Автор: Проказов Олег Сергеевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ 77"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Технология соединение брусков из древесины
Дата публикации: 07.08.2023
Раздел: среднее образование
План урока.
Тема: Технология соединение брусков из древесины
Цель: изучить виды столярных соединений, соединения в половину толщины бруска (вполдерева), освоить приёмы разметки вырезаемых
участков и вырезания удаляемых участков столярной стамеской; научиться выполнять соединения на шкантах и нагелях, склеивать и
обрабатывать бруски.
Оснащение урока: рабочие тетради, учебники, шаблоны для разметки колодки швабры, чертежи ручки и колодки швабры, заготовки для их
изготовления, разметочный инструмент.
Объект и содержание работы: изучение сборочного чертежа швабры, разметка и обработка деталей швабры, сборка изделия.
Ход урока:
1.
Вводная часть.
1.
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
1.
Сообщение цели урока.
2.
Закрепление пройденного материала.
1.
Какие размеры проставляют на чертеже детали призматической формы?
2.
Какие размеры проставляют на чертеже детали вращения?
3.
Как проставляют на чертеже размер одинаковых отверстий?
4.
Какие чертежи называют сборочными?
5.
Что такое спецификация?
6.
Как следует читать сборочный чертёж?
1.
Изложение программного материала.
При изготовлении многих изделий из древесины бруски соединяют по длине (рис. 15, а) и под прямым углом: на концах брусков (рис. 15, б) и на
срединных участках (рис. 15, в), вырезая участки (куски) древесины на половину толщины бруска. Так соединяют бруски, например, в рамках,
стендах, подставках под новогоднюю елку.
Реже применяют соединения брусков под различными углами. Такие соединения брусков называют ступенчатым и врезкой.
При соединении брусков вырезанными участками толщина получаемого изделия обычно равна толщине бруска.
Если бруски соединяют под прямым углом, то длина вырезаемого участка должна равняться ширине присоединяемой детали (рис.
15, г). При угловом соединении на концах брусков торцы деталей делают немного длиннее, чтобы потом отпилить их вровень с наружной
поверхностью присоединяемого бруска (рис. 19, г; с. 28).
При соединении брусков по длине их вырезанные и выступающие участки должны быть равны. Длину вырезаемых участков выбирают
равной 0,5... 1,5 ширины бруска.
При разметке брусков, соединяемых под прямым углом, линейкой размечают длину и ширину будущего изделия и с помощью угольника проводят
линии поперечной разметки с четырех сторон (рис. 16, а).
Ножку рейсмуса 1 устанавливают на размер половины толщины бруска, закрепляют ее клином 2 в колодке 3 и проводят продольные линии на
кромках и торцах (рис. 16, б). Вырезаемые участки помечают крестиком.
Брусок закрепляют в заднем зажиме верстака. Продольной с мелкими зубьями пилой вдоль волокон (рис. 17, о) и поперечной с мелкими зубьями
пилой поперек волокон (рис. 17, б) выпиливают кусок древесины рядом с разметочными линиями, не запиливая их.
Если вырезается участок на середине бруска, то заготовку надежно крепят в зажиме верстака и поперечной пилой пропиливают вырезаемый
участок до половины толщины бруска через 10...15 мм. Затем вырезают куски столярной стамеской (рис. 18).
Вырезанные участки (врезки) зачищают стамеской или рашпилем и подгоняют друг к другу до их плотного (без зазора) соединения.
Соединяемые поверхности намазывают клеем и собирают изделие. Соединение будет более прочным, если его скрепить дополнительно
гвоздями, шурупами или шкантами (рис. 19, а). Шкантами называют круглые деревянные стержни. (Шкант в переводе с французского —
«круглый вставной шип».) Под шканты просверливают отверстия, шканты намазывают клеем и забивают в отверстия.
Собранные соединения зажимают в струбцинах через подкладные доски (рис. 19, б). При этом контролируют угольником размеры изделия и
перпендикулярность брусков и оставляют изделие в сжатом состоянии до полного отвердения клея (около 24 часов).
