Напоминание

"Музыка в годы ВОВ"


Автор: Маслова Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДШИ п.Чульман (ф) МБУ ДО ДШИ п.Чульман
Населённый пункт: поселок Чульман
Наименование материала: музыкальная гостиная
Тема: "Музыка в годы ВОВ"
Дата публикации: 07.04.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальное искусство в годы Великой

Отечественной Войны

Великая Отечественная война, начавшаяся в 1941 году и продлившаяся 4

года, вошла в историю человечества как самая кровопролитная. Никто не

догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие

испытания, пройти и победить. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от

фашистской чумы геройски станут защищать старики, женщины и дети.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему

искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и

концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные

бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что

красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового

леса нарушали не только артиллерийские выстрелы, но и восхищенные

аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь

своих

любимых

исполнителей: Лидию

Русланову,

Леонида

Утесова,

Клавдию Шульженко

.

Многие музыканты сражались с врагом в рядах

Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое

искусство.

473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях

действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами

Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями

звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической

музыки. Самые известные исполнители — В. В. Барсова, М. Д. Михайлов, Д.

Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я.В. Флиер, камерные ансамбли музыкантов

участвовали во фронтовых бригадах.

В военные годы очень важной была роль песни. Она призывала к

подвигу, приносила радость в минуты отдыха, напоминала о мирной жизни,

о семье.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал,

что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на

Апрелевском заводе прерванное войной производство грам¬пластинок.

Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт

грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли

песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую

землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это

тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на

граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

В первые дни войны, появляется песня «Священная война». Интересна

история ее создания: 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная

звезда» опубликовали стихотворение В.И.Лебедева-Кумача, начинавшееся

словами:

«Вставай

страна

огромная,

вставай

на

смертный

бой…».

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля

песни и пляски А.В.Александров. Оно произвело на него такое сильное

впечатление, что он сразу сел за рояль.

На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на доске слова и ноты песни – печатать не было времени!

– а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на

репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале,

узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С

первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в

зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения

гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается

исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы

потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль

«Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная

война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала

музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

«Священная война»

Особую популярность в дни Великой Отечественной войны получила песня

«Катюша» (муз. М,Блантера, сл. М. Исаковского).

Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным

социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как

реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Прослушивание песни «Катюша»

«Эх, дороги» Написана была эта песня вскоре после окончания Великой

Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная»,

которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в

ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной

сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены

и оговорены. Будущим авторам «Дорог» — композитору А. Г. Новикову

(1896—1984) и поэту Л. И. Ошанину (род. в 1912 г.) был вручен длинный их

список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе.

«Тёмная ночь» — лирическая песня, написанная композитором Никитой

Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два

бойца».

Режиссёру Леониду Лукову понадобился эпизод написания письма. Он

обратился за помощью к Никите Богословскому, уже вскоре предложившему

мелодию песни. В тот же день Марк Бернес записал фонограмму для песни, и

уже на следующий день эпизод был снят. Главный герой фильма Аркадий

Дзюбин в исполнении Марка Бернеса поёт эту песню под гитару ночью, во

время дождя, во фронтовой землянке с протекающей кровлей.

Прослушивание песни «Темная ночь»

Не было практически ни одного жанра, в котором так или иначе не

отразились бы переживания или события военных лет. Оратория Ю. А.

Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» вдохновлена героической

сталинградской эпопеей. Обороне Ленинграда, героизму и несгибаемой

стойкости его защитников посвящена кантата Мясковского «Киров с нами»

на стихи Н. С. Тихонова. кантата М.Чулаки «На берегах Волхова» (1943).

Образы войны, воли к победе, любви к Родине прозвучали в кантатах

«Украина моя» А.Штогаренко, «Родина великая» Д.Кабалевского (1942).

Композиторы обращаются к героическому прошлому русской истории.

Прокофьев создает оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого,

М. В. Коваль—оперу «Емельян Пугачев». События военных лет стали

содержанием опер «Семья Тараса» Д.Кабалевского (по роману Б.Горбатого

«Непокоренные»), «Молодая гвардия» Ю.Мейтуса (по одноименному роману

А.Фадеева),

«Повесть

о

настоящем

человеке»

С.Прокофьева

(по

одноименной повести Б.Полевого).

В

военные

годы

советская

музыка

обогащается

и

сочинениями,

утверждающими

добро,

красоту,

глубину

любви

(балеты

«Золушка»

Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна).

Кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и

страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою,

как Шостакович в своей Седьмой симфонии.

