Напоминание

Методика отработки фонетических особенностей английского языка на уроках в общеобразовательных учреждениях


Автор: Антонова Екатерина Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 81 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Методика отработки фонетических особенностей английского языка на уроках в общеобразовательных учреждениях
Дата публикации: 07.07.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка

на уроках в общеобразовательных учреждениях.

В каждом языке существует связь между орфографией и фонетикой. Она определяется

орфографической системой языка. Эта система основана на трех основных принципах.

Первый принцип – фонетический. Это значит, что письмо полностью отражает звуковой

состав слова, то есть как говорим, так и пишем.

Второй принцип – морфологический, при котором письмо отражает только часть звукового

состава слова, то есть сохраняется единство написания значащих частей слова, тогда как звучание

этих частей в разных словах изменяется (русский язык).

И, наконец, исторический принцип, когда написание слова объясняется историческими

традициями и не совпадает с произношением (английский язык), в котором орфография за

последние 4-5 столетий почти не изменилась, а звуковая сторона языка претерпела серьезные

изменения. Несоответствия между звуковой и письменной стороной слов есть в каждом языке,

однако только в английском это явление имеет столько вопросов. Обычно говорят о капризности

английского произношения, хотя реальной причиной несоответствия является устарелое

английское правописание. Если обращаться к историческому принципу орфографии, то можно

заметить закономерности в соотношениях между звуками и буквами, знание которых дает

возможность правильно читать слова. Данные правила, которые определяют различное чтение

одной и той же буквы или сочетания в начале обучения, кажутся трудными учащимся.

Систематические упражнения на правила чтения помогают учащимся освоить этот достаточно

сложный раздел английского языка.

Произношение имеет большое значение при изучении иностранного языка, поскольку его

эффективность значительно определяет успех в овладении навыков устной речи. Одним из

важнейших

условий

формирования

фонетических

навыков

является

развитие

слухо-

произносительных навыков, то есть правильная ассоциация слышимого звука с соответствующим

ему значением и воспроизведение звука с соответствующим определенным значением.

При обучении произношению используются, в основном, два метода:

1) имитативный

2) аналитико-имитативный.

Формирование произносительного навыка проходит несколько стадий – от восприятия

(создания правильного звукового образа) и дифференцации (осмысления и различения признаков

звука ) до имитации и репродукции, то есть закрепления артикуляции на основе использования

произнесения речевой единицы.

Работа над произношением учащихся должна начинаться с первых уроков и продолжаться

весь школьный курс обучения иностранному языку. Если на начальном этапе не уделять должного

внимания произношению, это может привести к неправильным произносительным умениям, и

исправить их будет очень трудно.

Сегодня аналитико-имитативный способ в обучении произношению превалирует. Звуки,

подлежащие

специальной

отработке

объясняются

на

основе

артикуляционного

правила,

анализируются, отрабатываются, и только после отработки включаются в слово, которое тоже

делится сначала на слоги, затем произносится слитно. В последующей отработке подключаются

словосочетания и фразы, которые проговариваются учащимися по образцу. Учитель подсказывает

и показывает, какие органы артикулярного аппарата (губы, язык) принимают участие в

произнесении звука. Например, для произнесения английского звука [ w ] , нужно округлить губы

и выдвинуть их немного вперед, как при произнесении русского звука «у».

При отработке звуков необходимо обращать внимание на долготу или краткость звука,

ударение, мелодику, а при произнесении словосочетания или предложения на паузы и интонацию.

Работа над произношением идет от прослушивания текста, произносимого учителем

или

диктором на аудио, к тексту, который произносит уже ученик.

Помимо всего, на начальном этапе хорошо использовать фонетическую зарядку, отработку

фонетической стороны нового лексико-грамматического материала, работу над произношением

путем чтения вслух.

Именно фонетическая зарядка является основным способом формирования и отработки

произношения. Если уделять время фонетической зарядке на каждом уроке, можно быть

уверенным, что фонетический материал будет усвоен, а произношение будет улучшаться от урока

к уроку.

Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только

уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем как

эти слова соединяются в предложении. В естественной языковой среде это происходит

одновременно, у маленьких детей этот процесс идет легко и просто. В условиях неязыковой

среды, на уроке иностранного языка постановке фонетических навыков следует уделять

значительное внимание. Фонетические навыки можно разбить на две группы: ритмико-

интонационные и слухо-произносительные.

Ритмико-интонационные

навыки

предполагают

знание

ударения

и

интонем,

как

логических, так и экспрессивных. Именно данная группа навыков, а точнее, их отсутствие выдает

говорящего как иностранца. Практика показывает, что легче научиться правильно произносить

звуки, чем правильно интонировать предложение. Именно неправильное ударение и интонация

позволяют отличить иностранца от человека, для которого этот язык является родным. Кроме

того, с помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного. Данные

знания составляют часть социолингвистической компетенции.

