Напоминание

«РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ»


Автор: Штепа Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №45"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Тема: «РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ»
Дата публикации: 07.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА

ФЕДЕРАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ»

Введение

Переход

на

Федеральную

образовательную

программу

дошкольного образования (ФОП ДО) представляет собой не просто

формальную замену локальных программ, а глубокую трансформацию

педагогической

практики,

включающую

переосмысление

целей,

содержания, форм и методов работы с детьми. Одним из ключевых

аспектов

этой

трансформации

является

развитие

предметно-

пространственной

среды

(ППС)

дошкольной

образовательной

организации.

ППС

выступает

не

фоном,

а

активным

участником

образовательного

процесса,

способным

стимулировать

познавательную

активность,

самостоятельность,

инициативность

и

творческое

развитие

ребёнка.

В

условиях

внедрения

ФОП

ДО

требования

к

ППС

становятся

более

чёткими,

системными

и

ориентированными

на

реализацию

принципов

вариативности,

индивидуализации,

поддержки

детской

инициативы

и

обеспечения

развивающего потенциала среды.

Федеральная программа предъявляет к ППС требование быть

«развивающей»,

«вариативной»,

«безопасной»,

«доступной»,

«насыщенной», «трансформируемой» и «полифункциональной». Эти

характеристики не являются декларативными — они должны быть

отражены в реальной организации пространства, подборе материалов,

расстановке мебели, зонировании помещений и обеспечении условий

для свободного выбора деятельности детьми. Переход на ФОП ДО

требует от педагогов не только технического обновления среды, но и

смены установок: от среды, организованной «для детей» — к среде,

организованной «вместе с детьми» и «в ответ на их интересы».

Цель

данной

методической

разработки

предложить

практическую

модель

системного

развития

предметно-

пространственной среды в условиях перехода на ФОП ДО, основанную

на анализе нормативных требований, возрастных особенностей детей,

педагогических принципов и реального опыта дошкольных учреждений.

Материал

ориентирован

на

руководителей

ДОУ,

старших

воспитателей,

методистов

и

педагогов,

вовлечённых

в

процесс

реорганизации образовательной среды.

1.

Теоретико-методологические

основы

развития

ППС

в

контексте ФОП ДО

Федеральная

образовательная

программа

дошкольного

образования,

утверждённая

приказом

Минпросвещения

России,

закрепляет

требование

к

ППС

как

к

неотъемлемому

компоненту

образовательной системы. В отличие от локальных программ, где

требования к среде могли быть сформулированы обобщённо, ФОП ДО

конкретизирует функции ППС: она должна обеспечивать реализацию

всех

образовательных

областей,

поддерживать

игровую,

познавательную, исследовательскую

и

художественно-эстетическую

деятельность,

способствовать

развитию

социальных

навыков,

эмоциональной устойчивости и физического здоровья детей.

Ключевым

методологическим

основанием

выступает

принцип

развивающей

среды,

разработанный

в

отечественной

психолого-

педагогической

традиции

(Л.С.

Выготский,

А.Н.

Леонтьев,

Д.Б.

Эльконин, А.В. Запорожец). Согласно этому принципу, среда должна

опережать развитие ребёнка, создавая «зону ближайшего развития» —

пространство возможностей, в котором ребёнок может действовать с

поддержкой взрослого или самостоятельно. В условиях ФОП ДО это

означает, что ППС должна быть спроектирована с учётом возрастных и

индивидуальных

особенностей

контингента,

а

также

с

учётом

культурного, социального и природного контекста региона.

Важным аспектом является также принцип вариативности. ФОП

ДО предусматривает возможность выбора детьми видов деятельности,

материалов, партнёров и продолжительности занятий. Это требует от

ППС гибкой структуры: наличие открытых зон, мобильной мебели, легко

заменяемых материалов, доступных хранилищ. Вариативность среды

напрямую связана с

развитием

детской инициативы

одного из

приоритетов ФОП ДО. Ребёнок, способный выбирать, где, с чем и с кем

играть

или

заниматься,

учится

принимать

решения,

планировать,

оценивать последствия своих действий.

