Напоминание

«ОБЗР как фундамент личной безопасности: формирование навыков самозащиты у школьников».


Автор: Перова Татьяна Николаевна
Должность: Преподаватель-организатор ОБЗР
Учебное заведение: МБОО Краснореченская СШ
Населённый пункт: с. Красная Река Старомайнский район Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: «ОБЗР как фундамент личной безопасности: формирование навыков самозащиты у школьников».
Дата публикации: 07.09.2025
Раздел: полное образование





Назад




ОБЗР (ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ) КАК

ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ

НАВЫКОВ САМОЗАЩИТЫ У ШКОЛЬНИКОВ

В современной образовательной системе Российской Федерации

всё большее значение приобретает формирование у обучающихся не

только

академических

компетенций,

но

и

жизненно

необходимых

навыков,

обеспечивающих

личную

безопасность,

гражданскую

ответственность и готовность к защите Отечества. В этом контексте

новая

учебная

дисциплина

«Основы

безопасности

и

защиты

Родины»

(ОБЗР)

выступает

не

как

формальное

дополнение

к

школьной

программе,

а

как

системообразующий

элемент

воспитательно-образовательного

процесса,

направленный

на

интеграцию личной, общественной и государственной безопасности.

Её введение отражает стратегическую необходимость формирования у

подрастающего поколения устойчивых установок на самосохранение,

осознанное отношение к угрозам различного характера и готовность к

активной гражданской позиции в условиях современных вызовов.

Цель настоящей статьи — раскрыть теоретико-методологические

основы дисциплины ОБЗР, проанализировать её роль в формировании

навыков личной безопасности и самозащиты у школьников, а также

предложить практические механизмы реализации её содержания в

образовательной

практике.

Особое

внимание

уделяется

преемственности между личной безопасностью и защитой Родины,

поскольку именно в этой взаимосвязи заключается суть современного

патриотического и оборонного воспитания.

Теоретические

основы

дисциплины

ОБЗР:

от

личной

безопасности к защите Отечества

Дисциплина

«Основы

безопасности

и

защиты

Родины»

базируется на междисциплинарной основе, объединяющей элементы

педагогики,

психологии,

военной

науки,

гражданской

обороны,

правоведения, медицины и социологии. Её концептуальная основа

предполагает, что личная безопасность не может рассматриваться

изолированно от безопасности общества и государства. Напротив,

именно осознание своей роли в системе коллективной безопасности

формирует

у

школьника

мотивацию

к

ответственному

поведению,

дисциплине, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и, в

перспективе, к защите Отечества.

С

позиций

педагогики,

ОБЗР

представляет

собой

целенаправленный процесс формирования у обучающихся системы

знаний, умений, навыков и ценностных установок, позволяющих:

адекватно

оценивать

потенциальные

угрозы

личной

безопасности в повседневной жизни и в условиях ЧС;

— применять алгоритмы безопасного поведения в различных

средах (бытовой, природной, информационной, социальной);

— оказывать первую помощь себе и окружающим;

— взаимодействовать с системами обеспечения безопасности

(МЧС, полиция, скорая помощь, воинские структуры);

осознавать

свою

гражданскую

ответственность

и

роль

в

обеспечении обороноспособности страны.

Важно

подчеркнуть,

что

в

отличие

от

прежней

дисциплины

«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), ОБЗР вводит в

содержание явный акцент на патриотическое и оборонное воспитание,

связывая вопросы личной безопасности с более широким контекстом

защиты

Родины.

Это

не

означает

идеологической

перегрузки,

а,

напротив, создаёт мотивационную основу: школьник понимает, что его

способность защитить себя — это первый шаг к способности защитить

близких, сообщество, а в конечном счёте — страну.

С

точки

зрения

возрастной

психологии,

подростковый

и

юношеский возраст (12–17 лет) — наиболее благоприятный период для

формирования

установок

на

ответственность,

дисциплину,

коллективизм

и

гражданскую

активность. В

это

время

происходит

интенсивное

формирование

самоидентификации,

ценностных

ориентаций и жизненных стратегий. Именно поэтому содержание ОБЗР

должно быть не только информативным, но и личностно значимым,

вызывающим эмоциональный отклик и внутреннее принятие.

