Автор: Кивилева Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия №24
Населённый пункт: город Люберцы Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Редьярд Киплинг. Сказки просто так.
Дата публикации: 06.11.2021
Раздел: начальное образование
Редьярд Киплинг. Сказки просто так
Редьярд Киплинг
(1865-1936 гг.)
"Сказки просто так"
Урок интегрированный.
На уроке внеклассного чтения отрабатывается библиотечный компонент программы "Информационная
культура личности" - "Структура книги"; раскрывается понятие "Переводчик".
Цель: Развивать познавательный интерес к чтению
Задачи:
познакомить с биографией Р. Киплинга;
вызвать: эмоциональное отношение к прочитанному тексту, познавательный интерес;
расширить кругозор;
закрепить знания о структуре книги;
раскрыть содержание понятия "переводчик";
Форма занятия: беседа, викторина, обсуждение, игра.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: доска, книжная выставка, кроссворды, планшеты, видео
Ход занятия:
I.
Проверка домашнего задания.
- Ребята, вы уже знакомы с произведениями Р.Киплинга. Какие сказки Р.Киплинга вы читали? (Дети
перечисляют сказки)
"Откуда у Кита такая глотка", "Отчего у Верблюда горб", "Откуда у Носорога
шкура" ,"Слонёнок", "Рикки-Тикки-Тави", "Как было написано первое письмо" и др.
- А сейчас давайте вспомним героев этих сказок. Для этого я хочу предложить вам разгадать кроссворд.
1
4
Н
2
В
6
Е
П
3
Е
5
М
7
8
С
К
А
З
К
И
П
Р
О
С
Т
О
Т
А
К
П
Р
Р
Б
Л
Р
А
И
Е
С
О
Л
О
Я
Ф
Т
Ш
К
Ю
Н
К
Ф
Н
О
Д
Е
И
А
Д
Н
Я
И
О
Л
К
1. Прозвище Черепахи
2. Автор заклятия: "Если шкура тебе дорога:"
3. Зверь, наградивший Слонёнка за любопытство
4. Ленивое и грубое животное
5. Любопытное существо, познакомившееся с Крокодилом
6. Находчивый создатель решётки в китовой глотке
7. Автор первого письма
8. Огромное морское животное
II. – Понравились вам эти сказки. Чем они вам понравились? (Ответы детей).
- Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Редьярдом Киплингом и его творчеством. Я и мои помощники
(ребята из класса) хотим рассказать вам сказку. Нам её поведал Кот Мурлыка – главный редактор журнала
"Жили-были" (показывается журнал).
"Жил-был Редьярд Киплинг. Только, мур-мяу, не говори: "А кто это?" Конечно,
писатель. И к тому же очень известный. Вот, например, он написал про одну мою
близкую родственницу - кошку, которая гуляет сама по себе. И вообще зверей он
знал, любил и сочинил про них много сказок. Помнишь Рики-Тики-Тави, храброго
мангуста? А любознательного Слоненка, который хотел познакомиться с
Крокодилом? А мудрого медведя Балу, могучего удава Каа и волка-вожака Акеллу? И
уж, конечно, ты знаком с Маугли!
Вот сколько замечательных историй написал для тебя Редьярд Киплинг за свою
долгую жизнь.
Но, клянусь усами и хвостом, ты даже не подозреваешь, как тяжело ему жилось в
детстве, когда ему было столько же, сколько и тебе сейчас.
Ну, то есть то, что Редьярд Киплинг - англичанин, ты, я надеюсь, знаешь. Но если ты
думаешь, что он прямо-таки в Англии и родился, ты глубоко ошибаешься. Потому что
родился он в Индии! Папа Редьярда был художником-декоратором, но что-то в
Англии у него не заладилось с работой, и он уехал в Индию. Прихватил, конечно, с
собой и маму. И там у них родился Редьярд. И первые шесть лет своей жизни он прожил в Индии. Между
прочим, он считал эти годы самыми счастливыми в своей жизни. Дела отца в Индии поправились, они жили
довольно богато, и в доме отца была целая толпа слуг.
Все слуги обожали маленького Редьярда. А он любил их, дружил с ними и иначе, чем "брат", к слуге не
обращался. Ну, как это водится у взрослых, мама Редьярда иногда бывала не в духе и принималась ругать
слуг. Впрочем, часто и за дело. А маленький Редьярд улаживал эти ссоры, заступаясь за своих друзей -
прачек, подметальщиков двора... И довольно удачно.
