Напоминание

Современные научные исследования по проблеме развития этики взаимоотношений детей дошкольного возраста


Авторы: Исмангулова Оксана Васильевна, Королькова Виктория Станислвовна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Современные научные исследования по проблеме развития этики взаимоотношений детей дошкольного возраста
Дата публикации: 07.12.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные научные исследования по проблеме развития этики взаимоотношений

детей дошкольного возраста.

Исмангулова Оксана Васильевна, учитель-логопед МБДОУ № 12, г.Ростов-на-Дону

Королькова Виктория Станиславовна, старший воспитатель МБДОУ № 12, г.Ростов-на-Дону

Основы

этики

взаимоотношений

закладывались

еще

с

древнейших

времен

(Аристотель). В каждом историческом периоде происходила трансформация и обновление

знаний, определение содержания и условий ее формирования, что отражено во многих

работах (в педагогике – Я.А. Коменский, A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д.

Ушинский и др.; в психолого-педагогических исследованиях – Ш.А. Амонашвили, Л.С.

Выготский, В.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.; исследования в области

философии – Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, и др.). Значимость этики

взаимоотношений, в том числе дошкольников, показана в исследованиях ученых (Р.С.

Буре, A.M. Виноградова, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, А.Д. Кошелева, Г.Г. Сергеичева,

Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, Э.В. Штиммер, и др.);

указаны в документах, определяющих политику государства на современном этапе в

сфере

образования,

в

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательных программах дошкольного;

значительная работа ведется в научно-теоретическом и практическом аспектах по

нравственному и духовно-нравственному воспитанию как одних из составляющих

этического воспитания, в том числе и на этапе дошкольного возраста. Однако результат

практики показывает, что не весь резерв воспитательного воздействия применен для

присвоения всего спектра содержания этического образования воспитуемыми, в том числе

дошкольниками. Поэтому в нашем исследовании поставлена задача выяснить проблемы

этики взаимоотношений дошкольников на современном этапе для определения наиболее

эффективных средств, которые могут оказывать влияние на присвоение норм и правил

поведения детьми дошкольного возраста. Нам импонирует ребенок – дошкольник, у

которого восприятие имеет свои особенности, позволяющие усваивать правила и нормы

поведения, о чем писал К.Д. Ушинский, считавший, что «добрые чувства должны уходить

своими корнями в детство», а «человечность, доброта (ласка), доброжелательность

рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира». То есть, в

дошкольном возрасте уже важно, ради чего осуществляется деятельность человека и в чем

смысл

целей,

желаний

и

намерений.

Дошкольник

впервые

сталкивается

с

целенаправленным

воздействием

на

него

условий

по

этическому

воспитанию,

предоставляемых государственным учреждением, от эффективного воздействия которых

зависит результат его поведения и взаимодействия с окружающими. Поэтому решение

проблемы этики взаимоотношений дошкольников прямо зависит от общетеоретической

концепции личности дошкольника и знания различных подходов к содержанию

дошкольного образования, к условиям и факторам его присвоения.

Так как для определения этики взаимоотношений дошкольников базовым понятием

является «этика», то рассмотрим ее сущностные характеристики. Этика в широком

смысле трактуется как совокупность «определенных норм и правил поведения и общения,

принятых в обществе» а в узком – «конкретно-индивидуальном для определенного круга

людей, социальной группы и наборе внешне проявляющихся форм поведения и общности.