Структура

и

содержание

ОБЗР:

интеграция

личной

и

коллективной безопасности

Содержание

дисциплины

ОБЗР

строится

по

модульному

принципу, где каждый модуль решает конкретные задачи, постепенно

расширяя

зону

ответственности учащегося

от индивидуального

уровня до государственного.

Модуль 1. Личная безопасность в повседневной жизни.

На

этом

этапе

школьники

осваивают

основы

безопасного

поведения в быту, на улице, в транспорте, в сети Интернет. Изучаются

правила предотвращения несчастных случаев, действия при пожарах,

авариях,

природных

катаклизмах.

Особое

внимание

уделяется

психологической

устойчивости:

распознаванию

манипуляций,

противодействию буллингу, кибербуллингу, грумингу, а также основам

ненасильственного

общения

и

деэскалации

конфликтов.

Здесь

формируются первичные навыки самозащиты — не в физическом, а в

поведенческом и коммуникативном смысле: умение сказать «нет», уйти

от

опасной

ситуации,

обратиться

за

помощью,

сохранить

самообладание.

Модуль

2.

Медицинские

основы

самозащиты

и

первой

помощи.

Этот

блок

включает

обучение

оказанию

первой

помощи

при

травмах,

кровотечениях,

ожогах,

отравлениях,

потерях

сознания.

Школьники

осваивают

алгоритмы

вызова

экстренных

служб,

использования

аптечки,

базовых

приёмов

сердечно-лёгочной

реанимации.

Практические

занятия

проводятся

с

использованием

манекенов,

тренажёров,

ситуационных

задач.

Важно,

что

навыки

первой помощи рассматриваются не как «медицинская обязанность», а

как элемент личной и социальной ответственности — способность

помочь

другому

в

критический

момент

является

проявлением

гражданской зрелости.

Модуль 3. Безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Здесь акцент смещается на коллективные формы реагирования:

действия при угрозе теракта, техногенной катастрофы, стихийного

бедствия.

Школьники

изучают

сигналы

оповещения,

правила

эвакуации,

использование

средств

индивидуальной

защиты,

поведение

в

убежищах.

Проводятся

тренировки

и

учения,

моделирующие реальные сценарии. Этот модуль формирует не только

практические навыки, но и психологическую готовность к действиям в

стрессовых

условиях

способность

сохранять

хладнокровие,

принимать решения, координировать действия с другими.

Модуль

4.

Основы

обороны

государства

и

воинская

обязанность.

На этом этапе содержание выходит на уровень государственной

безопасности. Школьники изучают структуру Вооружённых Сил РФ,

основы воинской службы, права и обязанности гражданина в сфере

обороны,

исторические

примеры

героизма

и

самопожертвования.

Важно, что военные аспекты подаются не как пропаганда, а как часть

гражданского долга, основанного на защите ценностей: семьи, Родины,

свободы,

мира.

Параллельно

развивается

критическое

мышление:

анализируются

причины

конфликтов,

роль

дипломатии,

этика

применения силы.

Модуль 5. Гражданская ответственность и патриотическое

сознание.

Завершающий модуль интегрирует все предыдущие компоненты.

Школьники осознают, что личная безопасность и безопасность Родины

две

стороны

одной

медали.

Формируются

установки

на

законопослушное поведение, уважение к государственным символам,

участие

в

общественно-полезной

деятельности,

добровольчестве,

поисковом

движении,

военно-патриотических

клубах.

Проектная

деятельность

(например,

разработка

плана

безопасности

школы,

создание

видеороликов

по

профилактике

угроз,

участие

в

акциях

памяти) позволяет перевести знания в действия, а действия — в

убеждения.

Методология

формирования

навыков

самозащиты:

от

теории к практике

Формирование

навыков

самозащиты

в

рамках

ОБЗР

требует

применения активных, практико-ориентированных методов обучения,

поскольку

знания,

не

подкреплённые

опытом,

быстро

теряют

актуальность и не переходят в поведенческие навыки.

Ситуационное моделирование — один из ключевых методов.

