Автор: Маслова Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДШИ п.Чульман (ф) МБУ ДО ДШИ п.Чульман
Населённый пункт: поселок Чульман
Наименование материала: музыкальная гостиная
Тема: "Музыка в годы ВОВ"
Дата публикации: 07.04.2025
Раздел: дополнительное образование
Музыкальное искусство в годы Великой
Отечественной Войны
Великая Отечественная война, начавшаяся в 1941 году и продлившаяся 4
года, вошла в историю человечества как самая кровопролитная. Никто не
догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие
испытания, пройти и победить. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от
фашистской чумы геройски станут защищать старики, женщины и дети.
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему
искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и
концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.
Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные
бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что
красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового
леса нарушали не только артиллерийские выстрелы, но и восхищенные
аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь
своих
любимых
исполнителей: Лидию
Русланову,
Леонида
Утесова,
Клавдию Шульженко
.
Многие музыканты сражались с врагом в рядах
Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое
искусство.
473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях
действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами
Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями
звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической
музыки. Самые известные исполнители — В. В. Барсова, М. Д. Михайлов, Д.
Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я.В. Флиер, камерные ансамбли музыкантов
участвовали во фронтовых бригадах.
В военные годы очень важной была роль песни. Она призывала к
подвигу, приносила радость в минуты отдыха, напоминала о мирной жизни,
о семье.
В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал,
что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на
Апрелевском заводе прерванное войной производство грам¬пластинок.
Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт
грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли
песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую
землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это
тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на
граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.
В первые дни войны, появляется песня «Священная война». Интересна
история ее создания: 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная
звезда» опубликовали стихотворение В.И.Лебедева-Кумача, начинавшееся
словами:
«Вставай
страна
огромная,
вставай
на
смертный
бой…».
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля
песни и пляски А.В.Александров. Оно произвело на него такое сильное
впечатление, что он сразу сел за рояль.
На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на доске слова и ноты песни – печатать не было времени!
– а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на
репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале,
узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С
первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в
зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения
гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается
исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы
потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная
война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала
музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
«Священная война»
Особую популярность в дни Великой Отечественной войны получила песня
«Катюша» (муз. М,Блантера, сл. М. Исаковского).
Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным
социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как
реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.
Прослушивание песни «Катюша»
«Эх, дороги» Написана была эта песня вскоре после окончания Великой
Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная»,
которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в
ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной
сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены
и оговорены. Будущим авторам «Дорог» — композитору А. Г. Новикову
(1896—1984) и поэту Л. И. Ошанину (род. в 1912 г.) был вручен длинный их
список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе.
«Тёмная ночь» — лирическая песня, написанная композитором Никитой
Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два
бойца».
Режиссёру Леониду Лукову понадобился эпизод написания письма. Он
обратился за помощью к Никите Богословскому, уже вскоре предложившему
мелодию песни. В тот же день Марк Бернес записал фонограмму для песни, и
уже на следующий день эпизод был снят. Главный герой фильма Аркадий
Дзюбин в исполнении Марка Бернеса поёт эту песню под гитару ночью, во
время дождя, во фронтовой землянке с протекающей кровлей.
Прослушивание песни «Темная ночь»
Не было практически ни одного жанра, в котором так или иначе не
отразились бы переживания или события военных лет. Оратория Ю. А.
Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» вдохновлена героической
сталинградской эпопеей. Обороне Ленинграда, героизму и несгибаемой
стойкости его защитников посвящена кантата Мясковского «Киров с нами»
на стихи Н. С. Тихонова. кантата М.Чулаки «На берегах Волхова» (1943).
Образы войны, воли к победе, любви к Родине прозвучали в кантатах
«Украина моя» А.Штогаренко, «Родина великая» Д.Кабалевского (1942).
Композиторы обращаются к героическому прошлому русской истории.
Прокофьев создает оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого,
М. В. Коваль—оперу «Емельян Пугачев». События военных лет стали
содержанием опер «Семья Тараса» Д.Кабалевского (по роману Б.Горбатого
«Непокоренные»), «Молодая гвардия» Ю.Мейтуса (по одноименному роману
А.Фадеева),
«Повесть
о
настоящем
человеке»
С.Прокофьева
(по
одноименной повести Б.Полевого).
В
военные
годы
советская
музыка
обогащается
и
сочинениями,
утверждающими
добро,
красоту,
глубину
любви
(балеты
«Золушка»
Прокофьева, «Гаянэ» Хачатуряна).
Кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и
страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою,
как Шостакович в своей Седьмой симфонии.