Наиболее прочные соединения получают при склеивании деталей с двумя шкантами (шурупами, гвоздями), расположенными по диагонали на
расстоянии не менее
1
/
4
ширины бруска от торцов и кромок (рис. 19, в).
После отвердения клея, выступающие торцы брусков спиливают ножовкой с мелкими зубьями (рис. 19, г).
Места склеивания в изделии строгают рубанком от краев к центру, чтобы не отколоть торцы, зачищают напильником или шлифовальной шкуркой.
Клеи являются ядовитыми веществами. Многие клеи горючи, их нельзя размещать возле огня. Отвердевший клей может
образовывать острые, режущие кромки.
При точном и аккуратном выполнении разметки и выпиливании врезок соединение не требует подгонки, поэтому лучше не допускать небрежности
и брака в работе.
Разновидности соединений с запиливанием деталей изображены на рисунке 20. Такие соединения применяются в рамках, ящиках, оконных и
дверных блоках, столах, стульях и т. д.
Правила безопасности
1. Надежно закреплять заготовки в зажимах верстака, тисках или струбцинах.
2. Быть осторожным при работе со стамеской. Передавать ее только ручкой вперед.
3. Запиливать бруски плавно, без рывков.
4. Осторожно обращаться с клеем.
1.
Закрепление нового материала.
1.
В каких изделиях применяют соединение врезкой?
2.
Как размечают вырезаемые участки?
3.
Чему равна длина вырезаемого участка при соединении брусков под прямым углом?
4.
Чем и как вырезают врезки в соединяемых брусках?
1.
Практическая работа.
1.
Выполнить разметку колодки швабры согласно чертежа или по шаблону.
2.
Выполнить обработку заготовки по разметочным линиям.
1.
Целевые обходы учителя.
Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы. При необходимости проводятся индивидуальный или текущий
инструктаж.
1.
Заключительная часть.
1.
Анализ урока (обратить внимание на активность учащихся).
2.
Разобрать ошибки, допущенные учащимися при выполнении работы.
3.
Оценить работу учащихся и сообщить оценки, комментируя их.
1.
Домашнее задание. §7 стр. 25 – 30.
Технологические операции для изготовления Накопителя мелких вещей
1.
Наименование деталей
2.
Разметка базовой поверхности
3.
Удаление лишнего материала
Удаление ножовкой
Удаление лишнего материала стамеской
4.
Варианты соединение деталей
5.
Удаление припусков ножовкой
6.
Соединение на шурупах,
нагелях
§ 6. Технология соединения брусков из древесины
В 5 классе вы уже соединяли бруски с помощью гвоздей или шурупов, положив бруски один на другой. Однако
часто мри изготовлении мебели или в строительстве требуется соединить бруски так, чтобы толщина соединения
была не больше толщины соединяемых брусков.
Эти соединения называют соединениями внакладку (впол-дерева). Они могут быть ступенчатыми (рис. 8, а, б, г)
или соединениями врезкой (рис. 8, в, д-ж). Соединения брусков могут выполняться как по длине (см. рис. 8, а, д),
так и под прямым углом (см. рис. 8, б, г, е, ж). Т акие соединения применяют при изготовлении рамок, оконных и
дверных блоков, столов, стульев, ящиков и т. д.
Рис. 8. Соединения брусков: а — прямое с прямым стыком; б, г — угловое с прямым стыком; в, ж —
крестовое; д — простой накладной замок; е — тавровое внакладку; 1 — детали подготовлены к
соединению; 2 — детали соединены между собой
Толщина получаемого изделия может быть равна толщине соединяемых деталей (см. рис. 8, a-в) или быть
немного больше (см. рис. 8, д). Возможно также соединение деталей разной толщины (см. рис. 8, е)у где толщина
соединения равна толщине наиболее толстой детали. Подобным образом соединены вертикальные планки с
полками (см. рис. 6, б).