Не менее значим принцип полифункциональности. Один и тот же

предмет

или

зона

должны

допускать

различные

способы

использования. Например, мягкий модуль может служить сиденьем,

строительным материалом, элементом ландшафта в сюжетной игре,

препятствием в двигательной активности. Такая организация среды

экономит ресурсы, развивает воображение и гибкость мышления у

детей.

2.

Анализ

текущего

состояния

ППС

в

ДОУ:

типичные

проблемы и барьеры

При

переходе

на

ФОП

ДО

многие

дошкольные

учреждения

сталкиваются с необходимостью ревизии существующей предметно-

пространственной

среды.

Анализ

практики

показывает,

что

в

большинстве

случаев

ППС

дошкольных

групп

формировалась

стихийно,

без

системного

подхода,

под

влиянием

субъективных

предпочтений

педагогов,

родителей

или

административных

требований. Часто среда перегружена декоративными элементами, не

несущими развивающей функции, или, напротив, бедна стимулами для

активной деятельности.

Типичные проблемы:

— Статичность среды. Мебель и оборудование зафиксированы в

неизменном

положении

на

весь

учебный

год.

Зоны

жёстко

разграничены,

перестановка

невозможна

без

вмешательства

взрослых.

Это

противоречит

требованию

ФОП

ДО

о

трансформируемости и адаптивности среды.

— Доминирование фронтальных форм. Расстановка столов и

стульев рядами, наличие «учительского стола» и «доски» создают

атмосферу

школьного

класса,

что

не

соответствует

возрастной

специфике дошкольников и принципам игровой деятельности.

— Недостаток открытых материалов. Преобладание игрушек с

жёстко заданной функцией (куклы, машинки, пазлы с фиксированным

изображением)

ограничивает

возможности

творчества.

Отсутствие

природных, бросовых, модульных материалов снижает вариативность

деятельности.

Игнорирование

детской

инициативы.

Среда

организована

исключительно взрослыми, без учёта интересов и предложений детей.

Отсутствуют механизмы вовлечения дошкольников в проектирование и

изменение пространства.

Несоответствие

возрастным

особенностям.

Одинаковая

организация среды для детей 3–4 и 6–7 лет не учитывает различий в

уровне самостоятельности, моторики, познавательных потребностях и

социальном опыте.

— Отсутствие системности. Элементы среды не связаны между

собой, не формируют целостную развивающую систему. Например,

уголок природы изолирован от зоны экспериментирования, книжный

уголок не интегрирован с театром или изостудией.

Эти проблемы создают барьеры для реализации требований ФОП

ДО. Для их преодоления необходима целенаправленная, поэтапная

работа по развитию ППС, основанная на диагностике, проектировании,

внедрении и рефлексии.

3. Этапы системного развития ППС при переходе на ФОП ДО

Процесс развития предметно-пространственной среды в условиях

перехода

на

ФОП

ДО

следует

рассматривать

как

циклический,

включающий

четыре

основных этапа:

диагностический,

проектный,

реализационный и рефлексивно-коррекционный.

Этап 1. Диагностический

На этом этапе проводится комплексный анализ существующей

ППС. Диагностика включает:

— визуальный аудит пространства (фотофиксация, карты-схемы

групп, анализ функциональности зон);

анкетирование

и

интервьюирование

педагогов

(выявление

представлений о роли среды, трудностей в её организации);

— наблюдение за поведением детей (частота обращения к зонам,

длительность

вовлечённости,

характер

взаимодействия

с

материалами);

анализ

соответствия

среды

требованиям

ФОП

ДО

(по

критериям:

безопасность,

доступность,

насыщенность,

трансформируемость, полифункциональность, вариативность).

Результатом диагностики становится «паспорт ППС группы» —

документ, фиксирующий текущее состояние, выявленные проблемы и

потенциал развития. Паспорт служит основой для проектирования

изменений.

Этап 2. Проектный

На основе диагностики разрабатывается проект развития ППС.

Проект должен включать:

— цели изменений (например, «увеличить количество зон для

самостоятельной

деятельности»,

«обеспечить

доступность

материалов для детей младшего возраста»);

описание

планируемых

изменений

(перестановка

мебели,

введение новых зон, замена материалов);

ресурсное

обеспечение

(финансовые,

материальные,

кадровые ресурсы);

— сроки реализации;

критерии

эффективности

(индикаторы,

по

которым

будет

оцениваться результат).

