Авторы: Исмангулова Оксана Васильевна, Королькова Виктория Станислвовна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Современные научные исследования по проблеме развития этики взаимоотношений детей дошкольного возраста
Дата публикации: 07.12.2023
Раздел: дошкольное образование
Современные научные исследования по проблеме развития этики взаимоотношений
детей дошкольного возраста.
Исмангулова Оксана Васильевна, учитель-логопед МБДОУ № 12, г.Ростов-на-Дону
Королькова Виктория Станиславовна, старший воспитатель МБДОУ № 12, г.Ростов-на-Дону
Основы
этики
взаимоотношений
закладывались
еще
с
древнейших
времен
(Аристотель). В каждом историческом периоде происходила трансформация и обновление
знаний, определение содержания и условий ее формирования, что отражено во многих
работах (в педагогике – Я.А. Коменский, A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д.
Ушинский и др.; в психолого-педагогических исследованиях – Ш.А. Амонашвили, Л.С.
Выготский, В.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.; исследования в области
философии – Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, и др.). Значимость этики
взаимоотношений, в том числе дошкольников, показана в исследованиях ученых (Р.С.
Буре, A.M. Виноградова, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, А.Д. Кошелева, Г.Г. Сергеичева,
Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, Э.В. Штиммер, и др.);
указаны в документах, определяющих политику государства на современном этапе в
сфере
образования,
в
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательных программах дошкольного;
значительная работа ведется в научно-теоретическом и практическом аспектах по
нравственному и духовно-нравственному воспитанию как одних из составляющих
этического воспитания, в том числе и на этапе дошкольного возраста. Однако результат
практики показывает, что не весь резерв воспитательного воздействия применен для
присвоения всего спектра содержания этического образования воспитуемыми, в том числе
дошкольниками. Поэтому в нашем исследовании поставлена задача выяснить проблемы
этики взаимоотношений дошкольников на современном этапе для определения наиболее
эффективных средств, которые могут оказывать влияние на присвоение норм и правил
поведения детьми дошкольного возраста. Нам импонирует ребенок – дошкольник, у
которого восприятие имеет свои особенности, позволяющие усваивать правила и нормы
поведения, о чем писал К.Д. Ушинский, считавший, что «добрые чувства должны уходить
своими корнями в детство», а «человечность, доброта (ласка), доброжелательность
рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира». То есть, в
дошкольном возрасте уже важно, ради чего осуществляется деятельность человека и в чем
смысл
целей,
желаний
и
намерений.
Дошкольник
впервые
сталкивается
с
целенаправленным
воздействием
на
него
условий
по
этическому
воспитанию,
предоставляемых государственным учреждением, от эффективного воздействия которых
зависит результат его поведения и взаимодействия с окружающими. Поэтому решение
проблемы этики взаимоотношений дошкольников прямо зависит от общетеоретической
концепции личности дошкольника и знания различных подходов к содержанию
дошкольного образования, к условиям и факторам его присвоения.
Так как для определения этики взаимоотношений дошкольников базовым понятием
является «этика», то рассмотрим ее сущностные характеристики. Этика в широком
смысле трактуется как совокупность «определенных норм и правил поведения и общения,
принятых в обществе» а в узком – «конкретно-индивидуальном для определенного круга
людей, социальной группы и наборе внешне проявляющихся форм поведения и общности.