Технология получения концевого ступенчатого соединения деталей, показанного на рисунке 8, б, состоит в
следующем. Соединяемые бруски складывают вместе и выполняют разметку, оставляя припуск 2...3 мм от торца
брусков (рис. 9, а). Рейсмус настраивают с помощью линейки таким образом, чтобы расстояние от торца колодки
до острия иглы было равно половине толщины бруска. Далее проводят продольные линии на кромках и торцах
(рис. 9, б) и помечают вырезаемые участки.
Рис. 9. Разметка брусков для концевого ступенчатого соединения под прямым углом: а — поперечная с
помощью угольника; б — продольная рейсмусом
Затем пилой с мелкими зубьями выпиливают эти куски древесины на обоих брусках, оставляя нетронутыми
разметочные линии (рис. 10, а, б). После этого выравнивают полученные поверхности стамеской и зачищают
напильником с крупной насечкой (рис. 10, в, г). При зачистке постоянно прикладывают выпиленные ступени двух
брусков друг к другу, пока толщина соединения не станет равна толщине бруска.
Рис. 10. Обработка брусков для ступенчатого соединения: а — продольное запиливание; 6 —
поперечное запиливание; в — выравнивание выпиленной ступени; г — зачистка ступени напильником
Подготовленные бруски соединяют с помощью клея. Для повышения прочности соединения бруски скрепляют
шурупами или с помощью одного или двух шкантов — небольших деревянных цилиндрических стержней
диаметром 6...8 мм. Для этого складывают бруски вместе точно под прямым углом, скрепляют их струбциной.
После этого сверлят отверстие необходимого диаметра иод шкант одновременно в двух деталях, чтобы
соединение было точным (рис. 11, а). Затем смазывают стыки брусков клеем, забивают в отверстие смазанный
клеем шкант (рис. 11, б). Затем ещё раз проверяют перпендикулярность соединённых брусков с помощью
угольника и сжимают соединение брусков струбциной, используя подкладные дощечки (рис. 11, в).
Рис. 11. Технология ступенчатого углового соединения брусков: а — сверление отверстия под шкант:
1 — сверло; 2 — бруски; 3 — струбцина; 6 — установка шканта в отверстие: 1 — бруски; 2 — молоток;
3 — шкант; в — сжатие брусков в струбцине: 1 — бруски: 2 — подкладные дощечки; 3 — струбцина; г —
отпиливание припусков: 1 — бруски: 2 — пила: 3 — припуск
После того как клей высохнет, припуски отрезают ножовкой вровень с кромкой брусков и зачищают торцы
напильником и шлифовальной шкуркой (рис. 11, г).
При изготовлении крестового соединения врезкой (папри-мер, см. рис. 6, е) брусок размечают, кладут его на
верстак и пилой делают запилы (прорези) до разметки через каждые 10...15 мм (рис. 12, а).
Рис. 12. Технология выполнения врезки для крестового соединения: а — запиливание прорезей: 1 —
верстак: 2 — брусок-заготовка; 3 — прорези; 4 — пила; 6 — отсекание надрезанных участков врезки: 1
— верстак; 2 — брусок; 3 — врезка; 4 — стамеска; 5 — молоток; в — выравнивание плоскости врезки: 1
— брусок: 2 — стамеска: 3 — верстак; 4 — врезка; 5 — задний зажим
Затем лишнюю древесину удаляют стамеской: вначале делают надрез, нанося лёгкие удары молотком по
стамеске с одной кромки бруска, и затем отсекают надрезанный участок сильными ударами молотка с другой
стороны бруска (рис. 12, б).
Далее стамеской выравнивают плоскость врезки (рис. 12, в) и зачищают её напильником, не выходя за линию
разметки. То же самое проделывают и со вторым бруском. После этого оба бруска складывают вместе и
проверяют, не возвышается ли плоскость одного бруска над плоскостью другого. Если такое наблюдается, то
плоскости врезок обрабатывают дополнительно стамеской и напильником до тех пор, пока толщина соединения
не станет равна толщине бруска.
Правила безопасной работы
1.
Перед обработкой необходимо правильно и надёжно закрепить заготовки на верстаке.
2.
Во время пиления нельзя держать левую руку близко к полотну пилы.
3.
Соблюдать осторожность при работе со стамеской. Передавать её следует только ручкой вперёд.