Важно, чтобы проект разрабатывался с участием педагогов, детей

и

родителей.

Вовлечение

детей

возможно

через

коллективное

обсуждение,

рисунки

«моей

идеальной

группы»,

голосование

за

варианты оформления зон. Участие родителей — через сбор бросового

материала, совместное изготовление оборудования, консультации по

организации домашнего уголка.

Этап 3. Реализационный

На

этом

этапе

осуществляются запланированные

изменения.

Важно соблюдать принцип постепенности: не пытаться переделать всё

сразу, а вводить изменения поэтапно, наблюдая за реакцией детей.

Например,

сначала

можно

трансформировать

одну

зону

(уголок

строительства), затем — систему хранения материалов, потом — зону

отдыха.

Ключевые принципы реализации:

Безопасность.

Все

изменения

должны

соответствовать

санитарно-эпидемиологическим

и

противопожарным

нормам.

Материалы — нетоксичны, мебель — устойчива, углы — закруглены,

провода — скрыты.

Доступность.

Материалы

и

оборудование

должны

быть

размещены

на

уровне

роста

детей,

с

учётом

их

двигательных

возможностей.

Подписи,

схемы,

иллюстрации

помогают

детям

ориентироваться.

Прозрачность.

Хранение

материалов

в

прозрачных

контейнерах,

на

открытых

полках

позволяет

детям

видеть,

что

доступно, и самостоятельно делать выбор.

Гибкость.

Мебель

на

колёсиках,

лёгкие

перегородки,

модульные

элементы

позволяют

быстро

менять

конфигурацию

пространства в зависимости от вида деятельности.

Этап 4. Рефлексивно-коррекционный

После

внедрения

изменений

необходимо

оценить

их

эффективность. Рефлексия включает:

— повторное наблюдение за детьми (изменилось ли поведение,

увеличилась

ли

самостоятельность,

снизилось

ли

количество

конфликтов);

опрос

педагогов

(удобно

ли

работать,

какие

возникли

сложности);

— сбор обратной связи от детей (что нравится, что хотелось бы

изменить);

— сравнение с критериями, заявленными в проекте.

На

основе

рефлексии

вносятся

коррективы:

усиливаются

успешные решения, корректируются или отменяются неэффективные.

Цикл повторяется, обеспечивая постоянное развитие ППС.

4. Содержательные направления развития ППС

Развитие

предметно-пространственной

среды

должно

охватывать

несколько

содержательных

направлений,

каждое

из

которых

соответствует

образовательным

областям

ФОП

ДО

и

возрастным потребностям детей.

Направление 1. Развитие игровой среды

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. ППС должна

поддерживать

все

виды

игры:

сюжетно-ролевую,

дидактическую,

подвижную, режиссёрскую, строительную. Для этого необходимы:

зоны,

имитирующие

социальные

пространства

(магазин,

больница,

кухня,

автосервис)

с

атрибутами,

соответствующими

возрасту;

— открытые наборы материалов для создания игровых сюжетов

(ткани, коробки, природные материалы, реквизит);

— место для хранения детских игровых проектов (фото, рисунки,

макеты);

— возможность трансформации пространства под текущий сюжет

(передвижные ширмы, условные границы).

Направление 2. Развитие познавательно-исследовательской

среды

ФОП ДО делает акцент на формировании предпосылок учебной

деятельности, любознательности, умения ставить вопросы и искать

ответы. ППС должна включать:

— уголок экспериментирования с безопасным оборудованием

(увеличительные стёкла, весы, магниты, песок, вода);

— зону природы с живыми объектами (растения, насекомые) и

материалами для наблюдений;

— стеллажи с тематическими подборками книг, иллюстраций,

схем;

«стенды-вызовы»

с

вопросами,

проблемными

ситуациями,

задачами для размышления.

Направление 3. Развитие художественно-эстетической среды

Эта

среда

должна

вдохновлять,

а

не

ограничивать.

Важно

отказаться от шаблонных образцов и предоставить детям возможность

свободного самовыражения. Необходимы:

— мастерские с разнообразными материалами (краски, глина,

ткань, природные элементы, бросовый материал);

выставочные

пространства

для

детских

работ

(не

только

«лучших», но и всех, с подписями авторов);

зоны

для

музыкальной,

театральной,

танцевальной

деятельности (костюмы, музыкальные инструменты, ширмы, зеркала);

— аудиозона с доступом к записям (сказки, классическая музыка,

звуки природы).