В этике как явлении культуры общества сущность, содержательная сторона и структура
рассматриваются через ценности, нормы и оценки. Психологи понимают этику как
систему статико-динамических характеристик нравственной детерминации поведения
человека как субъекта развития Наличие устойчивой системы этических характеристик
личности определяет направленность ее поведенческой активности. Содержательный
компонент (система этических черт) отражает особенности отношения личности к
окружающему через Добро и Зло, характеризующие ее сознание и самосознание и
проявляющиеся через отношение к себе и другим людям. В этой связи нельзя не
согласиться с Л.М. Поповым, что это … «соответствие или несоответствие нормам,
сложившимся
в
определенной
культуре
или
субкультуре;
соответствие
или
несоответствие внутренним нормам отдельной личности». В структурном компоненте
этика – составляющая «психологической организации человека как субъекта развития и
саморазвития»,
детерминированных
внутренними
(что
дано
человеку
Природой,
душевное)
и
внешними
условиями
(деятельностный
аспект,
рассматриваемый
в
процессуальной характеристике как «взаимодействие»). При таком подходе духовное
содержание этики («нравственные обычаи и традиции, качества национального характера
и формы их воплощение в культуре личности; моральные нормы и принципы;
мировоззренческие понятия о добре и зле, о долге и совести, справедливости и
достоинстве, укоренившиеся в обществе; нравственные идеалы, культивируемые в
обществе»)
определяется
уровнем
развития
этической
зрелости
личности
(…
«способностью гуманно относиться к другому человеку, строить и отстаивать отношения
достойные обоих»).
В аспекте этики взаимоотношений дошкольников очень важно такое понимание
этики, позволяющее определять разнообразные типы человеческого поведения и
возможности коррекционной деятельности по движению от порочного поведения к
добродетельному, соотносить поведенческие действия и поступки с общечеловеческими,
национальными, религиозными, семейными, субкультурными правилами, нормами,
обычаями, традициями,
нравами, свойственными другим людям. Таким образом
вырисовывается истинное «лицо» этики на современном этапе образования как синтеза
гуманистического содержания всех ее элементов (познания, политической, правовой,
художественно-эстетической, религиозной, нравственной культурой общества. Синтез
всех дефиниций по исследуемой проблеме этики взаимоотношений в разных науках о
человеке и ознакомление с научно-педагогическими изысканиями в области педагогики
позволил
выбрать
наиболее
подходящие
нашей
теме
исследования
определения
этического воспитания авторами:
− Л.И. Маленковой – «продолжение традиции, идентификация с социокультурным
окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведении,
самоограничение, запрет». Однако такое определение, по нашему предположению,
недостаточно для решения задач, указанных в ФГОС ДО, в образовательных программах
дошкольного образования России,
нацеливающих на освоение
общечеловеческих
ценностей (к которым относятся и этические ценности), в том числе и дошкольников;
− И.П. Подласым – как «целенаправленного и систематического воздействия на
сознание
воспитанников
с
целью
формирования
у
них
нравственных
качеств,
соответствующих
требованиям
общественной
морали»,
по
нашему
мнению,
систематизирует изыскания ученых с позиции современного подхода к культурным
ценностям личности, в том числе и этических.
Изучение и анализ теоретико-практических материалов по этике взаимоотношений
дошкольников
показал,
что
исследования
ученых,
нормативные
образовательные
документы и практические наработки в аспекте заявленной нами проблеме на
современном этапе российского образования за последние пять лет отражают:
− цели, содержание норм и правил поведения в дошкольном возрасте;
− методы и средствами воздействия на воспитуемых для организации их
деятельности
по
формированию
этических
умений
(обеспечение
методическими
материалами, наглядными и учебными пособиями.
Однако практическое воплощение идей и наработок ученых и воспитателей не
всегда находит место в реализации этического воспитания дошкольников:
А) По целям и содержанию:
−
в
ФГОС
ДО
содержание
этического
воспитания
задекларировано
в
образовательной области «социально – коммуникативное развитие, направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия»;
− рекомендации ФГОС ДО по содержанию и предоставлению образовательной
среды, которые должны быть отражены в программах дошкольного образования, на
практике не всегда находят должное место: в обязательной образовательной программе
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой выделено нравственное направление
содержания образования и содержание норм и правил поведения дошкольников, а в
других программах дошкольного образования, предлагаемых для использования в детских
садах («Детский сад по системе Монтессори», «Открытия», «Тропинки», и др.),
недостаточно представлено материала по этическому воспитанию;
−
нет
заинтересованности
ученых
по
исследованию
проблемы
этического
воспитания
дошкольников;
к
примеру,
из
многочисленного
числа
защищенных
кандидатских и докторских диссертаций по педагогике за период с 2019 по 2023 годы
только в трех работах представлена тема нравственного и этического воспитания, в том
числе и дошкольников, а журнал «Воспитание дошкольников» не имеет соответствующей
рубрики по этическому (нравственному) воспитанию.