А сколько сказок и историй они ему рассказывали! Если ты спросишь, на каком языке они это делали, то я
тебе прямо скажу: этот язык назывался урду, и Редьярд в ту пору знал его лучше, чем английский, на котором
он потом писал свои чудесные книги... В общем, это была солнечная, счастливая жизнь, полная любви и
братства. А потом Редьярду исполнилось шесть лет, и все кончилось!..
Потому что английский мальчик в этом возрасте начинал учиться. А учиться, считалось, лучше на родине, в
Англии. И Редьярда отправили из любимой солнечной Индии в его родной туманный край, в пансион, который
содержала одна его родственница. Тут-то и начались его большие несчастья. Потому что тетке-родственнице
племянник из Индии очень не понравился.
Какой-то он был не такой. Фантазер, неслух, все делал по-своему, а не как положено. И эта строгая
воспитательница приняла самые решительные меры, чтобы, как говорится, сделать из оболтуса приличного
человека. Она не ленилась читать ему нотации и донимать замечаниями. Она боролась с его фантазерством,
которое она, сами понимаете, называла враньем, изо всех своих не малых сил - и преуспела: веселый
выдумщик превратился в бледного, молчаливого, грустного мальчика. Однако, по временам, все-таки
продолжал фантазировать. То есть, с точки зрения воспитательницы, "бессовестно врать!" Однажды, в
наказание за это она отправила его в школу, повесив ему на грудь картонную табличку, на которой большими
буквами было написано: "ЛГУН"... И Редьярд, не вынеся этого последнего унижения, тяжело заболел. Он
ослеп и чуть не сошел с ума...
На этом, слава Богу, тетушкино "хорошее воспитание" закончилось: срочно приехавшая мама Редьярда
поняла, что творится с ее мальчиком и забрала его из пансиона.
Выздоровев, Редьярд учился в частной мужской школе, где тоже хватало и муштры, и зубрежки, и обид. Но он
терпел. И потом даже писал в одном своем рассказе: он благодарен школе за то, что она подготовила его к
жизни и закалила душу. Ведь взрослая жизнь, скажу тебе по секрету, тоже не медом мазана, и человек
должен уметь сопротивляться несчастьям, стараться выстоять в трудностях и при этом не озлобляться на
весь мир, а оставаться добрым и отзывчивым. Не так ли?
Ваш Кот У.".
Когда Редьярд вырос и стал всемирно известным писателем, дети англичан и русских, индусов и французов
стали зачитываться его чудесными сказками, а взрослые - его рассказами, стихами, повестями. То, что
создано Киплингом для детей, вряд ли когда-нибудь будет забыто.
И, память обо мне храня,
Один короткий миг,
Расспрашивайте про меня
Лишь у моих же книг.
Р. Киплинг "Просьба"
Редьярд Киплинг много путешествовал, посетил почти все части света, поэтому действие его сказок
происходит то в Африке, то в Англии, то в Австралии, то в Америке.
Если верить автору, то:
хобот у слона оттого, что:(?) / его тащил за нос крокодил;
верблюд получил свой горб за то, что:(?) / не хотел работать и всё твердил: "Гррб";
Неужели так и было на самом деле?
Сказки Киплинга - это просто шутка, но шутка, которая предлагает задуматься: откуда что взялось?
/ Рассуждения детей /
III. Вы читали короткие сказки Киплинга, которые он называл "Сказки просто так". Р. Киплинг - англичанин,
значит, он писал свои сказки на английском языке. Но мы читали их на русском. Кто же нам помог?
Переводчик (работа с толковым словарём).
Переводчик - специалист по переводам с одного языка на другой.
Кто перевёл сказки Киплинга? Как найти в книге эту информацию? Фамилия переводчика может быть
указана на титульном листе, на обороте титульного листа, в содержании (оглавлении), если это
сборник произведений разных авторов.
Одна из сказок Р. Киплинга называется "Как было написано первое письмо".
Что случилось с Первобытным человеком на охоте?
Как Таффи решила помочь отцу?
Почему посланник пострадал, хотя хотел помочь Девочке?
Какое величайшее открытие сделала Таффи? / "Придёт время, когда люди назовут его умением писать".
Как вы считаете, действительно ли это величайшее открытие? / Передача информации на расстояние в
пространстве и во времени современникам и потомкам.
Что в этой сказке - шутка, а что - правда?
Действительно, первобытные люди писали не буквами, а картинками.
Попробуйте прочитать это послание
Ответы детей; расшифровка, сделанная учёными:
Путешествие вождя
Наскальная надпись из Северной Америки повествует о том,
как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ.
Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым
небосводом). Орёл - символ храбрости. Другие животные - это
изображения добрых духов-хранителей.
