Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе


Автор: Абельгузина Лиана Рустемовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка" с. Миловка
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Уфимский район, село Миловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Дата публикации: 07.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе по средствам

ортоковриков

Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. В

дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного,

нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей,

воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание

обеспечивают здоровье,

энергию,

выносливость

детей.

Словосочетания

«здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли

прочное место в работе с детьми.

Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни,

потребности

в

ежедневной

двигательной

деятельности

отражены

во

всех

ныне

действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию,

формированию

культурно-гигиенических

навыков

и

основных

движений

в

этих

программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.

Дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом,

компьютером, перед телевизором) которое увеличивает нагрузку на определенные группы

мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной

мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие и задержку

возрастного развития. В процессе роста у детей возникают различные виды деформации

позвоночника, ног и стоп.

Одной из самых распространенных здоровьесберегающих технологий является подвижная

игра. Для детей игры способствуют развитию ловкости, правильно координируют

движения, вырабатывают определенные навыки, учат сосредотачиваться на главных

моментах, приучают к самостоятельности и оказывают

сильный терапевтический

эффект. Часто такие занятия сопровождаются детскими активными

песнями или

расслабляющими мелодиями в зависимости от вида занятия. Игра всегда вызывает у

ребенка неподдельный интерес, и он с большим удовольствием отвлекается от капризов и

легких недугов.

В связи с этим я решила

использовать нестандартный метод профилактики

плоскостопия, такой как «Ортоковрик».

Ортоковрики– это набор природных экологически чистых материалов с различными

поверхностями (для развития тактильных ощущений стоп) :

Мелкие деревянные шарики (диаметром1,5-2 см.);

Массажные дорожки с шипами разной высоты;

Крупные и мелкие пуговицы;

Кухонные губки для мытья посуды с различной поверхностью

Готовые ортоковрики с различными вариациями исполнения.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или

наличия особого оборудования. Эти игры проводятся при наличии объективной

необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или

предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано

характером предстоящей или проведенной деятельности, они могут проводиться как

индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные

игровые задания, я могу в определенной степени оценить уровень их физической

подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных

процессов. Провожу игры как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для

максимального эффекта обращаю внимание на пояснения к играм. Используемые мною

игры чрезвычайно многообразны: «В лес по грибы», «Мишка косолапый», «Перейди через

реку», «Тоннель», «Лягушки» т.д. Они всегда совершенствуются и усложняются.

Содержание игр изменяется вместе с возрастными особенностями ребёнка.

«Ортоковрики» помогают нам:

укреплять голеностопные суставы ног;

формировать правильные стопы;

активировать кровоснабжение;

тренировать мышцы;

массировать стопы, на которых очень много биологически активных точек (их

активно стимулируют при акупунктуре);

массаж рук и активизация биологически активных точек на них;

развитию мозга и способности детей к обучению.

Неотъемлемым компонентом наших занятий является пальчиковая гимнастика, которую

я провожу ежедневно в традиционном виде или с помощью ортоковриков. Также

пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,

пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту

реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Таким образом, ортоковрики можно применять для массажа и стимуляции ног и рук,

придумывая множество вариаций игр как с музыкальным сопровождением так и без. Так

же можно предложить детям самостоятельно играть с ковриками и остальным инвентарем

развивая воображение и самостоятельность.

Мы не ставим цель достигнуть высоких результатов за короткий отрезок времени.

Главное здесь – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности,

чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и

здоровье окружающих. Мы за всестороннее развитие, в радость.



В раздел образования