Учащимся

предлагаются

реалистичные

сценарии:

«Вы

оказались

свидетелем

драки»,

«Вас

преследует

незнакомец»,

«В

школе

сработала тревога», «На улице начался беспорядок». Задача — не

просто

рассказать,

что

делать,

а

разыграть

ситуацию,

принять

решение,

проанализировать

последствия.

Такие

упражнения

развивают не только алгоритмическое мышление, но и эмоциональный

интеллект — способность управлять страхом, агрессией, паникой.

Тренинги

и

ролевые

игры

позволяют

отработать

коммуникативные навыки самозащиты: как вести себя при давлении со

стороны сверстников, как отказаться от участия в противоправных

действиях,

как

обратиться

за

помощью

к

взрослым,

не

теряя

достоинства. Особенно эффективны тренинги в среднем звене (5–8

классы), где подростки наиболее уязвимы к внешнему влиянию.

Практические

занятия

и

учения

обязательный

компонент.

Проведение

эвакуационных

тренировок,

отработка

использования

огнетушителей,

тренировки

по

первой

помощи,

марш-броски,

тактические игры на местности — всё это формирует не только навыки,

но и уверенность в себе. Важно, чтобы занятия носили регулярный, а

не

разовый

характер,

и

проводились

в

разных

условиях

в

помещении,

на

улице,

в

лесу,

в

темноте

для

выработки

универсальной готовности.

Проектная деятельность позволяет школьникам стать субъектами

обеспечения безопасности. Например, проект «Безопасный маршрут в

школу»

предполагает

анализ

уличной

инфраструктуры, выявление

опасных участков, предложения по их улучшению. Проект «Школа —

территория

безопасности»

может

включать

разработку

правил

поведения,

создание

уголков

безопасности,

обучение

младших

школьников.

Такие

проекты

развивают

инициативность,

ответственность, системное мышление.

Интеграция с другими предметами усиливает эффект. Например,

на уроках литературы анализируются

произведения о мужестве и

долге, на уроках истории — примеры героизма в разные эпохи, на

уроках биологии — физиологические реакции на стресс, на уроках

информатики

кибербезопасность.

Такое

межпредметное

взаимодействие создаёт целостную картину мира, где безопасность —

не отдельный предмет, а образ жизни.

Психолого-педагогические

аспекты:

как

сделать

обучение

эффективным

Формирование навыков самозащиты — это не только передача

информации,

но

и

работа

с

личностью.

Педагог,

реализующий

программу ОБЗР, должен учитывать следующие аспекты:

Возрастные

особенности.

Для

младших

подростков

(5–7

классы) важна игровая форма, эмоциональная вовлечённость, яркие

примеры.

Для

старшеклассников

(8–11

классы)

аналитический

подход,

дискуссии,

проекты,

связь

с

будущей

профессией

и

гражданской позицией.

— Индивидуальный подход. Не все дети одинаково воспринимают

угрозы

и

стресс.

У

одних

преобладает

тревожность,

у

других

импульсивность. Педагог должен уметь адаптировать задания: для

тревожных

акцент

на

контроле

и

предсказуемости,

для

импульсивных — на осознанности и последствиях.

Этическая

составляющая.

Самозащита

не

должна

ассоциироваться с агрессией или изоляцией. Важно подчеркивать, что

защита

себя

это

не

нападение, а

предотвращение угрозы; не

убегание, а разумное действие; не эгоизм, а основа для защиты других.

— Обратная связь и рефлексия. После каждого практического

занятия необходимо проводить анализ: что получилось, что вызвало

трудности, как можно улучшить. Это развивает метапознание — умение

осознавать собственные действия и их эффективность.

— Создание безопасной образовательной среды. Нельзя учить

безопасности в атмосфере страха или принуждения. Педагог должен

быть

для

ученика

не

«инструктором»,

а

наставником,

поддерживающим, уважающим, вдохновляющим. Только в такой среде

знания становятся внутренними убеждениями.

Роль педагога и организационные условия

Эффективность ОБЗР напрямую зависит от профессионализма

педагога. Преподаватель должен обладать не только предметными

знаниями, но и навыками психологической поддержки, управления

групповой динамикой, проведения практических занятий. Желательно

наличие

дополнительной

подготовки

по

первой

помощи,

основам

тактической

медицины,

психологии

стресса,

основам

военной

подготовки.