Несмотря

на

настойчивые

предложения

эвакуироваться,

Шостакович

остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в

народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск

противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые

исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа

фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. 9 августа

1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале

филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.

К первому исполнению симфонии командующий Ленинградским фронтом

Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию,

чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого

заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые

темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”)

при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка

и в самом деле обладает огромной силой художественного воздействия.

8 симфония Шостаковича (1943) отразила тягостные переживания в тяжелые

годы ВОВ.

В

годы

войны

создавались

также

произведения

героико-эпического

характера. Такова 5 симфония Прокофьева, воплотившая лучшие черты

национального характера русского народа, его духовную красоту и могучую

богатырскую силу. Отблеск войны несет на себе его 6-я симфония. В годы

войны написаны 22-я, 23-я, 24-я симфонии Н. Я. Мясковского, 2-я симфония

А. И. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), симфонии В. И. Мурадели, Т.

Н. Хренникова, Г. Н. Попова и других мастеров советского музыкального

искусства.

Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда в

глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские

коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных

врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио. По радио вся страна

слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру

пианистов М. В. Юдиной, Э.Гилельса, С. Т. Рихтера, скрипача Ойстраха и

многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде

оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму

1941 —1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона.

«Температура в зале была 7—8° ниже нуля. Но люди плакали от радости...»

— вспоминает К. И. Элиасберг, который дирижировал концертом в этот

вечер. — 1 Мая под жестоким обстрелом оркестр исполнил 6-ю симфонию П.

И. Чайковского». Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов.

Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр имени К- С.

Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. По просьбе остававшейся в

Москве группы артистов Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив

дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался в прекрасный

мир музыки Чайковского, А. С. Даргомыжского, Дж. Верди, Дж. Пуччини.

В суровое военное время в Москве" выступили с творческими отчетами

художественные

ансамбли

Эстонии,

Литвы,

Латвии,

композиторы

и

исполнители Киргизии, Армении, Грузии. В Тбилиси в 1944 г. встретились

музыканты трех закавказских республик, в 1942 г. во Фрунзе и в 1944 г. в

Ташкенте

музыканты

Средней

Азии

и

Казахстана.

В городах Урала и Сибири, в тех братских республиках, куда были

эвакуированы

исполнительские

коллективы

и

учебные

заведения,

музыкальная жизнь не только не остановилась, но стала более интенсивной.

В Ташкенте провела военные годы Ленинградская консерватория, в

Киргизии — Государственный симфонический оркестр Союза ССР, в Перми

— Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. В Тбилиси

работали Мясковский и Прокофьев, в Ереване — известный советский

педагог и пианист К. Н. Игумнов. Около 40 концертов дали в г. Чкалове

артисты Ленинградского Малого театра оперы и балета, в Душанбе

концертировал

оркестр

Киевской

филармонии.

Создаются новые художественные коллективы — Государственный хор

русской песни под управлением А. В. Свешникова, Воронежский русский

народный хор под руководством К. И. Массалитинова, открываются

консерватории в Алма-Ате, Казани, Музыкально-педагогический институт

имени Гнесиных в Москве и т. д.

Продолжалась

интенсивная

научная

и

критико-публицистическая

деятельность. Выходили газеты, где печатались статьи о музыке, сборники

«Советская музыка». В Ленинграде писал свои труды выдающийся советский

музыковед Б. В. Асафьев.

Советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение

мировой культуры. Один из американских журналистов назвал Советский

Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству

был необычайно велик во всем прогрессивном мире. Подлинным триумфом

ознаменовалось

на

Западе

исполнение

«Ленинградской

симфонии»

Шостаковича. 22 июня 1942 г. ее премьера состоялась в Лондоне, 19 августа

ею дирижировал в Нью-Йорке А. Тосканини. «Страна, художники которой в

эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной

красоты и высокого духа, — непобедима» — так выразил свои впечатления

от симфонии один из американских критиков. В этих словах — признание

нравственной силы советского народа, советской музыки.

В сентябре 1958 года в газете «Труд» были напечатаны стихи А.Соболева

«Бухенвальдский

набат».

Автор

послал

стихи

композитору

Вано

Мурадели.

Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу

музыку и плачу... Какие стихи!»

«БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» - Эта песня впервые прозвучала в кинофильме

“В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме,

сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем,

рассказывается о судьбах простых советских людей, героически

оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-

Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия

которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему

фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать

гимном солдатскому подвигу.

Прослушивание песни «Баллада о солдате»



В раздел образования