4.
Сверло в патроне дрели должно быть закреплено без перекосов.
5.
По окончании работы стружку с крышки верстака удалять только специальной щёткой.
6.
После работы с клеем тщательно вымыть руки с мылом.
Практическая работа № 7
Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку
1.
Получите у учителя заготовки для изготовления* одного из изделий: рамки (рис. 13, а), коробки (рис. 13, б),
подставки (рис. 13, в), карандашницы (см. рис. 6, г), крестовины (см. рис. 6, е) или подготовьте заготовки для
своего проектного изделия с соединением брусков внакладку.
Рис. 13. Изделия из древесины: а — рамка; б — коробка для мелких деталей: 1 — стенки; 2 —
перегородки (фанера); 3 — дно (фанера); в — подставка для цветочного горшка: 1 — планка; 2 — опора
2.
Разметьте бруски, выпилите ступени или врезки и зачистите их стамеской и напильником с крупной
насечкой.
3.
Просверлите, если необходимо, отверстия под шканты.
4.
Смажьте соединения клеем и скрепите струбциной.
5.
После высыхания клея (на следующем уроке) отпилите припуски и зачистите соединения.
Новые слова и понятия
Соединение внакладку (вполдерева): ступенчатое, соединение врезкой; шкант.
Проверяем свои знания
1.
Чем отличается ступенчатое соединение от соединения врезкой?
2.
Что такое шкант и для какой цели его применяют?
3.
Для чего в угловом ступенчатом соединении на брусках оставляют припуск 2...3 мм по длине ступени?
4.
С какой целью плоскости ступеней и врезок обрабатывают стамеской и напильником?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 77"
Фрунзенского района
г. Саратова
Конспект урока
по технологии
Раздел: деревообработка
Тема: «Соединение брусков», (2 часа)
6 класс
Учитель технологии: О.С.Проказов
2022 год.
Цели урока.
1. Учебно-познавательные
создать условия для получения знаний о способах соединения брусков, приемах выполнения работы.
2. Развивающие
развить навыки правильной, рациональной работы столярным и разметочным инструментом, навыки самоанализа,
взаимоанализа;.
развить познавательные и творческие способности;
формировать навыки анализа проблемы, поиска способов ее решения;
развитие СУД посредством методики проблемного обучения, ИКТ
3. Воспитательные
способствовать формированию положительной мотивации к предмету;
способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;
способствовать воспитанию уважения к труду, человеку труда.
Тип урока: комбинированный.
Технология: проблемное обучение. Технология на основе активизации деятельности учащихся.
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
Ориентация на личностные структуры: ЗУН + СУД
Подход к ребенку: сотрудничество + свободное воспитание
Целевые ориентации:
приобретение ЗУН,- усвоение способов самостоятельной деятельности;
развитие познавательных и творческих способностей,
Оборудование: компьютер, таблицы, инструкционные карты по ТБ, технологические карты по шипового соединения,
плакаты, столярный и разметочный инструменты, столярный верстак.
Электронные ресурсы: интернет – ресурсы, слайды, авторские презентации.
Технологическая карта урока
№
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируем УУД
Личностны
е
Регулятив
ные
Коммуникатив
ные
Познавател
ьные:
1
Организаци
онный
момент
Отмечает
отсутствующих.
Приветствует
учащихся. Проверяет
посадку учеников.
Приветствую
т учителя
Слушают
учителя
2
Актуализац
ия знаний
Учитель подводит
учащихся к
определению темы
урока:
1. напоминает
ученикам с помощью
чего и как можно
Слушают
учителя,
анализируют
информацию,
рассматриваю
т образцы,
отвечают на
Осмыслива
ют тему
урока.
Проявлять
интерес к
новому
содержани
Сформиро
вать
умение
самостоят
ельно
обнаружи
вать и
Умение вести
учебное
сотрудничество
на уроке с
одноклассника
ми,
в группе,
выбор
наиболее
оптимальн
ых средств
и способов
решения
проблемы,
соединить бруски.
2. Показывает
несколько изделий
сложной формы и
спрашивает учеников –
как соединены бруски?
