Напоминание

"Путешествие к подножию вулкана"


Автор: Буравлёва Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП МБДОУ №14
Населённый пункт: Мурманская обл,г.Оленегорск, нп Высокий
Наименование материала: занятие
Тема: "Путешествие к подножию вулкана"
Дата публикации: 06.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ООД познавательной направленности в старшей группе

«Путешествие за сокровищами»

Цель: обогащение знаний детей в познавательно-исследовательской

деятельности через выполнение заданий различной направленности.

Задачи:

Содействовать обогащению представлений детей в области географии (карта,

материк, флора, фауна, отражение на карте островов, морей, океанов).

Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане (из

чего состоит, как работает).

Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового

опыта для решения разных видов задач в условиях игрового взаимодействия

со взрослым и сверстниками.

Активизировать применение детьми опыта познавательной деятельности, в

возможности

изготовить

вулкан

и

разбудить

его.

Учить

выполнять

несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.

Обогащать опыт сотрудничества детей друг с другом, совершенствовать

умение договариваться, распределять объём работы (формировать умение

работать в малых группах, договариваться и согласовывать свои действия).

Материал: книга, карта разрезанная на 4 части (с портретом капитана

Врунгеля на 1 части), звуковая запись капитана, карточки с заданиями,

сундук с предметами, материал для опыта, пластилин.

Ход деятельности:

- Ребята, а вы любите читать книги? В группе есть книжный уголок, а какие

книги самые интересные? А мне нравятся энциклопедии, давайте мы

рассмотрим нашу энциклопедию.

Открывается воспитателем энциклопедия - падает лист бумаги (часть карты)

на пол.

- Ой, ребята, вы не знаете что это? (рассмотреть). А как вы догадались? На

что же это похоже, я вижу кусок Земли, по-моему, это остров на карте. А что

вокруг острова? Давайте рассмотрим целую карту. Это карта мира. Что

изображено синим цветом? (реки, моря, озёра, океаны).Давайте сосчитаем

океаны, какие? Горы каким цветом выделены? А что выделено зелёным

цветом? Знаете, как называется растительный мир? (флора) А животный мир

земли? (фауна) А кому и зачем нужна карта? (с её помощью находят путь,

направление). В каких же случаях она нужна?

- У нас в руках целая карта или часть её? (ответы детей) Мне тоже кажется,

что это только часть карты. Сможет ли она нам подсказать? А в углу чей-то

портрет?

- А это - капитан Врунгель, путешественник на яхте под названием Беда. Для

чего к нам попала часть карты? А может быть это послание кому либо?

( включается запись голоса: «Йо-хо-хо, если вы меня слышите, значит моё

послание попало в надежные руки. Пираты заточили меня в темницу, и

отпустят, когда вы найдете заклинание, которое разбудит вулкан. Под

вулканом вы найдете клад. Карта поможет вам его найти. Желаю вам

успехов!»)

- Поможем капитану? Что нам надо найти? (заклинание, которое разбудит

вулкан) А вы знаете, что такое вулкан? Что значит разбудить вулкан? Когда

вулканы называют спящими? Ответы на эти вопросы мы найдем в

путешествии.

- Ну что ж, вы готовы к трудностям? Тогда отправляемся в путешествие,

идти будем только по команде. Давайте посмотрим, есть ли на этой части

карты подсказка (зеркало) А как нам до него дойти подскажут следы.

Боком, приставным шагом, держась за руки - мы идем по узкому краю

ущелья. Звучит таинственная музыка.

-

Наш

первый

привал:

Перед

вами

лежат

зеркала

и

карточки

с

зашифрованными словами, прочитать вы их сможете, только глядя через

зеркало. Попробуем? Для этого задания вам нужно разделиться по парам

(один держит зеркало - другой читает слово). Договоритесь, кто будет

держать, а кто читать. (слова на карточках: материк, фауна, флора, остров,

вулкан). Ну что, ребята, первое препятствие мы с вами прошли.

Ой, ребята, посмотрите мы с вами нашли вторую часть карты.

- На нашей карте, тоже есть вулканы.

- А вы знаете, что такое вулкан? Я расскажу вам одну легенду о вулкане:

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять

у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо

посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до

основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на

вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и

пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить

подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы стали называть

вулканами».

