Напоминание

"Огород на окне"


Автор: Чернова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 75 Кировского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Огород на окне"
Дата публикации: 07.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 75 Кировского района Волгограда"

Лучшие практики реализации

экологического проекта "Проросток

Познавательно-исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Огород на окне»

Волгоград

Воспитатель:

Чернова Ольга Михайловна

Пояснительная записка

Дошкольный

возраст

это

период,

когда

детям

хочется

стать

первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. И мы, педагоги и

родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными

участниками

учебного

и

воспитательного

процессов,

становится

инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают

знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих

интеграции знаний из различных предметных областей.

Участие детей в практической деятельности по уходу за огородом позволяет

заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и

достигать результата.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и

наблюдательности. Огород на окне расширяет представления детей о растениях

как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых для их роста и

развития, воспитывает желание трудиться.

Не секрет, что дети дошкольного

возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,

любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно

искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие

черты

детского

поведения.

Исследовательская,

поисковая

активность

естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать,

открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей

детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть

ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на

приобретение

детьми

опыта

собственной

опытно-исследовательской

деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их

реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В

процессе систематического ухода за растениями формируются определенные

трудовые навыки у детей, дошкольники приучаются внимательно относится к

живой природе и заботиться о растениях.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный (февраль - апрель).

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители воспитанников.

Возраст детей: 5-6 лет.

Объект исследования: огород на окне.

Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных

условиях.

Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по

выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей

любви к природе, создание в группе огорода на окне.

Задачи:

Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных

растений (помидор, базилик, перец, петрушка, огурец, укроп).

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы

для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в

комнатных условиях.

Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять

разнообразие детских работ, вариативность.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений

(полив, взрыхление, прополка сорняков).

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в

росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности.

Задачи создания развивающей речевой среды: обогащать словарный запас

за

счет

новых

понятий,

введения

разнообразных

атрибутов.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести

координированный диалог «ребенок-ребенок-воспитатель».

Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения

новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной

литературе.

Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.

Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические

навыки, связную речь.

Закрепить знания об овощах, о пользе растений.

Планируемые результаты:

Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их

содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на

огороде в природе.

Дети познакомятся с культурными растениями.

С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для

роста растений.

С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить

многообразие и разнообразие посевного материала.

У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Создание в группе огорода на окне.

Участие родителей в реализации проекта.

В данном проекте используются разнообразные методы и приемы работы с

детьми дошкольного возраста:

- наблюдения;

- интегрированные ЭКО-занятия;

- составление сказок, рассказов (экологического содержания);

- познавательное чтение и чтения в семейном кругу;

- подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

- экспериментальная лаборатория (опыты и эксперименты);

- фото и видео съемки;

- создание презентаций, слайд шоу.

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и

проведения

мероприятия:

автор

проекта

-

воспитатель

Чернова

Ольга

Михайловна;

воспитатели,

музыкальный

руководитель,

инструктор

по

физической культуре, социальные партнеры проекта.

Материально-техническое

обеспечение

муниципального

дошкольного

образовательного учреждения "Детский сад № 75 Кировского района Волгограда"

соответствует успешной реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

определение цели и задач проекта, сбор информационного материала,

создание условий для организации работы в огороде на окне, составление

плана мероприятий по организации детской деятельности.

Основной (этап реализации проекта):

проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,

опыты,

эксперименты,

творческая

деятельность,

рассматривание

иллюстраций, чтение);

уход за растениями, наблюдение за ростом и

развитием растений.

Заключительный:

подведение итогов, итоговая беседа;

выставки творческих работ детей;

составление фотоотчета по реализации проекта, просмотр презентации.

План реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

I этап - подготовительный

1

Беседа

с

родителями

по

организации огорода на окне

Обсудить

цели

и

задачи

проекта.

Сформировать

интерес

у

родителей

по

созданию

условий

для

реализации проекта

Воспитатели,

родители

2

Подбор

наглядно-

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала, художественной

и

научной

литературы,

приобретение необходимого

оборудования

Создать

условия

для

реализации проекта

Воспитатели,

родители

II этап - основной

1

Чтение

художественной

литературы

Вызвать интерес к растениям,

желание

заботиться

о

них,

углублять

и

расширять

представления о разных видах

растений. Познакомить детей

с произведениями русских и

зарубежных

поэтов,

писателей,

воспитывать

Воспитатели

уважение

и

бережное

отношение

к

растениям.

