Напоминание

"Развитие крупной моторики у детей раннего возраста"


Автор: Рыдзилева Мария Алексеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "ЛИРА"
Населённый пункт: г. Георгиевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие крупной моторики у детей раннего возраста"
Дата публикации: 07.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Крупная моторика у детей раннего возраста

Крупная моторика — это набор навыков, для выполнения которых

нужно задействовать основные мышцы тела. Мы используем такие навыки

каждый день: ходим в магазин, бежим за малышом на площадке, поднимаем

игрушки с пола, заправляем кровать. Список можно продолжать бесконечно:

мы

не

придаём

повседневным

движениям

большого

значения,

они

получаются у нас на автомате. Хотя всё немного сложнее, чем кажется на

первый взгляд.

Крупная моторика регулирует работу мышц и нервной системы,

отвечает за координацию и баланс. А ещё это основа мелкой моторики,

которая поможет малышу совершать более мелкие движения кистями и

пальцами.

Какие навыки крупной моторики должны быть у малышей разного возраста:

0-3 месяца

держит головку, лёжа на животе

3-6 месяцев

умеет переворачиваться со спинки на бок

переворачивается полностью: с животика на спинку и наоборот

6-9 месяцев

делает первые попытки в сидении с вашей поддержкой

сидит сам

«скользит» животиком, пытается встать на четвереньки

начинает ползать

1 годик

подтягивается, чтобы встать

делает первые шаги, держась за вас 2 годика

ходит (иногда падает)

бегает (тоже не без падений)

прыгает на двух ножках

3 годика

может стоять на одной ноге

поднимается и спускается по ступенькам, держась за вашу руку

учится карабкаться по лесенкам на площадке

Нескучные упражнения для младенцев

Это моя игрушка!

Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать

предметы. Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую

погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш

попробует перетянуть игрушку к себе. Такое упражнение позволяет

тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты

кистей.

Экспедиция за детскими сокровищами

Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте

ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым

зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к

самостоятельным движениям.

Разноцветные листочки

Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки

по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой

стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть

недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их

доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать

листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже

для

выполнения

простых

упражнений

могут

быть

свои

противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния

здоровья

малыша.

Поэтому

перед

выполнением

таких

упражнений

необходимо

проконсультироваться

с

педиатром,

который

малыша

наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть

противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания

требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и

игре

с

подушками

(из-за

домашней

пыли),

заболевания

опорно-

двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На

прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их

полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря —

именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои

движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто

наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с

расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую

легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под

ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Учитель-дефектолог

Рыдзилева М.А.



В раздел образования