Слухо-произносительные

навыки,

в

свою

очередь,

делятся

на

аудитивные

и

произносительные.

Аудитивные ( слуховые) навыки предполагают действия и операции по узнаванию и

различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений. Умение правильно

артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях требует и

правильного ударения, пауз и интонации. В английском языке, например, по произношению

можно определить происхождение, образование, а значит, и социальный статус говорящего.

Существует

два

основных

подхода

к

обучению

произносительного

навыка

языка:

артикуляторный и акустический. Подход, построенный на сочетании обоих подходов, называется

дифференцированным.

При

артикуляторном подходе выделяются три основные типологические группы фонем:

а) совпадающие в обоих языках;

б) несовпадающие;

в) частично совпадающие.

Наиболее трудными для усвоения у школьников являются последние две группы, причем,

частично совпадающие фонемы представляют самую большую сложность. Основные положения

артикуляторного подхода:

Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого

необходим вводный фонетический курс.

Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

Для

обеспечения

чистоты

произношения

необходимо

изучить

работу

органов

артикуляции при произнесении каждого звука.

Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Основными этапами работы со звуками являются следующие:

1.

Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны

быть органы речи при произнесении звука.

2.

Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы речи

в нужное положение.

3.

Артикулирование или собственно произнесение звука.

4.

Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы речи в

нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

5.

Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как

межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных

комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем

необязательным знать значение произносимых слов).

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических

упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических

навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

При акустическом подходе упор делается не на сознательное усвоение особенностей

артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не

изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит

повторение или имитация.

Научить учащихся правильному произношению на английском языке не так просто, они

будут допускать ошибки долго, некоторые на протяжении всего времени обучения. Исправление

ошибки учителем всегда должно носить обучающий характер, критика или насмешка

недопустимы. Нужно выявить природу ошибки и, в зависимости от её характера, выбрать

действенный приём исправления. Например, если во фразе My father is a worker учащийся

вместо [ə:] произносит[ɔ:], то это меняет смысл фразы. Такую ошибку непременно нужно

исправлять путём повторного объяснения и показа артикуляции звука. Если ребёнок во

фразе The tiger eats meat в слове eats произносит краткое [I] вместо долгого [ i:], то фраза

просто становится бессмысленной. Поскольку звуки производятся в результате работы органов

речи, находящихся в определенных положениях, значительное внимание должно на уроках

отводиться обучению правильной артикуляции и интонации. Также очень важно научить

учащихся транскрибированию, а значит, и чтению транскрипции.

Зачастую учитель сталкивается в старших классах с неумением учеников правильно прочитать

слово, даже при наличии транскрипции. Это означает, что в предыдущем периоде обучения

уделялось недостаточно внимания отработке фонетических навыков.

На начальном этапе задачи обучения фонетике должны основываться на:

1. правильном произнесении звуков;

2. интонации;

3. изучении знаков транскрипции.

Можно использовать с этой целью хоровую и индивидуальную формы организации

работы

учащихся. Наряду с тщательной отработкой нового

материала

следует

предусматривать на каждом уроке специальную фонетическую зарядку, выполнение которой

может протекать в указанных выше формах.

Материалом этой зарядки может быть звук, слово, словосочетание, предложение и

даже целые рифмовки. Фонетическую зарядку можно проводить с голоса учителя, а лучше

при помощи звукозаписи, включение которой в процесс обучения крайне необходимо.

В задачу учителя на начальном этапе изучения детьми английского языка входит

также и обучение их работе со звукозаписью. Нужно научить учащихся слушать, слышать и

точно имитировать услышанное. Звуковые задания позволяют с первых уроков ориентировать

детей, на систематическую работу со звукозаписью, когда учащиеся сами или по указанию

учителя прослушивают и повторяют за диктором задания.

Итак, если учитель обладает хорошим произношением на английском языке, широко

использует звукозапись на уроке и учит детей работать с ней дома или в кабинете после

уроков, тем самым формируя у них фонематический слух, самоконтроль и самокоррекцию,

то это обеспечивает учащимся хорошее аппроксимированное произношение. Хорошо

отработанная произносительная сторона высказываний учащихся во время тренировки

готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности при применении.

Список использованной литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для

учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М.:АРКТИ, 2004г. 192с. 2. Меркулова Е. М. Английский

язык для студентов университетов. Введение в курс фонетики. - СПб.: Издательство Союз,

2000.

3. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном

этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. –

М. Просвещение, 1997

4.

Филатов

В.М.

методика

обучения

иностранному

языку

в

начальной

и

основной

общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.- Ростов-

Н-Д.: Феникс, 2004.-416 с.

5. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск, «Высшая школа»,

1999

6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.-

М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с

7. Щерба Л.В. Преподавание языков в начальной школе.-М.: Академия, 2002.-149 c



В раздел образования