Организационные условия также играют ключевую роль:

Материально-техническая

база.

Необходимо

наличие

тренажёров, манекенов, средств индивидуальной защиты, спортивного

инвентаря,

помещений

для

практических

занятий.

При

отсутствии

специализированного

зала

можно

использовать

школьный

двор,

спортивную площадку, актовый зал.

— Временные ресурсы. Для формирования устойчивых навыков

недостаточно одного

урока

в

неделю. Требуются дополнительные

часы, факультативы, внеурочная деятельность, каникулярные сборы.

Взаимодействие

с

внешними

структурами.

Эффективны

совместные

мероприятия

с

МЧС,

полицией,

военными

комиссариатами, поисковыми отрядами, ветеранскими организациями.

Это повышает достоверность информации и создаёт у школьников

ощущение причастности к реальным системам безопасности.

— Работа с родителями. Без поддержки семьи усилия школы

могут

быть

нивелированы.

Родительские

собрания,

совместные

учения, информационные буклеты, онлайн-курсы для родителей — всё

это

способствует

формированию

единого

подхода

к

вопросам

безопасности.

Проблемы и пути их решения

Несмотря на высокую значимость дисциплины, её внедрение

сталкивается с рядом трудностей.

Первая

проблема

формализм.

Есть

риск,

что

ОБЗР

превратится

в

заучивание

правил

и

сдачу

тестов,

без

реального

формирования навыков. Решение — акцент на практику, проекты,

учения, рефлексию.

Вторая проблема — недостаток квалифицированных кадров. Не

все учителя готовы преподавать ОБЗР. Решение — целевая подготовка

и

переподготовка

педагогов,

привлечение

специалистов-практиков

(спасателей,

военных,

медиков)

в

качестве

внештатных

преподавателей.

Третья

проблема

отсутствие

материальной

базы.

Многие

школы не

располагают необходимым оборудованием. Решение

использование

мобильных

тренажёров,

партнёрство

с

военными

частями и МЧС, бюджетное финансирование программ безопасности.

Четвёртая

проблема

психологическое

сопротивление.

У

некоторых родителей и педагогов возникает опасение, что дисциплина

«военизирует» детей. Решение — прозрачность содержания, акцент на

гуманистических ценностях, демонстрация практической пользы для

личной жизни ребёнка.

Заключение

Дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» — это не

просто

новая

школьная

программа,

а

стратегический

инструмент

формирования

безопасного,

ответственного,

патриотически

ориентированного

гражданина.

Её

уникальность

заключается

в

органичном

соединении

личной

и

коллективной

безопасности:

школьник учится защищать себя не для того, чтобы выжить в одиночку,

а чтобы стать надёжным звеном в цепи общей безопасности общества

и государства.

Навыки самозащиты, формируемые в рамках ОБЗР, — это не

набор

инструкций,

а

жизненная

компетенция,

включающая

осознанность, готовность, ответственность, дисциплину, смелость и

гуманизм. Они применимы в любой жизненной ситуации — от бытовой

травмы

до

массовых

беспорядков,

от

киберугрозы

до

природной

катастрофы. И чем раньше школьник освоит эти навыки, тем увереннее

он будет чувствовать себя в мире, полном вызовов.

В перспективе дальнейшее развитие ОБЗР должно идти по пути:

— усиления практико-ориентированной составляющей;

— внедрения цифровых симуляторов и виртуальных тренажёров;

— расширения межведомственного взаимодействия;

— включения элементов тактической подготовки и выживания в

экстремальных условиях (для старшеклассников);

— развития системы оценки не только знаний, но и реальных

навыков и установок.

Только

при

таком

подходе

ОБЗР

станет

не

формальным

предметом,

а

реальным

фундаментом

личной

безопасности

и

гражданской

зрелости

подрастающего

поколения

тем

самым

фундаментом,

на

котором

держится

не

только

жизнь

отдельного

человека, но и безопасность, суверенитет и будущее всей страны.



В раздел образования