Почему каждый читает по-своему? / Толкование картинок может
быть разным.
Удобно вести такую переписку? / Не совсем.
Игра "Мы - первобытные художники"
Читаем послание первобытного художника:
Позднее люди поняли, что гораздо быстрее и удобнее писать значками - каждый значок обозначал какое-
нибудь слово.
Наконец, люди решили, что проще всего, точнее и удобнее, чтобы картинка соответствовала не целому
слову, а произносимым звукам речи. Появились буквы.
Вы удивитесь, но и наши самые обыкновенные буквы - тоже картинки, только до неузнаваемости изменённые.
Бык
(алеф)
Воды
(мем)
Глаз
(аин)
Зуб
(шин)
А
М
О
Ш
Итак, девочка Таффи из сказки Р. Киплинга для передачи сообщения использовала рисунок. Как
современный человек может передать информацию?
устное сообщение от человека к человеку
азбука жестов
рисунок
письменное сообщение
телефонная связь
радиосвязь
цветовые сигналы (цветные таблички)
звуковые сигналы
световые сигналы (костёр, сигнальная ракета)
семафорная азбука (сигнальщик с флажками на корабле)
флаги международного свода сигналов (на кораблях)
нотная азбука
математические формулы
азбука Морзе и т.д.
Редьярд Киплинг своими сказками озадачил нас вопросами: "Как? Откуда? Почему?" и помог нам совершить
маленькие открытия.
- А сейчас мы познакомимся ещё с одной замечательной сказкой Р.Киплинга из серии "Сказки просто так",
которая называется "Откуда взялись Броненосцы" (Просмотр отрывка мультфильма "Ёж плюс черепаха" по
мотивам сказки).
- Что же произошло с героями дальше? Об этом мы с вами прочитаем в нашем учебнике (Чтение учащимися
сказки «по цепочке»).
Домашнее задание. Дочитать сказку "Откуда взялись Броненосцы". Нарисовать героя сказки.
Сбросив кожу, уже не влезешь в нее снова. - (Каа)
Людям непременно надо расставлять ловушки для других людей, а без этого они все будут недовольны. - (Маугли)
У каждого свой страх. - (Хатхи)
Закон подобен цепкой лиане: он хватает всякого и никому от него не уйти. - (Балу)
Деньги - это то, что переходит из рук в руки и не становится теплей. - (Маугли)
Лучше быть растерзанным зверями, чем убитым людьми - (муж Мессуи)
В джунглях много слов, звук которых расходится со смыслом. - (Багира)
Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня. - (Бандар-Логи)
Горе не мешает наказанию - (Балу)
Одна из прелестей Закона Джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты. После него не бывает никаких придирок.
Звери говорят, что человек - самое слабое и беззащитное из всех живых существ и трогать его недостойно охотника. Они говорят также - и
это правда, - что людоеды со временем паршивеют и у них выпадают зубы.
На своем дворе всякая собака лает! - (Шерхан)
Слова - самый сильный наркотик, который использует человечество.
И секрет, что был зарыт
У подножья пирамид,
Только в том и состоит,
Что подрядчик, хотя он
Уважал весьма закон,
Облегчил Хеопса на мильон.
Самая глупая женщина сможет сладить с умным мужчиной, но и с дураком сладит лишь самая умная
Что говорит Закон Джунглей? Сначала ударь, а потом подавай голос. По одной твоей беспечности они узнают в тебе человека. Будь же
благоразумен. - (Багира)
Храброе сердце и учтивая речь. С ними ты далеко пойдешь. - (Каа)
Прибежало не меньше сотни жителей деревушки: они глазели, болтали, кричали и показывали на Маугли пальцами. "Какие они невежи, эти
люди! - сказал про себя Маугли. - Только серые обезьяны так себя ведут".
Люди есть люди, и речь их похожа на речь лягушек в пруду. - (Серый Брат)
Закон Джунглей научил Маугли сдерживаться, ибо в джунглях от этого зависит жизнь и пропитание. Но когда дети дразнили его за то, что
он не хотел играть с ними или пускать змея, или за то, что он не так выговаривал какое-нибудь слово, одна только мысль, что недостойно
охотника убивать маленьких, беззащитных детенышей, не позволяла ему схватить и разорвать их пополам.
Люди убивают, потому что не охотятся, - от безделья, ради забавы. - (Маугли)
Народ Джунглей знает, что торопиться во время еды не следует, потому что упущенного не вернешь.
Щенок готов утопиться, лишь бы укусить луну в воде - (Маугли)
Люди всегда охотнее едят, чем бегают - (Маугли)