3. Предлагает ответить
на вопрос – каким
инструментом можно
изготовить елочную
крестовину? совместно
с учениками
определяет цель и
задачи урока:
4. Спрашивает
учеников: где они
могут встретить
изделия ,соединенные
вполдерева
5. Какие знания
необходимо получить
для того чтобы
овладеть
инструментом.
Объясняет (с
элементами беседы) и
демонстрирует
учебный материал:
- показывает ученикам
инструмент и просит
определить:
назначение стамески ,
долото, киянки -
поставленные
вопросы – в
результате
самостоятель
но приходят к
определению
темы урока,
целей и задач.
При показе
изделий
(елочная
крестовина) и
ответе на
вопросы
учителя –
отвечают:
изготовить с
помощью
чего можно
изготовить
изделие.
Ученики
вспоминают,
где они могли
встретить
подобные
изделия.
При ответе на
вопрос о
знаниях
предполагают
, что
необходимо
ю
формулир
овать
учебную
проблему,
определят
ь цель
учебной
деятельно
сти
(формули
ровка
вопроса
урока).
умение
выражать
мысли,
аргументирова
но отстаивать
свою точку
зрения.
выделение
цели,
поиск
информаци
и.
создает проблемную
ситуацию: как
закрепить заготовку на
крышке верстака?
Выслушивает
гипотезы и совместно
с учащимися
определяет возможные
приемы закрепления с
наглядными
примерами. -
актуализирует знания,
полученные при
изучении темы –
разметка (определение
понятия –рейсмус).
Предлагает ответить
на вопрос – как можно
разметить бруски?
Организует работу
учащихся с учебником:
- предлагает в тексте
учебника найти
описание приемов
работы.
Демонстрирует
приемы работы с
инструментом и
приспособлениями.
изучить
технологию и
правила
безопасной
работы (тем
самым
определяя
план урока).
Зарисовываю
т инструмент
в рабочие
тетради.
При решении
проблемной
ситуации
выдвигают
гипотезы о
способах
закрепления
заготовок на
крышке
верстака.
Совместно
выбирают
наиболее
рациональные
методы.
Вспоминают
информацию
по теме
«разметка»,
дают
определение
–рейсмус.
Выдвигают
дополнительн
ые гипотезы о
способах
разметки
заготовки
Работают с
учебником,
находят
информацию
о приемах
работы
ручным
инструменто
м, после чего
активно
наблюдают за
демонстрацие
й учителя
приемов
работы с
инструменто
м и
приспособлен
иями.
3
Совместное
открытие
знаний.
Практический этап
1. Объяснение учителя
с опорой на личные
знания учащихся.
Заслушивание
сообщений учащихся.
2. Использование
Работают в
группах и
готовят
ответы.
Самостояте
льная работа
учащихся
-
проявление
эмоциональ
ного
отношения
и волевых
усилий в
самоконтр
оль
выполнен
ия задания
-
взаимоконт
роль
и
Сформировать
умение
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
в группе.
Познавате
льные
УУД:
развитие и
углубление
потребност
ей и
различных способов
закрепления знаний,
вопросов, требующих
мыслительной
активности,
творческого
осмысления материала.
Обращение учителя по
поводу ответа ученика
к классу с требованием
дополнить, уточнить,
исправить, взглянуть
на изучаемую
проблему с иной
стороны.
Умение учащихся
узнавать и соотносить
факты с понятиями,
правилами и идеями.
Практическая
работа.
Вводный
инструктаж
учителя:
-сообщение учащимся
названия практической
работы;
-разъяснение
учащимся задач
практической работы;
-ознакомление
учащихся с объектом
труда - образцом;
учебно-
познавател
ьной
деятельнос
ти
- выдвиже-
ние
гипотез,
основанны
х на
жизненном
опыте
учащихся
- восприя-
тие,
осмыслени
е,
запоминани
е учебного
материала;
-
формирова-
ние умения
выcказыват
ь своё
отношение
к новому
материалу,
выражать
свои
эмоции
-формиров-
ание
внесение
корректив
учебно-
познавате
льную
деятельно
сть
.
