(щепотка) или четырехпальцевым способом. Неправильный

захват (например, кулачный) может свидетельствовать о

недостаточной развитости мелкой моторики и требовать

коррекции.

Направление движений: Ребенок способен рисовать прямые,

наклонные линии, круги, волнистые линии, простые

геометрические фигуры (квадрат, треугольник).

Навыки копирования: Может копировать простые узоры,

фигуры, первые буквы и цифры.

Контроль силы нажима: Ребенок начинает понимать, с какой

силой нужно нажимать на карандаш, чтобы линия была четкой,

но не продавливала бумагу.

Следование заданной линии: Может вести карандаш по

заданной линии (прямой, изогнутой, в лабиринте) без

существенных отклонений.

Рисование по образцу: Способен рисовать простые предметы,

воспроизводя их основные формы.

На что следует обратить внимание родителям:

Неправильный захват пишущего инструмента: Если ребенок

держит карандаш кулаком, всеми пальцами, или использует

очень сильный нажим.

Трудности при рисовании прямых линий,

кругов: Неуверенность движений, сильные дрожания руки.

Сложности с копированием узоров и букв: Ребенок не может

воспроизвести простые элементы, линии получаются

хаотичными.

Быстрая утомляемость: Ребенок быстро устает, роняет

карандаш, отказывается от деятельности.

Отсутствие зрительного контроля: Ребенок рисует, не глядя

на лист, или смотрит только на карандаш.

Если вы замечаете подобные сложности у своего ребенка, это не

повод для паники, а сигнал к тому, чтобы уделить особое внимание

развитию его графомоторных навыков.

3. Роль родителей в развитии графомоторных навыков

Родители играют ключевую роль в подготовке ребенка к школе, и

развитие графомоторных навыков – одна из важнейших

составляющих этой подготовки. Ваша задача – создать

благоприятные условия для развития моторики, предлагать ребенку

разнообразные виды деятельности и поддерживать его интерес.

3.1. Стимулирование мелкой моторики через игровую

деятельность:

Именно через игру дети учатся, познают мир и развивают свои

способности. Игры, направленные на развитие мелкой моторики,

должны быть разнообразными, интересными и соответствовать

возрастным возможностям ребенка.

Игры с мелкими предметами:

o

Сортировка и перебирание: Игры с мелкими деталями

конструктора (LEGO, мозаика), пуговицами, бусинами,

крупами (рис, гречка, макароны). Дети могут сортировать их

по цвету, форме, размеру, пересыпать из одной емкости в

другую.

o

Нанизывание: Нанизывание бусин, пуговиц, макарон на

нитку или леску – отличный способ тренировки

координации движений пальцев.

o

Работа с природными материалами: Собирание и

перебирание мелких камешков, ракушек, шишек, листьев.

Игры с пластичными материалами:

o

Лепка: Лепка из пластилина, теста для лепки, глины.

Ребенок может создавать фигурки, раскатывать колбаски,

расплющивать лепешки, отщипывать кусочки. Это

прекрасно развивает мелкие мышцы рук и пальцев.

o

Тестопластика: Использование соленого теста для

создания поделок.

o

Работа с папье-маше: Создание объемных фигур из

бумаги и клея.

Игры с бумагой:

o

Рвать бумагу: Можно предложить ребенку нарвать бумагу

на мелкие кусочки для аппликаций.

o

Складывание бумаги (оригами): Простые формы оригами

(журавлик, самолетик, лодочка) развивают мелкую

моторику, пространственное мышление и умение

следовать инструкциям.

o

Аппликация: Вырезание ножницами (безопасными

детскими ножницами) различных форм и наклеивание их на

основу.

Игры с использованием инструментов:

o

Игры с мозаикой: Вставляние мелких элементов в основу.

o

Игры с прищепками: Прикрепление прищепок к краям

коробок, ниток.

o

Завинчивание и отвинчивание: Игры с крышками от

бутылок, винтами и гайками (под присмотром взрослых).

3.2. Специальные упражнения для развития графомоторных

навыков:

Помимо общих игр, существуют специальные упражнения,

направленные на подготовку руки к письму.

Штриховка:

o

Рисование прямых линий: Предложите ребенку провести

прямые линии сверху вниз, слева направо, сверху справа

вниз, слева снизу вверх.

o

Рисование волнистых линий: Полоски, зигзаги, спирали.

o

Закрашивание фигур: Аккуратно закрашивать контуры

(круг, квадрат, треугольник, простые изображения) без

выхода за линии. Важно, чтобы ребенок не просто

“замазывал” фигуру, а старался делать это аккуратно,

контролируя движения.

