Напоминание

Методы обучения слепых и слабовидящих


Автор: Нигматулина Дарья Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа № 172 для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Методы обучения слепых и слабовидящих
Дата публикации: 07.01.2025
Раздел: среднее образование





Назад




В

школе

я

провожу

занятия

по

коррекционный

курс

«пространсвенное ориентирование и мобильность»

Ориентация - это непрерывный процесс определения своего

местоположения в пространстве

или определение направления

своего пути относительно сторон горизонта, предметов (объектов),

отличительных признаков окружающей среды.

У зрячих этот процесс протекает на основе визуального

контроля. Такое определение можно использовать и применительно

к процессу пространственной ориентации слепых, но отличается он

тем, что данный процесс происходит при отсутствии зрения, на

основе использования информации сохранных органов чувств.

Обязательным

условием

эффективности

процесса

пространственной ориентации слепых является его непрерывность.

Одним из условий социализации незрячих и слабовидящих

школьников,

является

обучение

их

эффективным

приемам

ориентировки в малом и большом пространстве.

Целью коррекционного курса «пространственное ориентирование и

мобильность»: обучение незрячих школьников взаимодействию с

окружающей средой посредством овладения ими специальными

навыками

самостоятельной

ориентировки

и

безопасного

передвижения в пространстве.

Давайте дадим определение основным понятиям

Маршрут - это путь следования незрячего, который включает

в себя следующие составляющие: отправной пункт; конечная цель

маршрута и непосредственно сам путь, фиксированный по своей

форме и расстоянию.

В процессе самостоятельного передвижения незрячий решает

три

задачи: выбор направления, поддержание направления и

обнаружение конечной цели маршрута. Чтобы эффективно решать

эти задачи незрячий должен уметь использовать различные виды

ориентиров.

Ориентиры – это предметы, объекты, отличительные признаки

поверхности пути или любая информация из окружающего

пространства, воспринимаемые сохранными органами чувств

слепого, которые он может использовать с целью определения

своего местоположения на данном участке пространства.

По характеру восприятия ориентиры подразделяются:

-

зрительные

(признаки

пространства

воспринимаемые

остаточным зрением или светоощущением)

цвет объекта или

предмета, очертания силуэта предмета или объекта, светотеневой

контраст и т.д.

-слуховые

(звуки

окружающего

пространства

воспринимаемые на слух) звуки шагов пешеходов и транспортных

средств, звуки и шумы доносящиеся с предприятий и объектов

общественного назначения и т.д.

- осязательные

(признаки пространства воспринимаемые

посредством

кожно-двигательных

ощущений)

стены

зданий,

заборы, покрытия дорог и тротуаров и т.д.

-

обонятельные

(запахи

окружающего

пространства

воспринимаемые

обонянием)

запахи

растительности,

запахи

характерные для объектов общественного назначения – булочные,

аптеки, парикмахерские и т.д.

По роли ориентиры делятся на направляющие, контрольные и

опорные.

В

качестве направляющих

ориентиров могут

быть

как

слуховые ориентиры, так и осязательные – звуки транспортного

движения, стена здания, край тротуара или проезжей части и т.д.

Все эти ориентиры незрячий может использовать с целью выбора

направления

передвижения

и

при

поддержании

выбранного

направления на маршруте. Так же в качестве направляющего

ориентира могут использоваться солнце и ветер.

Контрольный

ориентир

– это

ориентир,

который

на

конкретном участке местности будет для незрячего являться

единственным и подобного ему на этом участке не существует.

Этот ориентир - может быть для незрячего одним из ключевых на

маршруте

в

плане

определения

своего

местоположения

на

местности.

Опорный ориентир – это естественный или искусственный

объект, местоположение которого известно большинству людей,

проживающих в данном населённом пункте. Это – вокзал, театр,

мост, река, лес и т.д. Чаще всего опорные ориентиры используются

незрячими

опосредованно,

т.е.

имея

представление

о

взаиморасположении опорных ориентиров по отношению к отрезку

маршрута, незрячий может уточнить своё местоположение, вступив

в контакт со случайным прохожим и скорректировать выбранное

направление.

По

времени

нахождения

ориентиров

на

пути, они

подразделяются: постоянные, временные и переменные.

Постоянные ориентиры по истечению времени не меняют

своего местоположения в пространстве (здание, проезжая часть,

тротуар ит.д.).

Временные

ориентиры меняют

своё

местоположение

в

пространстве по истечению какого-либо времени, изменяются в

качественном

и

количественном

плане

(изменяется

ширина

тропинок на снегу, форма и размеры луж и т.д.).