мотивов
учебно-
познавател
ьной
деятельнос
ти
-усвоение
новых
способов
умственно
й
деятельнос
ти через
разные
виды
получения
информаци
и;
-умения
структурир
овать
знания
-выбор
наиболее
эффективн
ых
способов
решения
задач
-
построение
логической
цепи
-ознакомление
учащихся со
средствами обучения, с
помощью которых
будет выполняться
задание
(оборудование,
инструменты,
приспособления);
-ознакомление
учащихся с учебно-
технической
документацией
-предупреждение
учащихся о
возможных
затруднениях при
выполнении работы);
-инструктаж по
технике безопасности.
Текущий
инструктаж учителя
(проводится по ходу
выполнения
учащимися
самостоятельной
работы):
Формирование новых
умений:
-проверка
организованности
начала работы
мотивации
к обучению
и
целенаправ
ленной
познавател
ьной
деятельнос
ти
-
формирова-
ние умения
оценивать
поступки в
соответст-
вии
с
определён-
ной
ситуацией.
рассужден
ий
учащихся;
-проверка организации
рабочих мест
учащихся (рабочий
стол, инструменты,
приспособления);
-соблюдение правил
техники безопасности,
санитарии и гигиены
труда при выполнении
задания;
Усвоение новых
знаний:
-проверка
правильности
использования
учащимися учебно-
технической
документации;
-инструктирование по
выполнению задания в
соответствии с
технологической
документацией.
Целевые обходы:
-
инструктирование
учащихся по
выполнению от-
дельных операций и
задания в целом;
-концентрация
внимания учащихся на
наиболее эффективных
приемах выполнения
операций;
-оказание помощи
слабо подготовленным
к выполнению задания
учащимся;
-контроль за бережным
отношением учащихся
к средствам обучения;
-рациональное
использование
учебного времени
учащимися.
Заключительный
инструктаж
учителя:
-анализ выполнения
самостоятельной
работы учащимися;
-разбор типичных
ошибок учащихся;
-вскрытие причин
допущенных
учащимися ошибок;
-повторное объяснение
учителем способов
устранения ошибок.
4
Закрепле-
ние
изученного
материала и
рефлексия.
- Что вам понравилось
сегодня на уроке?
- Что нового вы
узнали?
- Какая информация
оказалась полезной?
Обобщают
полученные
знания,
отрабатываю
т основные
понятия.
Самооценк
а,
взаимооце-
нка
результатов
деятельно-
сти.
5
Домашнее
задание.
Параграф 6 с29-36
вопросы в конце
параграфа с.36..
Осмысливаю
т объем
задания.
1.
Организационный
момент
2.
Приветствие.
3.
Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих, организации рабочего места учащихся.
Учитель знакомит с темой урока (слайд 1).
Мотивация. Актуализация знаний.
Сегодняшний урок мы начнём с воспоминаний видов соединений древесных материалов. Разберём требования к соединениям
отдельных изделий в зависимости от их применения. Учащиеся называют соединения, которые применялись на уроках «Технологии»,
приводят примеры, где они применяются. Рассказывают о требованиях к соединениям названных изделий.
Постановка проблемы.
Вы назвали множество соединений, частично их охарактеризовали. Возникает вопрос: что влияет на выбор определённого вида
соединения в отдельных изделиях? Условия применения, нагрузка на изделие, климатические условия, вот основные параметры, по
которым определяют вид соединения. Учащиеся записывают тему урока, записывают воздействие основных параметров на выбор
соединения: нагрузка, климатические условия, условия использования изделия.
4.
Обсуждается «цепочка тем» раздела: обработка древесины
5.
Технология изготовления изделия
6.
Учащиеся посредством слайда самостоятельно изучают и комментируют цели урока, сформулированные учителем. (Осознание
неизвестного. Анализ проблемы, определение путей и средств её решения).
7.
Учащиеся анализируют задачи урока, вычленяют главное.
8.
Учитель направляет учащихся на обсуждение профориентационного и практического аспектов урока.
