Автор: Ленкина Маргарита Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Бийск , Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка музейного урока 5 класс
Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Дата публикации: 07.06.2025
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Алтайский край, г. Бийск, пер. Николая Липового 74/3, тел/факс: 8 (3854) 43-52-90
e-mail: bschool
3@
.
ru
Конспект музейного урока на тему:
«
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
»
(на основе краеведческого материала)
Для обучающихся 5 класса
Учитель изобразительного искусства
Ленкина Маргарита Николаевна
Бийск
2025 год
Цель: формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
иному времени, культуре посредством общения с народным декоративно – прикладным
искусством народов Алтайского края.
Задачи:
формировать устойчивую потребность и навыки общения с народным декоративно –
прикладным искусством;
развивать способность к эстетическому созерцанию, удовлетворяя потребность посещать
музеи;
формировать уважение к культуре своего народа, готовность понимать и принимать
систему ценностей своих предков;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения
культурного наследия народов Алтайского края.
способствовать формированию у обучающихся понятия «искусство», « вандализм»
организовать участие в социально значимой, творческой деятельности.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, понимание произведений
искусства, соотношения в нем материального и духовного.
Планируемые результаты:
Достижение новых образовательных результатов возможно при реализации системно-
деятельностного
подхода:
организацию
учебного
сотрудничества
различных
уровней
(учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — группа)
Предметные: освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях, освоение
приема работы встиле Урало – сибирской росписи, самооценка.
Метапредметные: развитие познавательных интересов , дети научатся перерабатывать
полученную информацию, делать выводы, понимать смысл понятий «искусство», «вандализм»;
вступать в учебный диалог с учителем, формулировать собственные мысли, высказывать и
обосновывать свою точку зрения
Личностные:
умение
проявлять
этические
чувства:
доброжелательности, отзывчивости к
творчеству родного народа;
понимание, что произведения искусства можно размещать в специально отведенном месте, оно
имеет художественный замысел.
умения сотрудничать в совместной коммуникативной деятельности, проявлять патриотические
чувства к малой Родине.
Форма занятия: музейный урок с использованием видео, демонстрацией экспонатов музея,
презентации, интерактивной игры «Типы музеев», «Словарь устаревших слов». Индивидуальной
работы в стиле Урало – сибирской росписи (цветной картон, акрил, кисти плоские)
Оборудование: документ – камера, мультимедийный проектор; лист ватмана с эскизом
стены русской избы, на который нанесен слой двустороннего скотча; цветной акрил, кружочки из
цветного картона красного цвета для практической работы обучающихся; карточки –словарь
устаревших слов; презентация;
Ход занятия
Сегодня на уроке мы поговорим о роли декоративного искусства в жизни человека и
общества.
Постановка проблемы на доске фото
? Можно сказать, что это искусство?
(да, нет) Мнения разделились.
Это и будет целью нашего урока – узнать, что относится к искусству и где его можно
встретить.
Какие произведения искусства вы знаете?
(живопись, скульптура, народное творчество и т д)
Зачем человек занимается творчеством?
(чтобы украсить и облагородить быт, получить эстетическое наслаждение от занятия или
любования творчеством, иногда художник хочет донести какую то мысль до зрителей).
Что можно считать искусством?
Давайте обратимся к словарю, найдем информацию, что является искусством.
(Ответы детей:
Произведение считается искусством, если служит для достижения благородных целей,
демонстрируется в специально отведённых местах. Посредством своего произведения художник
стремится передать зрителю, нормы и ценности общественной жизни.)
Давайте вернемся к фото. В каких местах нарисованы изображения. Благородные ли цели
преследовал художник, Какие нормы общества здесь нарушены?
( Рисунки изображены в случайных местах, загрязняют природу и город. Нет
художественного творческого замысла, случайные пятна, которые не вызывают эстетические
чувства).