К переменным ориентирам относится солнце и

ветер. Так,

солнце утром бывает на востоке, в полдень на юге, вечером на

западе. Опытный незрячий учитывает время суток и использует

тепло

солнечных

лучей

в

качестве

ориентира

в

процессе

ориентации.

Основные разделы обучения

Расширение представлений об окружающем пространстве

Ориентировка в микро-пространстве

Использование сохранных анализаторов

Формирование

навыков

ориентирования

по

типу

«карта-

путь»И«карта-обозрение»

Формирование топографических представлений

Формирование правильной позы и жеста

Развитие сохранных анализаторов

Ориентировка в свободном пространстве

Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению.

Для безопасного передвижения и обнаружения препятствий на

пути, люди с нарушенным зрением используют различные средства

и

приемы,

которые

условно

можно

назвать

системами

мобильности.

Первая система предполагает передвижение без каких – либо

специальных средств.

Вторая система предполагает передвижение с сопровождающим.

Третья система построена на передвижение с тростью.

Четвертая

система мобильности предполагает использование

электронных средств передвижения.

Пятая система мобильности незрячих предполагает ориентировку и

передвижение в пространстве с помощью собаки – проводника.

Шестая система предполагает использование для ориентировки в

пространстве различных оптических средств.

Использование сохранных анализаторов при ориентировке в

пространстве.

При ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих очень

большую роль играют сохранные анализаторы.

Вестибулярный аппарат и мышечная чувствительность

Осязание

Слух

Обоняние

Остаточное зрение

Обучение ориентировке в пространстве проходит в три этапа:

начальное звено, среднее и старшее

I этап

В начальном звене идет ознакомление с малым пространством и

предметами ближайшего окружения:

- ориентировка в приборе для письма по системе Брайля;

- учебнике;

- ориентировка на своем теле и относительно его;

Изучение жизненно важных маршрутов: «класс-туалет»,«класс-

столовая» и т.д.

Обучение алгоритму обследования предметов.

Развитие сохранных анализаторов к восприятию признаков

окружающего мира.

II этап В среднем звене

идет расширение пространства: изучаем территорию школы,

близлежащие улицы, правила дорожного движения и изучение

видов транспорта, усложнение маршрутов.

III этап Использование

общественного транспорта, изучение маршрутов в черте города:

«школа-аптека»,

«школа-автовокзал»,

«школа-почта»,

«школа-

ж.д.вокзал».

Ориентировка

в

учреждениях

общественного

назначения. Развитие коммуникативных навыков.

Представления

и

мышление

незрячих

детей

отличаются

от

представлений зрячих. Чтобы представления были наиболее близки

к реальным на занятиях по ориентировке используются различные

виды наглядности: макеты, рельефные схемы, карты города

доступные осязательному восприятию и восприятию с помощью

остаточного зрения.

Благодаря

активным

ощупывающим

движениям

становится

возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и

вычленение

формы

и

контуров

объектов,

на

основе

чего

формируется целостный образ восприятия. Активное осязание

составляет основу чувственного познания незрячих и является

основным в учебной и трудовой деятельности.

Наиболее

удобной

для

безопасного

передвижения

незрячего

является трость.

На настоящий момент ни в одной стране мира не существует

тифлотехнических

приборов,

позволяющих

полностью

компенсировать отсутствие зрительного органа незрячего, а также

нет прибора, который

функционально заменил бы ему трость.

Трость слепого – это тифлосредство, посредством которого слепой

получает информацию об окружающем пространстве на два

основных сохранных органа чувств (осязание и слух).

В руках слепого трость выполняет следующие

функции:

щупа, буфера, генератора звука, отличительного знака и функцию

направляющей линии.

1) незрячий при помощи трости воспринимает особенности

поверхности пути и эту информацию он может использовать в

качестве ориентиров для определения своего местонахождения в

пространстве;

2) трость в руках слепого должна выполнять защитную

функцию,

при

применении

определенных

приемов

владения

тростью незрячий может своевременно обнаружить и преодолеть

различные виды препятствий;

3) звуки, возникающие при соприкосновении трости с

различными предметами, объектами, а также поверхностью пути

дают слепому информацию, которую он может использовать для

определения материала, из которого эти предметы, объекты

изготовлены или сооружены; также слепой может по извлеченным

звукам определить что это за

предметы или объекты. В этом

процессе очень важную роль играет такое свойство слуха как

предметность слуховых ощущений. Кроме того, для незрячих очень

полезно умение использовать при самостоятельном передвижении

отраженные звуки. В целях обнаружения крупных предметов и

объектов, расположенных на относительно большом расстоянии от

слепого (15-25 м), незрячему достаточно извлечь (генерировать)

звуки, производя удары тростью о твердое покрытие тротуара или

предметы из твердых материалов (камень, металл);

4) белая трость в руке незрячего – это предупреждающий знак

для

других

участников

дорожно-транспортного

движения

(водителей и пешеходов), которые своевременно смогли бы

предпринять меры предосторожности, а также при необходимости

оказать незрячему помощь при посадке в общественный транспорт,

при пересечении проезжей части и т.д.