Учитель объясняет одну из задач урока: получить знания и навыки, необходимые детям в практической жизни.
Основная часть
1. Опрос – беседа. Слайд 3-8 на тему (соединение брусков). Учащиеся комментируют, делают выводы.
2. Изучение нового материала.
Сопровождается презентацией. Учащиеся совместно с учителем комментируют слайды
С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок,
соединения в полдерева, шиповые соединения. Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями. В чисто
столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб. Мастера-
краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях. Настало время познакомиться с
этими соединениями.
Первое, самое простое соединение, называется угловое или серединное в полдерева.
Задаётся вопрос: Где они применяются?
Второе соединение в полдерева с помощью шкантов. Это соединение уже более прочное.
Задаётся вопрос: Чем ещё можно скрепить соединение? Где применяются?
Третье соединение шиповое.
Это соединение прочнее соединения в полдерева. Учащиеся разглядывают различные изделия, определяют виды соединений.
Задаётся вопрос: Где применяется?
Познакомимся с элементами соединения в полдерева. Рисунок на доске элементов единения в полдерева. В столярном деле
применяются и другие соединения. Познакомимся с со ними – к практической работе, постарайтесь внимательно изучить чертёж. Затем как
можно точнее произведите разметку. Карандаш при этом должен быть остро заточен. Качественно выполненная работа – это смотрим на
компьютер. Ближе с ними познакомимся в 7 классе.
Мы познакомились с вами с одной из самых важных тем в столярном деле. Качественное соединение в изделии – залог его
долговечности. Для выполнения соединений нужно применить все знания и умения, полученные ранее. Показываются соединения на
компьютере. Учащиеся называют изделия с применением данных соединений (гвоздями, шурупами, заклёпками, болтами, с помощью клея).
Называют изделия с этими соединениями. Смотрят на изображение на компьютере. Зарисовывают в тетрадь соединение с
доски. Записывают новые понятия по теме урока. Смотрят на компьютер, изучают соединения. Называют достоинства этих
соединений.
Для серединного или углового соединения брусков под прямым или острым углами один к другому чаще всего пользуются вязкой в
полдерева (рис. 7). При такой вязке в обеих стыкуемых деталях зарезаются встречные пазы, по глубине равные 1/2 толщины соединяемых
брусков. Вязку в полдерева желательно всегда укреплять нагелями. Только в этом случае такое соединение будет достаточно прочным.
3. Вводный инструктаж.
Учитель демонстрирует отдельные приемы работы, акцентирует внимание на правильное положение рук при работе с инструментом
(слайд, таблицы).
При пилении соблюдайте меры безопасности, особенно в начале запиливания. Не допускайте перекоса ножовки, сильно не давите на
неё. Надёжно закрепляйте заготовку в зажиме. Соблюдая эти правила, труд становится безопасным и приятным. При долблении проушин
проверьте исправность долбёжного инструмента: состояние ручки, наличие на ней колец. Под заготовку подложите подложку, во избежание
порчи верстака. Берегите своё рабочее место, бережно обращайтесь с инструментом.
Критерии оценки изделия:
внешний вид.
прямоугольность.
прочность.
4. Практическая часть.
Учащиеся производят разметку заготовок углового (серединное) соединения в полдерева.
Запиливают и скалывают излишки древесины под черту.
Зачищают заготовку напильником, производят сборку изделия.
Зачищают соединение.
Оценивают качество изделия. Сдают изделия для проверки.
Обсуждают качество изделий, оценивают работу.
III. Заключительная часть
Подведение итогов урока.
И так, мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов. Вы познакомились с видами соединений, научились
производить разметку и изготовление этих соединений. Пригодится ли это вам? Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов,
для самоутверждения в жизни.
Благодарю вас за участие в работе урока. Ученики наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят себя в
порядок.
Контроль освоения знаний базового уровня. Рефлексия.
Вернёмся к теме урока. Какую проблему мы ставили перед собой? Изучить технологию изготовления соединений древесных
материалов. Перечислите изученные виды соединений. Назовите достоинства этих соединений. Учащиеся перечисляют виды соединений,
называют их достоинства.