Такие изображения относят к негативному проявлению «Вандализм» (это бессмысленное
и не вызванное необходимостью разрушение или повреждение материальных объектов или
обьектов природы)
А где можно встретить произведения искусства?
(дома, в музее, галерее, на улицах города)
Что такое музей?
(ответы детей)
Давайте
обратимся
к
словарю
Музей — учреждение,
собирающее,
хранящее
и
выставляющее на обозрение памятники истории, искусства, культуры, науки, техники и других
областей, сфер деятельности общества.
Оказывается, музеи бывают разные, в зависимости от того, что там хранится. Давайте
узнаем какие
Задание Какие бывают музеи (Интерактивная игра на доске)
художественные,
исторические,
естественнонаучные,
технические,
краеведческие и другие
Новый материал
Вы обратили внимание на кабинет, где мы находимся? Наш урок мы проведем в самом
настоящем школьном музее. Открылся он недавно и его коллекция пополняется, мы будем
рады, если кто то из вас захочет передать в дар, вещь, которая достойна внимания
зрителей.
Это и будет вашим домашним заданием.
Какие экспонаты вы видите?
(предметы народного декоративно – прикладного искусства), такой музей называется
Краеведческий. Здесь собраны предметы быта и произведения декоративно прикладного
творчества народов
Алтайского края)
Зачем люди ходят в музей?
(ответы детей)
Можно изучить экспонаты, которые расскажут о различных исторических событиях,
выучить новые даты и имена. Получить эстетическое наслаждение, провести досуг.
Зачем нужно интересоваться историей?
(ответы детей)
Интересоваться историей важно, потому что изучение истории помогает лучше понять
настоящее и строить более осознанное будущее. Это позволяет избежать повторения ошибок
прошлого и построить более справедливое и гуманное общество.
На прошлом уроке изо мы начали работать над проектом «Декоративно- прикладное
искусство народов Алтайского края».
Предлагаю поделиться информацией. Мы рассматривали три направления: Прялки, утварь,
Текстиль, Настенные росписи.
Защита проектов
1группа Прялки, утварь
Большую роль в народном искусстве на Алтае составляют прялки , не было ни одной
семьи, где бы ее не было. Это была реликвия, которая переходила от матери к дочери. Прялка
играла первостепенную роль. Тогда все ткани для обихода изготавливали своими руками изо льна,
шерти овец. Прялка являлась приданым, была красиво украшена и бережно сохранялась. С
прялками девушки отправлялись на посиделки, где слагались и пелись песни. Несговорчивой
девушке парни спутывали кудель на прялке, за что гневалась ее мать. С прялкой связывали
воспоминания о материнской ласке, юности и первой любви. Прялки украшали резьбой и
росписью, где изображены цветы и птицы, солнце в виде круга. Алтайские прялки своеобразны,
интересны и подтверждают традиции алтайского народного искусства.
Вставка Учителя:
коромысло Основное предназначение коромысла — переноска на плечах человека
двух вёдер с водой или иной ёмкостью.
Иногда коромысло расписывали красками, украшали резьбой и цветными
ленточками. Нарядные коромысла использовали по праздникам и торжествам, в том числе во
время свадьбы — принести невесте воды или умыть свекровь
чесало
(гребень) для льна — старинное орудие, которое использовалось для
расчесывания растительных волокон (льна, конопли) и шерсти при подготовке их к
прядению. В народных верованиях: гребень наделялся защитными свойствами и
использовался как оберег от нечистой силы. По поверью, гребень мог принести
людям удачу в делах, вылечить от болезней.
прялка
— приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Прялка
сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали
новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную,
подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или
погибнут пчёлы. Парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней
жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими
руками прялку.
2 группа Текстильные изделия
Текстильные изделия Алтая отражают национальные традиции народа. К ним относятся
тканые и вышитые рушники, скатерти и дорожки. Узоры состоят из ромбов и крестообразных
фигур. В большом количестве на Алтае встречаются стеновые полотенца. От обычных полотенец
отличаются размером, обилием цветных отделок или кружевами.