- Молодцы! Вторую часть карты мы нашли. Пойдем дальше? Что

подсказывает нам карта? (к сундуку)

Идем по канату пяточка - носочек (музыка).

- Второй привал, сундук, а вот и задание: Кто отгадает, что же в этом сундуке

находится?

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.

(компас)

Это круглый маленький предмет, помогающий путешественнику определить

части света. У него есть красная стрелка, которая показывает всегда на север.

С ним разведчику легко,

За врагами наблюдать:

Враг таится далеко,

А глядишь - рукой подать.

(бинокль)

Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далёких

предметов двумя глазами, чтобы они стали ближе.

Моря есть, а плавать нельзя,

Дороги есть, а ехать нельзя,

Земля есть, а пахать нельзя.

Что это? (карта)

Вот мы и нашли третью часть карты.

- А этот предмет вы наверно не знаете. (Пемза – это вулканическое стекло)

- Нужны эти предметы в путешествии? Возьмем их с собой?

- Какая подсказка есть на этой части карты?(к вулкану)

А путь к вулкану лежит через болото.

Прыгаем на правой ноге через болото.

- А вот и третий привал. Мы пришли по карте, а вулкана здесь нет, но я

приготовила для вас картинки. Давайте рассмотрим, какие бывают вулканы.

- Посмотрите, это обычная гора, что у неё есть? (вершина, подножье, склон)

Называется она спящий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он

похож?

(похож

на

пирамиду,

конус).

Правильно,

ребята,

вулкан

конусообразной формы.

- А это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом

- это действующий вулкан.

- Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (на

большую яму, воронку). Верно, а называется эта часть вулкана - кратер, это

огромная чаша с крутыми склонами.

- Посмотрите, что находится внутри вулкана. Огненная жидкость, выходящая

из вулкана, называется лавой. Огненный столб, по которому поднимается

лава, называется жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

- А кто помнит, что нас просил сделать капитан Врунгель?

- Что же делать, если мы найдем заклинание, как же нам разбудить вулкан,

которого нет?

- Кто помнит какой формы вулкан? Значит можно склеить из картона конус,

это будет основание вулкана. Кто помнит, из чего течет лава? Давайте

вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. (это будет кратер) А какого

цвета вулкан? (разноцветный). Как сделать разноцветный? Нужно сделать

шарик из пластилина, раздавить его между ладошками, а затем пальчиками

размять, растянуть пошире. Замазать конус пластилином, чтобы было похоже

на настоящий вулкан, помогайте мне.

- Вулкан готов, а кто помнит, что надо нам найти? (заклинание которое

разбудит вулкан)

Правильно, надо найти заклинание. А раз мы его не нашли значит надо идти

дальше.

А дальше на нашем пути находятся горы, а между ними есть тунель.

Дети проходят по тунелю.

Устали? Давайте сделаем привал.

-А вот и четвёртая часть карты, последняя.

-Давайте посмотрим есть ли на ней подсказка?

- А вот и заклинание:

Пан - ман, пан - ман

Нужно разбудить вулкан.

Ложкой мерной соды взять

С красной краской размешать.

Аккуратно, без обмана

Всыпьте в кратер у вулкана.

Вы затем лимон возьмите

И на части разделите.

Руки крепкие у вас

Будем сок давить сейчас.

Слейте жидкость из стакана

В жерло вашего вулкана.

Пан - ман, Пан - ман

Просыпайся вулкан!

- Ребята, да ведь это рецепт. Давайте попробуем. Ложку соды кладем в

кратер нашего вулкана, смешиваем с красным порошком, выжимаем лимон

и…получилось!

- Ура, капитан спасен! Путешествие подошло к концу, вам понравилось? Мы

освободили капитана Врунгеля, разбудив вулкан.

Подведём итог:

-Какие бывают вулканы?

-Что находится внутри вулкана?

-Как называется огненный столб, по которому поднимается лава?

-А воронка, которая находится в верхней части горы как называется?

Молодцы, ребята.

Капитан Врунгель говорил о кладе, спрятанном под вулканом (книга о

вулканах). Почему Врунгель назвал это кладом?



В раздел образования