5) функция направляющей линии рекомендуется слепым к

использованию при пересечении широких тротуаров, площадок,

небольших по величине площадей, и заключается в следующем:

незрячий держит трость перед собой (по средней линии тела) и

толкает ее не отрывая наконечник от поверхности, тем самым он

тростью условно «чертит» линию, по которой идет. Этот прием

позволяет выдержать слепому относительную прямолинейность

при передвижении. Обязательным условием для эффективности

выполнения этого приема – ровная поверхность

На практических занятиях изучаются различные техники владения

тростью: «диагональ», «маятник», «скольжение», «касание».

При технике «маятника» трость используется слепым в

качестве щупа, удлиняя руку слепого, стержень трости движется

маятникообразно. Используя трость в технике «маятника», слепому

необходимо знать положение руки, хватку трости и, кроме того,

нужно уметь правильно выполнять движения тростью в сочетании

с ритмом шагов.

В процессе выполнения приёма «касание» слепой касается

тростью поверхности пути с периодичностью в один шаг. Таким

образом, прежде чем нога слепого наступит на поверхность пути,

это место уже будет проверенно тростью. В слежении приёмом

«скольжение» совершаются маятникообразные движения тростью,

при

этом наконечник трости перемещается, не отрываясь от

поверхности пути. Когда слепой шагает левой ногой, наконечник

перемещается вправо, останавливаясь по линии правого плеча, а

когда делается шаг правой ногой – наконечник перемещается влево

и останавливается по линии левого плеча. Слежение приёмом

«скольжение»

обеспечивает

более

тщательное

обследование

поверхности пути. В случае, когда поверхность пути не позволяет

наконечнику скользить, необходимо применять приём «учащённое

касание». Расстояние между касаниями наконечника трости с

поверхностью пути не должно превышать 10 -15 см.

Техника «диагональ»

В технике диагонали трость выполняет функцию буфера, она

защищает слепого от столкновения с препятствиями. Приёмы

слежения за ориентиром (« касание», «скольжение», «учащённое

касание») должны использоваться ситуативно, в зависимости от

цели применения данной техники (наружное обследование зданий,

обнаружение и преодоление препятствий, передвижение внутри

зданий и т. д.).

Техника ходьбы с сопровождающим дает возможность незрячему

вовремя

отреагировать

на

движения

сопровождающего:

остановиться, ускорить или замедлить шаг и т.д.

Не меньшее значение для самостоятельной ориентировки имеют

высшие психические процессы (внимание, память, мышление,

воображение), позволяющие при восприятии информации от

анализаторов отличить нужную от бесполезной

Для обнаружения остановки транспортного средства и посадки в

него

незрячего

необходимо

научить

хорошо

представлять

местонахождение остановок. Особое внимание уделяется работе

тростью при подходе к транспортному средству.

При посадке в транспортное средство необходимо определить

местоположение входной двери, высоту первой ступени с помощью

трости. Во время движения важно

представлять сам маршрут

используя мышечно-двигательную память: чувствовать рельеф

дороги, повороты, подъем и спуск и т.д.

Большое внимание уделяется ориентировке на перекрестках с

интенсивным движением.

При

переходе

через

перекресток

необходимо

учить

детей

активизировать сохранные анализаторы: слух, остаточное зрение,

двигательный анализатор.

Обучение самостоятельному

передвижению в пространстве -

процесс сложный и длительный, требующий учета индивидуальных

особенностей и дифференцированного подхода.

Изучение

нового

маршрута

предполагает

многократное

прохождение его с опытным сопровождающим

В старших классах идет освоение более сложных жизненно-важных

маршрутов, акцентируя внимание на выбор наименее опасного:

«школа-автовокзал»,

«школа-магазин-аптека»,

«школа-

библиотека», «школа-сбербанк» и др.

Ориентировка

в

магазине,

гипермаркете

(нахождение

необходимых продуктов, предметов личной гигиены, кассы)

Подводя итог необходимо сказать следующее:

1.

Все разделы коррекционной работы составляют единую

систему, как средства в достижении компенсации зрительных

нарушений.

2.

Коррекция и компенсация утраченных функций происходит

на всех этапах обучения ориентировки в пространстве

3.

В результате комплексного подхода к коррекционной работе

с

детьми-инвалидами

по

зрению,

наблюдаются

положительные результаты.

4.

Система

построения

занятий

направлена

на

адаптацию

выпускников к социуму.



В раздел образования