Автор: Селезнева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: город Воткинск
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: « СУ- ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дата публикации: 07.08.2025
Раздел: дошкольное образование
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« СУ- ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовил: воспитатель Селезнева Е.В.
группы «Смешарики»
МБДОУ детского сада № 25
ЦЕЛЬ МАСТЕР - КЛАССА:
- познакомить воспитателей с современной нетрадиционной
технологией - Су-джок терапией в работе с детьми по развитию речи.
-повысить
профессиональное
мастерство
педагогов
в
процессе
активного
педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,
мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов,
занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный
практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так
и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.
Метод СуДжок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее
древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
В переводе с корейского «Су» - кисть, «Джок» - стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его
метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в
целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного
управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются
биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган
человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела,
любой орган. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду
с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном
теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук,
опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же
способствуют
общему
укреплению
организма
и
повышению
потенциального
энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия
интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт
детям во время занятия.
Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе воспитателя
является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны
коры головного мозга.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный
эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда ненаносит вред – оно
просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе,
и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.
Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться
Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях по развитию речи:
I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с
потребностями и желаниями.
Форма организации работы с Су-Джок массажерами может быть разной:
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Сегодня рассмотрим такую форму работы с детьми, как пальчиковая гимнастика.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и
эластичными кольцами, массаж стоп. В работе воспитателя можно использовать су-
джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными
металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а
массажные
колечки
надеваются
на
пальчики.
Ими
можно
массировать
труднодоступные места.
Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:
Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и
ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями перекатывание
шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками
пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку;
подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Прокатывая шарик
между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов.
Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:
- удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки сжимать шарик в кулачок,
надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и
удерживать в центре ладони 5-10 сек.;
- каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;
- надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика;
- сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки;
- захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу, двигаться по
поверхности стола;
- вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки;
- прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти;
- круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков
пальцев к основанию ладони;
- вращение шарика кончиками пальцев;
- сжимание шарика между ладонями;
- сжимание и передача из руки в руку;
- подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий,
связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой
гимнастики во время динамической паузы на занятиях. Попробуйте покатать его между
ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.
Вот некоторые варианты работы с детьми: с шариком:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с
шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в
правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные
кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
3. Речевые игры с шариком. Рассказывание сказок с использованием шарика.
Сказка «Ёжик»
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел
солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и
решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке
раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку
(ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по
полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать
глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом,
нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать
по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и
спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке
выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый
гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так
много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке!
Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть
шипом шарика)
и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке
раскатывать шарик).
4. Прокатывание шарика по лабиринту. Например, « Помоги ёжику
добраться до грибка».
Для развития фонематического восприятия можно рекомендовать игры: «Если
звук услышат ушки - подними шар над макушкой»; «Шарик мы ладошкой стук, если
слышим нужный звук»; « Телеграфисты» (нужно простучать шариком так, как
простучит педагог). « Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка»( зарычит
собака, прокукарекает петушок и т.д.). Для более старшего возраста: «Синий шар кати,
согласный звук мне назови» «Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове»
Для автоматизации звуков игры: « Шарик мы ладонью «стук»,
повторяем в слове звук.»; « Шарик мне назад верни, слово( слоги) верно
повтори».
Развитие лексико- грамматических категорий: Игры: «Шар лови, пять овощей
назови» «Назови ласково» «Скажи наоборот» «Один – много» «Какой? Какая? Какое?»
Для развития памяти, внимания упражнение « Веселое колечко». Педагог
надевает поочередно колечко на пальцы правой руки ребенка, начиная с большого
пальца, проговаривая: « Колечко, колечко на большом пальчике твое местечко( и т. д.) .
На другой руке ребенок самостоятельно пытается повторить движения с колечком,
называя пальцы рук.
Использование Су- Джок шаров для совершенствования навыков пространственной
ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания.
«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»
Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.
«Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай»
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики
соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –
около коробки.
Использование шариков для слогового анализа слов. Упражнение «Раздели слова на
слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки»
«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и
упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют
более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и
совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Рефлексия.
Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили.
Сделайте хлопок те педагоги, которые наблюдали со вниманием наш мастер-класс.
Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие. Спасибо за внимание!