Вызвать интерес к овощным

культурам,

желание

заботиться

о

них.

Способствовать углублению и

расширению знаний детей о

культурных растениях.

Отрывок из сказки Д. Родари

«Приключения

Чиполлино»;

сказка «Вершки и корешки»;

заучивание стихотворений В.

Коркина «Что растет на нашей

грядке?»,

Г.

Сапгир

«Садовник».

Бехлерова

Е.

«Капустный

лист»;

Е.

Благинина

«Приходите

в

огород»; В. Волина «Наша

грядка»;

Е.

Надежкина

«Огуречное

семечко»;

Г.

Юдина «Сказка о том, как

овощи воевали;

белорусская

сказка

«Пых»;

украинская

сказка «Колосок»;

Н.

Носов

«Огородники»,

«Огурцы»;

Ю.

Тувим

«Овощи».

Чтение пословиц, поговорок,

загадок об овощах и огороде.

2

НОД:

«Что растет на огороде?».

«Дикорастущие

и

культурные

растения».

Рассматривание

цветочных семян через лупу.

Посадка семян овощей.

Закрепить знания детей об

овощных

и

цветочных

культурах, какие растут на

огородах. Ввести и обосновать

классификацию растений как

дикорастущих и культурных,

познакомить с интересными

представителями

мира

растений.

Обогатить

и

уточнить

знания

детей

о

выращивании

растений;

подвести

их

к

пониманию

условий,

необходимых

для

успешного развития растений;

дать понятие о том, что форма

и количество семян у разных

растений разное;

обогащать

Воспитатели

личный

трудовой

опыт

в

процессе

работы

(посев

семян); воспитывать у детей

бережное

отношение

к

природе;

развивать

речевые

навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва,

семена, побег, рассада.

3

Практическая деятельность:

посадка

лука,

помидоров,

базилика, перца, петрушки,

огурцов, укропа.

Вызвать

интерес

к

выращиванию

огородных

культур.

Обогатить

и

уточнить

знания

детей

о

выращивании

растений;

подвести детей к пониманию

условий,

необходимых

для

успешного развития растений;

обогащать личный трудовой

опыт

в

процессе

работы

(посев семян); воспитывать у

детей бережное отношение к

природе. Развивать речевые

навыки,

обогащать

словарь.

Активизация словаря: почва,

семена, побег, рассада.

Воспитатели

4

Наблюдение за ростом и

развитием растений

Учить

детей

замечать

изменения,

которые

происходят

в

процессе

прорастания семян.

Воспитатели

5

Труд в огороде на окне

Продолжать

учить

детей

правильно

ухаживать

за

растениями.

Воспитатели

Труд в уголке природы

Продолжать

учить

детей

правильно

рассуждать

и

делать

выводы

о

создании

благоприятных

условий,

необходимых

для

роста

растения (вода, свет, тепло).

Воспитатели

6

Опыты и экспериментальная

деятельность детей.

Опыты-наблюдения

за

ростом

лука,

рассады

помидоров, базилика, перца,

петрушки, огурцов, укропа.

Проводить

эксперименты

с

растениями.

Делать

самостоятельные выводы об

условиях, необходимых для

благоприятного

роста

растений.

Подвести детей к

пониманию,

что

растения

живые: нуждаются в свете,

Воспитатели

тепле,

воде.

Несоблюдение

даже одного условия может

отразиться

на

росте

и

привести к гибели растения.

Создать необходимые условия

для роста лука и рассады

(свет, вода, тепло).

Учить

детей

замечать

изменения,

которые

происходят у прорастающих

луковиц, рассады.

7

Наблюдение

«Как

развиваются растения».

Наблюдение за проросшими

семенами.

Наблюдение за ростом лука.

Наблюдение

за

веткой

березы.

Фиксирование

данных

развития растений в Дневнике

наблюдений.

