Автор: Дегтярев Николай Михайлович
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: Воронежская обл., Бутурлиновский р-н, с.Васильевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Свет и тень. Освещение в изобразительном искусстве.
Дата публикации: 07.12.2023
Раздел: среднее образование
Технологическая карта.
Предмет: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Класс: 6. Урок: 8. Тема: ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ
Цели деятельности
учителя
Изучение начальных сведений о светотени, выявление объема геометрических
тел. Развитие графических навыков. Знакомство с особенностями источников
освещения.
Тип урока
Формирование новых умений.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся сравнивать объекты, выявлять объем предмета,
выполнять изображения геометрических тел с передачей объема, передавать
объем геометрических тел при помощи светотени.
Метапредметные: научатся определять цель и решать поставленные задачи,
планировать свою деятельность, использовать речевые средства и уметь
выражать свои мысли и в соответствии с ситуацией.
Личностные: научатся проявлять интерес к изучению нового материала;
выражать свои эмоции и контролировать их; проявлять познавательную
активность.
Методы и формы
обучения
Беседа с постановкой проблемы, фронтальный опрос, объяснительно-
иллюстративный метод, практическая работа, творческий поиск, закрепление
мтериала.
Оборудование
Для учителя: доска, наглядные пособия, геометрические тела из гипса,
источник света, проектор.
Для учащихся: бумага, карандаш (уголь, сепия, черная акварель) ластик.
Наглядно-
демонстрационный
материал
Настольная лампа, объемные геометрические тела.
Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень в натюрморте»
Основные понятия
и термины
Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие и
развива-
ющие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организаци
и
совзаимод
ействия
Формируе-мые
умения
Промежу
точный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I.
Организа-
ционный
момент
Беседа
с
постановкой
проблемы
Приветствие.
Проверка знаний
предыдущего урока.
Через фронтальный
опрос переход к новой
теме урока:
- Свет и тень – очень
важное средство
изображения предметов
действительности, их
объема и положения в
пространстве.
Приветствие.
Отвечают на
вопросы, через
которые
узнают новую
тему.
Знакомятся
с источниками
освещения
Фронтал
ь-ная
работа
Опреде-ляют
цель.
Проявляют
интерес к
изучению
нового
материала
II.
Изучение
Объяснитель
но-
Раскрытие темы урока.
Объяснение нового
Ребята
получают
Фронта-
льная
Принимают
активное
нового
материала
иллюстратив
ный.
материала.
Просмотр презентации
с акцентом на новые
понятия:
- Светотень;
- Свет;
- Блик;
- Собственная тень
- Рефлекс;
- Падающая тень;
- Полутень;
- Тональные
отношения.
представление
об освещении,
как средстве
выявления
объема
предмета.
Осмысливают
новые
п
онятия.
Рассматривают
возможные
варианты с
тональными
отношениями
и техниками
их
выполнения.
работа
участие в
обсуждении
нового
материала.
Анализируют
новый материал,
определяют
понятия.
III.
Практиче
ская
работа
Творческий
поиск,
самостоятель
ная
деятельность
– Сильный тон – это
контрастные отношения
светлого и темного.
Построение
геометрических тел.
Правильное
расположение
предметов на листе,
композиция.
Темный фон, белые
предметы, контраст.
После окончания
работы предлагает
сделать выставку
рисунков
и выбрать наиболее
удачные натюрморты
Ребята готовят
рабочее место,
выбирают
художественн
ый материал
(карандаш,
уголь, сепия,
черная
акварель).
Ищут свои
пути решения
учебной
задачи
Индивид
уальная
работа
Планируют
деятельность;
определяют
способы
достиже-
ния цели.
IV. Итоги
урока.
Рефлекси
я
Закрепление
материала.
Фронтальный
опрос.
Рассматривают
схемы.
Решают
поставленную
задачу.
Отвечают на
вопросы.
Анализируют
полученный
результат.
Индиви-
дуальная
работа
Понимают
позицию
другого;
используют
речевые
средства
в соответствии
с ситуацией;
поддерживают
товарища,
оценивают
конечный
результат.