В этике как явлении культуры общества сущность, содержательная сторона и структура

рассматриваются через ценности, нормы и оценки. Психологи понимают этику как

систему статико-динамических характеристик нравственной детерминации поведения

человека как субъекта развития Наличие устойчивой системы этических характеристик

личности определяет направленность ее поведенческой активности. Содержательный

компонент (система этических черт) отражает особенности отношения личности к

окружающему через Добро и Зло, характеризующие ее сознание и самосознание и

проявляющиеся через отношение к себе и другим людям. В этой связи нельзя не

согласиться с Л.М. Поповым, что это … «соответствие или несоответствие нормам,

сложившимся

в

определенной

культуре

или

субкультуре;

соответствие

или

несоответствие внутренним нормам отдельной личности». В структурном компоненте

этика – составляющая «психологической организации человека как субъекта развития и

саморазвития»,

детерминированных

внутренними

(что

дано

человеку

Природой,

душевное)

и

внешними

условиями

(деятельностный

аспект,

рассматриваемый

в

процессуальной характеристике как «взаимодействие»). При таком подходе духовное

содержание этики («нравственные обычаи и традиции, качества национального характера

и формы их воплощение в культуре личности; моральные нормы и принципы;

мировоззренческие понятия о добре и зле, о долге и совести, справедливости и

достоинстве, укоренившиеся в обществе; нравственные идеалы, культивируемые в

обществе»)

определяется

уровнем

развития

этической

зрелости

личности

(…

«способностью гуманно относиться к другому человеку, строить и отстаивать отношения

достойные обоих»).

В аспекте этики взаимоотношений дошкольников очень важно такое понимание

этики, позволяющее определять разнообразные типы человеческого поведения и

возможности коррекционной деятельности по движению от порочного поведения к

добродетельному, соотносить поведенческие действия и поступки с общечеловеческими,

национальными, религиозными, семейными, субкультурными правилами, нормами,

обычаями, традициями,

нравами, свойственными другим людям. Таким образом

вырисовывается истинное «лицо» этики на современном этапе образования как синтеза

гуманистического содержания всех ее элементов (познания, политической, правовой,

художественно-эстетической, религиозной, нравственной культурой общества. Синтез

всех дефиниций по исследуемой проблеме этики взаимоотношений в разных науках о

человеке и ознакомление с научно-педагогическими изысканиями в области педагогики

позволил

выбрать

наиболее

подходящие

нашей

теме

исследования

определения

этического воспитания авторами:

− Л.И. Маленковой – «продолжение традиции, идентификация с социокультурным

окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведении,

самоограничение, запрет». Однако такое определение, по нашему предположению,

недостаточно для решения задач, указанных в ФГОС ДО, в образовательных программах

дошкольного образования России,

нацеливающих на освоение

общечеловеческих

ценностей (к которым относятся и этические ценности), в том числе и дошкольников;

− И.П. Подласым – как «целенаправленного и систематического воздействия на

сознание

воспитанников

с

целью

формирования

у

них

нравственных

качеств,

соответствующих

требованиям

общественной

морали»,

по

нашему

мнению,

систематизирует изыскания ученых с позиции современного подхода к культурным

ценностям личности, в том числе и этических.

Изучение и анализ теоретико-практических материалов по этике взаимоотношений

дошкольников

показал,

что

исследования

ученых,

нормативные

образовательные

документы и практические наработки в аспекте заявленной нами проблеме на

современном этапе российского образования за последние пять лет отражают:

− цели, содержание норм и правил поведения в дошкольном возрасте;

− методы и средствами воздействия на воспитуемых для организации их

деятельности

по

формированию

этических

умений

(обеспечение

методическими

материалами, наглядными и учебными пособиями.

Однако практическое воплощение идей и наработок ученых и воспитателей не

всегда находит место в реализации этического воспитания дошкольников:

А) По целям и содержанию:

в

ФГОС

ДО

содержание

этического

воспитания

задекларировано

в

образовательной области «социально – коммуникативное развитие, направлено на

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия»;

− рекомендации ФГОС ДО по содержанию и предоставлению образовательной

среды, которые должны быть отражены в программах дошкольного образования, на

практике не всегда находят должное место: в обязательной образовательной программе

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой выделено нравственное направление

содержания образования и содержание норм и правил поведения дошкольников, а в

других программах дошкольного образования, предлагаемых для использования в детских

садах («Детский сад по системе Монтессори», «Открытия», «Тропинки», и др.),

недостаточно представлено материала по этическому воспитанию;

нет

заинтересованности

ученых

по

исследованию

проблемы

этического

воспитания

дошкольников;

к

примеру,

из

многочисленного

числа

защищенных

кандидатских и докторских диссертаций по педагогике за период с 2019 по 2023 годы

только в трех работах представлена тема нравственного и этического воспитания, в том

числе и дошкольников, а журнал «Воспитание дошкольников» не имеет соответствующей

рубрики по этическому (нравственному) воспитанию.