Рассмотреть

влияние

внешних

факторов

на прорастание семян. Задачи

исследования:

изучить

роль семени в жизни растения

(на

примере

фасоли);

практическим

путем

определить

благоприятные

условия

для прорастания семян;

разработать рекомендации для

успешного прорастания семян.

Формирование экологической

культуры

дошкольников;

закреплять

и

расширять

знаний детей об овоще – луке;

о

внешнем

виде

и

его

характерных особенностях.

Продолжать

учить

детей

отражать в речи результаты

наблюдения,

формировать

умение отвечать на вопросы

полными предложениями.

Воспитывать умение слушать

и слышать воспитателя.

Воспитатели

8

Игровая деятельность

Продолжать знакомить детей с

работой

«огородников»,

формировать

умение

ухаживать

за

растениями.

Сюжетно-ролевая

игра

«На

даче», театрализованные игры

«Репка», «Овощной магазин»,

«Огород».

Настольно-

Воспитатели

печатная

игра

«Вершки

и

корешки»,

д/и

«Четвертый

лишний»,

«Чудесный

мешочек»; лото «Что растет

на огороде»; подвижные игры

«Огород у нас в порядке»,

«Разгрузи машину», «Собери

урожай»,

«Урожай»,

«Сортируем

овощи».

Дидактические игры «Что в

мешочке?», «Формы овощей»,

«Что

сажают

в

огороде»,

«Овощи»,

«Большой-

маленький»,

«Один-много»,

«Что

где

растет?»,

«Культурные

и

дикорастущие»,

«Цветочный

магазин». Пальчиковые игры

«Мы

капусту

рубим»,

«В

огороде много грядок», «У

Лариски две редиски».

III этап - заключительный

1

Беседа с детьми «Витамины

с грядки».

Срезка

зеленого

лука,

употребление его во время

обеда с основным блюдом.

Беседа

«Как

овощи

попадают

на

стол».

Беседа

«Овощи

наши

друзья».

Беседа

«Садовые

инструменты».

Закрепить знания детей о том,

что

в

овощах

содержится

большое

количество

витаминов

и

они

очень

полезны для людей.

Воспитатели

2

Творческие

работы

детей

«Наш огород»

Организовать

тематическую

выставку

детских

работ

и

работ,

изготовленных

совместно с родителями.

Воспитатели,

родители

Рисование «Наш лучок»

Формирование

умений

передавать в рисунке с натуры

строение

предмета,

состоящего

из

нескольких

частей.

Рисование «Наши растения в

группе»

Расширять

и

уточнять

представления

о

комнатных растениях;

закреплять

представления

о

том,

что

для

роста растений нужны

свет,

влага,

тепло,

почва;

продолжать

знакомить

с

особенностями

внешнего

строения растений,

с

разнообразием

листьев,

стеблей

и цветков;

воспитывать

желание

ухаживать

за растениями;

закреплять

умение рисовать простым

карандашом

с

легким

нажимом,

раскрашивать

акварелью.

Аппликация

«Полезные

овощи

на

тарелке»

Продолжать

знакомить

с

названиями

овощей,

формировать умение вырезать

ножницами,

аккуратно

пользоваться клеем.

3

Составление фотоотчета по

проекту.

Организация

фотовыставки,

просмотр

презентации. Подготовка к

высаживанию на участок.

Подведение итогов работы по

проекту.

Воспитатели,

родители

Фактический результат проекта:

Дети ознакомлены с особенностями выращивания культурных растений;

сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности

по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;

обобщены представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы

для роста растений;

обогащение словарного запаса детей;

были оформлены выставки по продуктивной деятельности;

в результате практической и опытнической деятельности дети получили

необходимые условия для роста растений;

дети увидели многообразие посевного материала;

дети стали бережнее относиться к растительному миру;

в группе был создан огород на окне.

Формирование у детей экологической культуры должно быть продолжено и

после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для

решения

этой

организационной

задачи

на

каждом

этапе

экологического

образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты,

программы, проекты, формы, методы, подходы, приемы, решения, технологии и

мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и

образования детей дошкольного возраста может стать проект «Огород на окне» по

формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект

«Огород

на

окне»

является

одним

из

этапов

общего

процесса

формирования экологической культуры ребенка.

Приложение



В раздел образования