Автор: Суслопарова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 165" города Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы на тему "Кто такие микробы и как сними бороться"
Дата публикации: 07.06.2025
Раздел: дошкольное образование
Занятие - беседа «Кто такие микробы и как с ними бороться»
Подготовила – воспитатель МКДОУ «Детский сад № 165»
города Кирова Суслопарова Татьяна Викторовна
Цель
:
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о том, что микроорганизмы
могут быть полезными и вредными для человека. Познакомить с простыми
способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них.
Развивающие: развивать познавательный интерес к процессам, происходящем в
организме человека; воображения; творческой деятельности ребенка.
Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
чувство ответственности за свое здоровье.
Ход занятия
Воспитатель вносит в группу чудесный мешочек и предлагает детям сесть в
кружок, чтобы узнать, что там лежит.
Внимательно послушайте загадки, а в мешочке найдем отгадки:
«Очень вкусно оно пахнет,
В мыльнице оно живет.
Всех микробов убивает,
Очень быстро, без хлопот.» (мыло)
«Вместе с мылом и водой я слежу за чистотой.
Пены мне для вас не жалко. Разотру вас, я – …» (мочалка)
Мягкое, пушистое, беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой, буду чистый и сухой». (полотенце)
- Зачем нам нужны эти предметы? (умываться, соблюдать чистоту).
- Для чего необходимо соблюдать чистоту? (чтобы мы были чистыми, не было
грязи).
- Чем для нас опасна грязь? (там много микробов).
- Хотите узнать кто такие микробы, чем они опасны и как с ними надо бороться?
(Да).
- Микробы – это очень маленькие и живые существа, которые просто так
увидеть невозможно (посмотреть на ладони, на предметах).
Ученые изобрели специальный аппарат – микроскоп. Глядя в микроскоп, можно
увидеть много маленьких точек и черточек – это и есть микробы. Так как они
живые, они могут размножаться – это значит их все время становится больше,
они растут». (показать на демонстрационном материале: можно на экране, на
схеме, мыльных пузырях).
- Оказывается, микробы находятся повсюду – в воздухе, в грязной воде, на
различных предметах. Большего всего их скапливается на руках, так как мы все
берем в руки и грязнятся они больше всего. Предлагаю посмотреть, как все это
происходит.
Эксперимент с мукой. Дети подходят к столу обтирают руки салфеткой.
Воспитатель наносит на свои ладони муку, трогает предметы, здоровается с
соседом. После дети трогают «грязные» предметы, смотрят на свои ладони.
Самостоятельная деятельность детей.
Делаем вывод: микробы распространяются, если потрогаешь разные предметы и
не вымоешь руки, то на твоих руках скопится очень много микробов.
После эксперимента дети обтирают руки.
- Микробы бояться различных моющих средств. Мыло – наш самый главный
помощник борьбы с микробами. Сейчас вы это увидите сами.
Эксперимент с мылом. Перед каждым ребенком стоит блюдце с водой и перцем.
Ребенок берет кусок мыла, касается им середины блюдца. Смотрим результат,
делаем вывод: грязь от мыла уходит.
После эксперимента дети обтирают руки и садятся на стулья.
- Теперь мы с вами можем быть уверенными в том, когда хорошо помоем руки с
мылом, уничтожим скопившиеся там микробы.
- Но случается и так, что микробы с наших рук попадают нам на лицо, губы, в
рот. С микробами, попавшими в рот, мы тоже можем смело бороться. Как вы
думаете, что нам для этого надо взять? (зубную щетку и пасту, регулярно
чистить зубы, полоскать рот)
- Микробы могут далее внутрь организма человека проникнуть. И стоит только
им туда попасть, как они начинают «вредничать» - вызывают различные
болезни. Кажется, что мы становимся бессильными – ведь мы не можем там
мыть или чистить.
- Тогда наш организм ищет защиту себе сам. Оказывается, внутри нас живут
полезные бактерии. Они такие же маленькие и незаметные как микробы,
помогают нам жить. При необходимости эти бактерии начинают бороться за
наше здоровье с вредными микробами, между ними внутри нас проходит
«война».
- Если добрые бактерии сильные и их в нашем организме много, то они могут
победить в этой борьбе и человек не заболеет. Если битва будет тяжелой,
бактерии будут гибнуть и не будут справляться, мы заметим – человек заболел
(вспомнить симптомы). Кто в таком случае придет на помощь? (врач назначает
лечение)».
- Больные люди должны сидеть дома и лечиться, так как они опасны для других.
Как вы думаете чем? (чихают, кашляют, могут заразить). Поэтому надо
слушаться врача.
- В первую очередь болезнетворные микробы нападают и даже побеждают
слабых людей. Мы с вами такими быть не хотим, правда? Значит какими нам
надо быть? (крепкими, здоровыми).
- В этом мы можем помочь себе сами. Не так давно мы говорили с вами о наших
внутренних органах, знаем у здорового человека здоровый желудок (употреблять
надо здоровую пищу, богатую витаминами).
Игра «Корзина из магазина». Дети встают вокруг стола, на котором вперемешку
разные продукты. Задание – разделиться на две команды. Первая собирает в сою
корзину полезные продукты, вторая – вредные. После – рассматриваем корзины
и обсуждаем.
- Здоровый человек тренирует сердце (занимается физкультурой, спортом,
делает зарядку.
- Здоровый человек тренирует легкие (каждый день гуляет, проветривает
комнату).
- Умный человек твердо должен знать – здоровье надо сохранять!
- Давайте вспомним чем мы сегодня занимались. (ответы детей). Вам
понравилось?
- Микроскоп поставим на полочку и в свободное время будем наблюдать,
изучать и не забывать правила здорового
человека.