Рисование по точкам и контурам:

o

Обведение точек: Предложите ребенку соединить точки,

чтобы получилась линия или фигура.

o

Дорисовывание недостающих частей: Например,

дорисовать вторую половину симметричной фигуры,

дорисовать недостающие детали изображения.

o

Обведение по контуру: Предложите ребенку обвести

контуры готовых рисунков или букв.

Рисование лабиринтов:

o

Прохождение лабиринтов помогает развивать зрительно-

моторную координацию, умение контролировать свои

движения и следовать заданной траектории. Начинайте с

простых лабиринтов с широкими проходами и постепенно

переходите к более сложным.

Прописи для дошкольников:

o

Использование специальных прописей, предназначенных

для детей 5-7 лет. Важно выбирать прописи с крупными

элементами, простыми узорами и первыми

буквами/цифрами.

o

Важно: Не заставляйте ребенка писать слишком много.

Лучше заниматься по 10-15 минут, но регулярно. Главное –

не скорость и количество, а качество и правильность

выполнения.

3.3. Правильная организация рабочего места:

Правильная организация рабочего места ребенка также играет

важную роль в развитии графомоторных навыков:

Удобный стол и стул: Высота стола и стула должна

соответствовать росту ребенка, чтобы его ноги свободно

касались пола, а предплечья могли удобно располагаться на

столешнице.

Хорошее освещение: Рабочее место должно быть хорошо

освещено, предпочтительно естественным светом.

Дополнительно можно использовать настольную лампу.

Правильное расположение пишущего

инструмента: Карандаш или ручка должны лежать удобно, не

вызывая напряжения.

Лист бумаги: Располагать лист бумаги следует немного под

наклоном, чтобы ребенку было удобнее писать. Левая рука (для

правшей) должна быть немного выше правой.

3.4. Выбор пишущего инструмента:

Карандаши: Для дошкольников лучше выбирать трехгранные

карандаши – они способствуют правильному захвату. Карандаши

должны быть средней мягкости (HB или B), чтобы не

приходилось сильно нажимать.

Ручки: Специальные детские ручки с утолщенным гриппом или

эргономичной формой.

Не используйте слишком тонкие пишущие

инструменты, требующие сильного нажима.

3.5. Важность последовательности и регулярности:

Не торопите ребенка: Развитие графомоторных навыков – это

процесс, требующий времени. Не сравнивайте своего ребенка с

другими.

Регулярность: Занимайтесь с ребенком регулярно, даже

понемногу. Ежедневные короткие занятия гораздо эффективнее,

чем одно большое занятие раз в неделю.

Терпение и поддержка: Хвалите ребенка за старание, даже

если результат не идеален. Поддерживайте его, когда он

испытывает трудности. Создайте позитивную атмосферу, чтобы

занятия приносили ребенку радость.

4. Ошибки, которых следует избегать родителям:

Форсирование событий: Начинать обучение письму слишком

рано, заставлять ребенка писать много и долго. Это может

вызвать негативное отношение к письму и к школе в целом.

Сравнение с другими детьми: «А вот Маша уже пишет буквы, а

ты…» – такие сравнения подрывают самооценку ребенка.

Критика и наказание: Исправлять ошибки ребенка в негативной

форме, ругать за неаккуратность.

Отсутствие игры: Превращать развитие моторики в скучные и

утомительные занятия.

Игнорирование проблем: Если вы замечаете стойкие

трудности, не стоит надеяться, что они пройдут сами.

5. Когда следует обратиться за помощью к специалистам?

Если, несмотря на ваши усилия, вы замечаете, что у ребенка стойкие

трудности с графомоторными навыками, рекомендуется обратиться к

следующим специалистам:

Педагог-психолог: Может провести диагностику уровня

развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации,

определить причины трудностей и предложить индивидуальные

коррекционные упражнения.

Логопед: Если трудности с моторикой сочетаются с проблемами

речевого развития, логопед поможет скорректировать оба

аспекта.

Врач-невролог: В редких случаях стойкие нарушения моторики

могут быть связаны с особенностями нервной системы. Невролог

поможет исключить или подтвердить медицинские причины.

Заключение

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников – это

фундамент для успешного обучения в школе. Это не только

подготовка к письму, но и стимул для развития мышления, речи,

внимания и самооценки ребенка. Ваша роль как родителей – создать

поддерживающую, игровую и развивающую среду, в которой ваш

ребенок сможет раскрыть свой потенциал.

Помните, что каждый ребенок уникален, и его развитие происходит в

индивидуальном темпе. Главное – это ваша любовь, терпение,

поддержка и совместные занятия, которые будут приносить радость и

пользу вашему малышу. Систематическое внимание к развитию

мелкой моторики и графомоторных навыков в дошкольном возрасте –

это инвестиция в успешное будущее вашего ребенка.

Желаем вам и вашим детям успехов на этом важном этапе подготовки

к школе!



В раздел образования