Несмотря
на
настойчивые
предложения
эвакуироваться,
Шостакович
остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в
народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск
противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые
исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа
фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. 9 августа
1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале
филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.
К первому исполнению симфонии командующий Ленинградским фронтом
Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию,
чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого
заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые
темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”)
при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка
и в самом деле обладает огромной силой художественного воздействия.
8 симфония Шостаковича (1943) отразила тягостные переживания в тяжелые
годы ВОВ.
В
годы
войны
создавались
также
произведения
героико-эпического
характера. Такова 5 симфония Прокофьева, воплотившая лучшие черты
национального характера русского народа, его духовную красоту и могучую
богатырскую силу. Отблеск войны несет на себе его 6-я симфония. В годы
войны написаны 22-я, 23-я, 24-я симфонии Н. Я. Мясковского, 2-я симфония
А. И. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), симфонии В. И. Мурадели, Т.
Н. Хренникова, Г. Н. Попова и других мастеров советского музыкального
искусства.
Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда в
глубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские
коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных
врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио. По радио вся страна
слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру
пианистов М. В. Юдиной, Э.Гилельса, С. Т. Рихтера, скрипача Ойстраха и
многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде
оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму
1941 —1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона.
«Температура в зале была 7—8° ниже нуля. Но люди плакали от радости...»
— вспоминает К. И. Элиасберг, который дирижировал концертом в этот
вечер. — 1 Мая под жестоким обстрелом оркестр исполнил 6-ю симфонию П.
И. Чайковского». Ленинградцам были показаны 81 опера и 55 балетов.
Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр имени К- С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. По просьбе остававшейся в
Москве группы артистов Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив
дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался в прекрасный
мир музыки Чайковского, А. С. Даргомыжского, Дж. Верди, Дж. Пуччини.
В суровое военное время в Москве" выступили с творческими отчетами
художественные
ансамбли
Эстонии,
Литвы,
Латвии,
композиторы
и
исполнители Киргизии, Армении, Грузии. В Тбилиси в 1944 г. встретились
музыканты трех закавказских республик, в 1942 г. во Фрунзе и в 1944 г. в
Ташкенте
—
музыканты
Средней
Азии
и
Казахстана.
В городах Урала и Сибири, в тех братских республиках, куда были
эвакуированы
исполнительские
коллективы
и
учебные
заведения,
музыкальная жизнь не только не остановилась, но стала более интенсивной.
В Ташкенте провела военные годы Ленинградская консерватория, в
Киргизии — Государственный симфонический оркестр Союза ССР, в Перми
— Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. В Тбилиси
работали Мясковский и Прокофьев, в Ереване — известный советский
педагог и пианист К. Н. Игумнов. Около 40 концертов дали в г. Чкалове
артисты Ленинградского Малого театра оперы и балета, в Душанбе
концертировал
оркестр
Киевской
филармонии.
Создаются новые художественные коллективы — Государственный хор
русской песни под управлением А. В. Свешникова, Воронежский русский
народный хор под руководством К. И. Массалитинова, открываются
консерватории в Алма-Ате, Казани, Музыкально-педагогический институт
имени Гнесиных в Москве и т. д.
Продолжалась
интенсивная
научная
и
критико-публицистическая
деятельность. Выходили газеты, где печатались статьи о музыке, сборники
«Советская музыка». В Ленинграде писал свои труды выдающийся советский
музыковед Б. В. Асафьев.
Советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение
мировой культуры. Один из американских журналистов назвал Советский
Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству
был необычайно велик во всем прогрессивном мире. Подлинным триумфом
ознаменовалось
на
Западе
исполнение
«Ленинградской
симфонии»
Шостаковича. 22 июня 1942 г. ее премьера состоялась в Лондоне, 19 августа
ею дирижировал в Нью-Йорке А. Тосканини. «Страна, художники которой в
эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной
красоты и высокого духа, — непобедима» — так выразил свои впечатления
от симфонии один из американских критиков. В этих словах — признание
нравственной силы советского народа, советской музыки.
В сентябре 1958 года в газете «Труд» были напечатаны стихи А.Соболева
«Бухенвальдский
набат».
Автор
послал
стихи
композитору
Вано
Мурадели.
Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу
музыку и плачу... Какие стихи!»
«БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» - Эта песня впервые прозвучала в кинофильме
“В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме,
сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем,
рассказывается о судьбах простых советских людей, героически
оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композитор В. П. Соловьев-
Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия
которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему
фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать
гимном солдатскому подвигу.
Прослушивание песни «Баллада о солдате»