Б) По методам и средствам воздействия:
− задекларировано в ФГОС ДО процесс обучения реализовывать по средствам
«использования
различных
методов
и
форм
работы
с
детьми
(рекомендованы
современные образовательные технологии –игровая как основного вида деятельности
детей
дошкольного
возраста
и
повышение
статуса
игры,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд и т.д., с включением ИКТ, проектной
деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций), которые взаимодействуют
друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой, однако недостаточно
доказательств
по
эффективности
их
использования
в
этическом
воспитании
дошкольников;
−
содержание
образовательной
деятельности
в
дошкольном
учреждении
представлено в базовом компоненте и осуществляется в предметно-пространственной
среде, однако в ней нет места этике (нравственному воспитанию), а все нормы, правила
поведения и другие составляющие этических знаний и умений предлагается воспитателям
давать детям в процессе их пребывания в детском саду при свободном общении
воспитателя и воспитанника (при встрече детей в детский сад, на прогулке, во время еды,
переодевании ко сну и на занятия по музыке, физкультуре и т.д.), но нет обеспечения
среды этического общения, чтобы дошкольник присвоил нравственные и другие
составляющие умения этики, если тридцать восемь детей в группе приходится на одного
воспитателя;
что
не
позволяет
в
таких
условиях
воспитателю
использовать
рекомендованное разнообразие различных форм и методов по реализации этического
воспитания;
достижения
детей
дошкольников
согласно
ФГОС
ДО
предлагается
определять не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а «совокупностью
личностных
качеств»,
однако
никаких
методик
воспитателю
по
выяснению
результативности этического воспитания нет;
− обеспеченность учебно-методическими материалами и средствами этического
воспитания дошкольников представлена разработчиками программ дополнительного
образования дошкольников в небольшом количестве, (большая часть из них отражает
духовно-нравственное воспитание), однако они редко получают добро на внедрение в
детские сады из-за незаинтересованности со стороны руководства детским учреждением.
Таким образом, основываясь на теоретическом анализе научно-исследовательских
изысканий ученых и практике воспитания этики взаимоотношений, в том числе
этического воспитания дошкольников, можно резюмировать, что этическое воспитание
как определили ученые в своих многочисленных исследованиях, имеет большое значение
в жизни общества и закладывать его основы надо с детства; имеются теоретические
подходы к воспитанию этики взаимоотношений, к воспитанию нравственности, однако
отсутствует понятие «этика взаимоотношений дошкольников», не выделено четко его
содержание, недостаточно представлено теоретико-практических работ, отражающих его
особенности
и
реализацию.
Одной
из
существенных
причин
проблемы
этики
взаимоотношений дошкольников является недостаточное внимание со стороны ученых и
практиков к созданию для детей дошкольного возраста эффективной предметно-
пространственной среды, в том числе и в дополнительном образовании дошкольных
образовательных
организаций;
недостаточно
раскрыто
осуществление
этического
воспитания средствами современных образовательных технологий. Проблемы этики
взаимоотношений дошкольников в аспекте заявленной темы исследования, требуют
большей конкретизации и изучения ее по многим вопросам, в том числе и в рамках его
реализации средствами современных образовательных технологий.
Литература.
1.
Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека // European Social
Science Journal (Европейский журнал социальных наук), 2015. - № 7. -С. 289 – 301 с.
2.
Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций
детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2016.
- №4. - С. 685 – 687.
3.
Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие / Н.Е.
Щуркова. – М.: 2012. – 82 с.