До наших дней дошли образцы вышитых рубах. Особенно интересно украшение ворота с
обилием красного цвета . Рубаха подпоясывалась плетеным поясом, который являлся важной
частью костюма. Роль орнамента играли вытканные слова, посвященные определенному человеку.
Ткали пояса из шерстяных нитей, которые окрашивали анилиновыми красителями.
Вставка Учителя: Женская рубаха — главный элемент русского народного костюма. Она
могла быть цельной или составной, шилась из хлопка, льна, шёлка, кисеи или простой холщовой
ткани. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой,
узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии.
Рубахи
надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи
«покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Рабочую рубаху для жатвы всегда богато
украшали, она приравнивалась к праздничной.
3группа Стенные росписи
В летописях сохранились сведения об обычае русского народа украшать свое жилище
росписью, которая получила название Урало -сибирская роспись.
В районах Алтайского края сохранились примеры, говорящие о таланте и фантазии
мастера. Они не пострадали от влияния влаги, света и жары, хотя хозяйки подолгу трут двери
тряпкой с песком, спасаясь от копоти.
Роспись выполнялась «с маху» , т.е. быстрыми движениями кисти. Рисунок дополнялся
тонкими линиями белого и черного цветов. Расписывают обычно двери, наличники, пол, стены и
даже потолок в доме. А так же украшали печь и мебель- шкафы, столы, кровати, лавки;
деревянную утварь. Роспись выполняли красками на основе льняного масла , иногда цветной
глиной с примесями, которой на Алтае с избытком. Масло томили в печи, смешивали с глиной и
наносили несколько слоев, что делало рисунок прочным и блестящим.
Излюбленной тематикой росписи является растительный орнамент, взятый из
окружающего мира: колосья, березовые листья, цветы лопуха, ягоды облепихи, калины и др. По
красному или белому фону нанесены изображения гибких ветвей, на которых расцветают
голубые, сиреневые, розовые, белые, малиновые цветы, окруженные свежими зелеными
листочками. В вымышленных растениях проглядывает образ природы Алтайского края: цветы
водосбора, ириса, огоньков, марьина корня.
Над цветами изображены птицы, в которых можно узнать синиц, трясогузок, сорок,
кукушек, филинов.
Физминутка рассматривание экспонатов музея
Сейчас мы услышали непонятные слова, давайте узнаем их значение
работа со словарем
Интерактивная игра
(Совместить на доске картинки с названием)
Наличники
Лохань
Ушат
Опечье
Приданое
Посиделки
Кудель
Рушник
Чесало
Прялка
Практическая работа
Кистевое письмо по мотивам Урало – сибирской росписи, предлагаю выполнить роспись,
которая украсит часть избы.
Педрисунок учителя (демонстрация через документ – камеру)
Самостоятельная работа. Дети рисуют в соответствии с образцом на доске- цветок Урало
– сибирской росписи на кружочке красного картона.
Выставка работ. Полюбуйтесь, как красиво стало в нашем музее. Мы украсили стену избы
росписью
Рефлексия
Нашу роспись можно назвать искусством? Почему?
(ответы детей)
Мы учитывали традиции, изображая
художественные образы, роспись поместили в
специальном месте.
Вернемся к началу урока. Что лично вы могли бы сделать чтобы не появлялись такие
изображения?
(ответы детей)
Разместить объявления. Вовлечь в общественно полезную работу. Например, можно
попросить их нарисовать поверх испорченных поверхностей что-нибудь приличное.
Цель урока достигнута, мы узнали, какова роль декоративного искусства в жизни человека
и общества?
(ответы детей)
Итог
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества заключается в обогащении
предметной среды, окружающей человека, и создании для него удобств и красоты
Декоративно-прикладное
искусство — важная
часть
народной
культуры,
средство
выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и
истории