Направление

4.

Развитие

физкультурно-оздоровительной

среды

Физическое

развитие

неотъемлемая

часть ФОП

ДО.

ППС

должна стимулировать двигательную активность в течение дня:

— зона для индивидуальных занятий (мячи, обручи, скакалки,

тренажёры);

— полоса препятствий, мягкий модульный комплекс;

— пространство для танцев и ритмики;

— уголок релаксации с матами, подушками, аудиозаписями для

расслабления.

Направление 5. Развитие коммуникативно-социальной среды

Среда

должна

способствовать

развитию

общения,

сотрудничества, разрешения конфликтов. Для этого организуются:

— «тихие зоны» для индивидуального отдыха и уединения;

— круговые пространства для коллективных обсуждений;

— «почтовые ящики» для анонимных вопросов и пожеланий;

стенды

с

правилами

группы,

составленными

совместно

с

детьми.

5. Практические рекомендации по внедрению изменений

Для успешного развития ППС в условиях перехода на ФОП ДО

рекомендуется придерживаться следующих практических подходов:

— Начинать с малого. Не пытаться изменить всё сразу. Лучше

качественно

преобразовать

одну

зону,

добиться

устойчивого

результата, затем перейти к следующей.

— Фиксировать изменения. Вести фотоархив, дневник изменений,

собирать

отзывы.

Это

позволяет

отслеживать

динамику

и

демонстрировать результаты администрации и родителям.

Обучать

персонал.

Проводить

семинары,

мастер-классы,

супервизии по теме развивающей среды. Педагог должен понимать не

только «как», но и «зачем» организована та или иная зона.

Вовлекать

детей

постоянно.

Дети

не

пассивные

пользователи, а соавторы среды. Их мнение должно учитываться на

всех этапах: от проектирования до оценки.

Использовать

ресурс

бросового

материала.

Картонные

коробки, пластиковые бутылки, тканевые обрезки, камни, шишки — всё

это может стать

ценным материалом для творчества

и игры при

правильной организации.

Создавать

«живые»

стенды.

Отказаться

от

статичных

информационных стендов в пользу интерактивных: с карманами для

детских работ, поворотными элементами, магнитными поверхностями.

Обеспечивать

преемственность.

ППС

должна

развиваться

вместе с детьми: усложняться, обогащаться, трансформироваться по

мере взросления группы.

Заключение

Развитие предметно-пространственной среды при переходе на

Федеральную образовательную программу дошкольного образования

— это не одномоментное мероприятие, а непрерывный, рефлексивный,

совместный

с

детьми

процесс.

Успешность

этого

процесса

определяется

не

количеством

новых

игрушек

или

красотой

оформления,

а

степенью

вовлечённости

детей,

уровнем

их

самостоятельности,

разнообразием

инициативной

деятельности,

глубиной познавательных и эмоциональных переживаний.

ФОП

ДО

ставит перед

дошкольными

учреждениями

высокую

планку: среда должна быть не просто безопасной и красивой, а по-

настоящему развивающей, гибкой, открытой для детского выбора и

детского

творчества. Достижение

этой

цели

требует

от

педагогов

профессионализма,

креативности,

готовности

к

изменениям

и

глубокого уважения к детской природе.

Предложенная

в

данной

методической

разработке

модель

системного

развития

ППС

от

диагностики

до

рефлексии,

от

проектирования до практического внедрения — позволяет не только

формально соответствовать требованиям ФОП ДО, но и создать в

дошкольном учреждении пространство, в котором каждый ребёнок

чувствует

себя

значимым,

способным,

свободным

и

счастливым.

Именно

такое

пространство

становится

фундаментом

для

гармоничного развития личности, успешной социализации и готовности

к обучению в школе.

Реализация

описанных

подходов

требует

времени,

усилий

и

межпрофессионального взаимодействия, но результат — качественно

новая

образовательная

среда,

отвечающая

вызовам

времени

и

потребностям

современного

дошкольника

оправдывает

все

вложения. Развитие ППС — это инвестиция в будущее каждого ребёнка

и в будущее системы дошкольного образования в целом.



В раздел образования