Б) По методам и средствам воздействия:

− задекларировано в ФГОС ДО процесс обучения реализовывать по средствам

«использования

различных

методов

и

форм

работы

с

детьми

(рекомендованы

современные образовательные технологии –игровая как основного вида деятельности

детей

дошкольного

возраста

и

повышение

статуса

игры,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд и т.д., с включением ИКТ, проектной

деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций), которые взаимодействуют

друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой, однако недостаточно

доказательств

по

эффективности

их

использования

в

этическом

воспитании

дошкольников;

содержание

образовательной

деятельности

в

дошкольном

учреждении

представлено в базовом компоненте и осуществляется в предметно-пространственной

среде, однако в ней нет места этике (нравственному воспитанию), а все нормы, правила

поведения и другие составляющие этических знаний и умений предлагается воспитателям

давать детям в процессе их пребывания в детском саду при свободном общении

воспитателя и воспитанника (при встрече детей в детский сад, на прогулке, во время еды,

переодевании ко сну и на занятия по музыке, физкультуре и т.д.), но нет обеспечения

среды этического общения, чтобы дошкольник присвоил нравственные и другие

составляющие умения этики, если тридцать восемь детей в группе приходится на одного

воспитателя;

что

не

позволяет

в

таких

условиях

воспитателю

использовать

рекомендованное разнообразие различных форм и методов по реализации этического

воспитания;

достижения

детей

дошкольников

согласно

ФГОС

ДО

предлагается

определять не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а «совокупностью

личностных

качеств»,

однако

никаких

методик

воспитателю

по

выяснению

результативности этического воспитания нет;

− обеспеченность учебно-методическими материалами и средствами этического

воспитания дошкольников представлена разработчиками программ дополнительного

образования дошкольников в небольшом количестве, (большая часть из них отражает

духовно-нравственное воспитание), однако они редко получают добро на внедрение в

детские сады из-за незаинтересованности со стороны руководства детским учреждением.

Таким образом, основываясь на теоретическом анализе научно-исследовательских

изысканий ученых и практике воспитания этики взаимоотношений, в том числе

этического воспитания дошкольников, можно резюмировать, что этическое воспитание

как определили ученые в своих многочисленных исследованиях, имеет большое значение

в жизни общества и закладывать его основы надо с детства; имеются теоретические

подходы к воспитанию этики взаимоотношений, к воспитанию нравственности, однако

отсутствует понятие «этика взаимоотношений дошкольников», не выделено четко его

содержание, недостаточно представлено теоретико-практических работ, отражающих его

особенности

и

реализацию.

Одной

из

существенных

причин

проблемы

этики

взаимоотношений дошкольников является недостаточное внимание со стороны ученых и

практиков к созданию для детей дошкольного возраста эффективной предметно-

пространственной среды, в том числе и в дополнительном образовании дошкольных

образовательных

организаций;

недостаточно

раскрыто

осуществление

этического

воспитания средствами современных образовательных технологий. Проблемы этики

взаимоотношений дошкольников в аспекте заявленной темы исследования, требуют

большей конкретизации и изучения ее по многим вопросам, в том числе и в рамках его

реализации средствами современных образовательных технологий.

Литература.

1.

Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека // European Social

Science Journal (Европейский журнал социальных наук), 2015. - № 7. -С. 289 – 301 с.

2.

Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций

детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2016.

- №4. - С. 685 – 687.

3.

Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие / Н.Е.

Щуркова. – М.: 2012. – 82 с.



В раздел образования