Автор: Сидорук Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №125
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД ознакомление с природой для детей младшего дошкольного возраста
Дата публикации: 06.12.2025
Раздел: дошкольное образование
НОД ознакомление с природой на тему «подготовка диких животных к зиме».
Пояснение к занятию: Занятие предназначено для детей младшей группы.
Образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: ознакомление детей с характерными признаками осени, подготовка диких животных к
зиме.
Задачи:
1. «Познавательное развитие»: расширять знания детей о изменениях в природе осенью.
Расширять представления детей о деревьях и диких животных.
Побуждать детей устанавливать
простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Воспитывать любовь и интерес к
природе.
2. «Речевое развитие»: развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы,
повторять за воспитателем. Обогащать словарный запас. Словарная работа: осень, осенний
листочек, кленовый листочек, листопад, берлога, дикие животные, шерстка.
3. «Социально- коммуникативное»: способствовать созданию благоприятной психологической
атмосферы на занятии. Вызвать интерес к совместной с взрослым игре. Развивать умение строить
диалог с взрослыми и сверстниками. Воспитывать способность замечать красоту осенней
природы.
4. «Физическое развитие»: развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, художественное слово, вопросы,
сюрпризные моменты.
Предварительная работа: Разучивание стихов по теме, дыхательной гимнастики «Сдуем
листочки», пальчиковая игра «осенние листья», рассматривание иллюстраций по темам: «Дикие
животные», «Деревья». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», игра «С какого дерева
листочек», ситуативные беседы, рассматривание картинок, наблюдения на прогулке
,
Оборудование и материал: кленовый лист, шишки, грибы игрушки; демонстрационный материал
«подготовка диких животных к зиме», мягкая игрушка белого зайки.
Ход НОД
Вводная часть.
Я люблю наш детский сад
В нём полным-полно:
Лисят? – Нет
Ежат? – Нет!
Зайчат? – Нет!
Бельчат? – Нет!
Ребят? – Да!
Хорошо, когда мы вместе
Настроение у всех чудесней.
Будем вместе заниматься
И друг другу улыбаться.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Воспитатель обращает внимание детей на осенний кленовый лист
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый листочек к нам прилетел! Как он к нам попал?
(дети говорят свои предположения)
Кто знает, с какого дерева листочек? (дети из клена)
Лист из клена называют кленовым.
Какого она цвета?
дети: жёлтого.
А почему он жёлтый?
дети: потому, что наступила осень.
Воспитатель: Наш листочек закружился и упал на окошко.
Дети подходят к окну, смотрят на улицу.
Основная часть.
Воспитатель: посмотрите, ребята, наши деревья за окошком стали совсем желтыми! А сколько
листьев много осыпалось.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовется.
Что происходит осенью в природе?
ответы детей
:
солнце светит и не греет, идут дожди, на дорогах грязь и лужи, листья желтеют,
птицы улетают в тёплые края, листья желтеют на деревьях, насекомые прячутся, вянет трава на
лугах)
Воспитатель:
Листики летят – это листопад.
Давайте мы тоже закружимся как осенние листочки.
Физкультминутка «Листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал и листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели И на землю снова сели. (Присели.)
Дети садятся на стулья полукругом.
Слышен стук, воспитатель вносит в группу зайца игрушку
Воспитатель:
Ребята посмотрите кто к нам пришёл, это зайчик. Ой, а почему он такой белый?
Дети:
От готовится к зиме.
Зайчик:
Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить вас на прогулку в осенний лес.
Воспитатель:
Ребята, хотите с зайчиком отправиться на прогулку в лес?
Тогда отправляемся в путь.
По тропинке в лес пойдем
Лужи мимо обойдем
Посмотрим вверх на солнышко
Посмотрим вниз на травку
Перепрыгнем ручеек
Прыг-скок, прыг- скок.
(вывешивается демонстрационный материал «подготовка диких животных к зиме»
Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки -стулья и будем вести себя тихо-
тихо, чтобы звери не испугались нас.
Тихо, я кажется, слышу, что кто-то к нам бежит. Да, это же лиса. Покажите, как бежит лисичка.
Ребята, нам надо помочь зайчику, спрятаться от лисы. (Детям предлагаются белый и зеленый
листы). Где сможет спрятаться наш зайчик?
Дети: на снегу (выкладывают белого зайчика на белый фон).
Зайчик: Молодцы, помогли мне спрятаться от лисы. Не нашла она меня и убежала.
Воспитатель:
Зачем зайка меняет свою шерстку к зиме? (в серой шёрстке его бы сразу увидели волк и лиса, а
белая его охраняет) У зайца нет своего домика, он живет под кустиком.
Питаются они зимой в лесу ветками, корой.
А еще белая шерстка намного теплее, чем серая.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал скорлупки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белка.
Воспитатель:
Белочка поздней осенью не только запасы делает, но и свою шубку меняет. К зиме шубка у
белочки становится мягкой и пушистой, сероватого цвета. Своё гнездо она сооружает на деревьях,
в дупле. Гнездо белочка утепляет шерсткой, мхом, травкой. В сильные морозы белка не вылезает
из своего дупла, спит, свернувшись клубочком. А вход в дупло белочка закрывает своим
пушистым хвостом.
Давайте поможем белочке собрать на зиму припасы, шишки в одну корзину соберем, а грибы в
другую.
Игра «собери шишки и грибы»
Воспитатель:
Молодцы, поставим корзинки под елку и не будем пугать белку, может еще кого встретим.
А вот и медведь косолапый в берлоге. (показывает на картине медведя в берлоге).
Да, ребята, ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, есть нечего.
Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму. Нашел медведь ямку, насыпал в неё сухих веток и
листьев. Так получилась берлога. Давайте посмотрим, как он там устроился.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова, попрощаемся с
лесом и с лесными животными: «До свидания добрый лес. До свидания лесные животные».
Ну и нашему зайчику скажем спасибо за прекрасную прогулку и скажем ему до свидания.
(дети прощаются с зайчиком, воспитатель убирает зайца.)
Воспитатель
:
покружились, повертелись и в группе снова очутились.
Ну, вот мы и в садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Кого вы там видели? Что звери делали в
лесу? Как они готовились к холодам, к зиме?
(Выслушиваются ответы детей).
Молодцы.