Авторы: Буданова Анастасия Александровна, Гайдаенко Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №20"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ посредством дидактической игры
Дата публикации: 08.02.2024
Раздел: дошкольное образование
Буданова Анастасия Александровна
Гайдаенко Ольга Михайловна
Социализация детей с ОВЗ посредством
дидактической игры
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить»
М. Горький
Актуальность данной темы:
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошколь-
ном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педаго-
га, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые
для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ре-
бенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может
быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность
педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды,
гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их осо-
бенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специ-
алистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адапта-
ция детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивиду-
альных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребно-
стями детей.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это
место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно
провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с
ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где
созданы условия для полноценного развития ребенка.
В обучение детей с ОВЗ ведущим видом деятельности является игра.
Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка старшего до-
школьного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –
основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всесто-
роннего развития.
Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо
очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного воз-
раста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подби-
рать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психи-
ческую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя, исходя из
практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздей-
ствие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактиче-
ские игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных заня-
тиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программ-
ного материала и коррекция нарушений детей с ОВЗ происходит более
успешно.
Целью нашей работы является повышение профессиональной компе-
тенции, посредствам изучения значения и применения дидактической игры
для социализации ребенка с ОВЗ; при помощи дидактических игр нормализо-
вать возможности детей с ОВЗ выполнять предлагаемые задания на уровне
детей с нормативным развитием.
В ходе нашей работы перед нами стояли следующие задачи:
1. изучение и систематизация теоретического и практического материа-
ла по теме;
2. внедрение современных форм работы с использованием дидактиче-
ских игр для всестороннего развития детей;
3. создание соответствующей предметно-пространственной среды;
4. создание картотек по играм в соответствии с ФГОС;
5. приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам вза-
имоотношений со сверстниками и взрослыми;
6. разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к
совместной работе.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире»
В.А. Сухомлинский
Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседнев-
ной жизнедеятельности. Данное состояние бывает хроническим или времен-
ным, частичным или общим. Речь идет о физических, психических или сен-
сорных дефектах, о детях которые не могут исполнять те или иные функции
или обязанности. Естественно, физические ограничения накладывают значи-
тельный отпечаток на психологию. Обычно такие дети стремятся к изоляции,
отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуве-
ренностью в своих силах.
На наш взгляд наиболее успешной формой воздействия на ребенка с
ОВЗ являются организованные игровые занятия, в которых ведущая роль
принадлежит взрослым. Для того, чтобы дети с ограниченными возможно-
стями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали
ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармонично-
го и полноценного развития.
Учитывая специфику развития детей с ОВЗ, важно подумать об образо-
вательном пространстве для них, где они могли бы расти, развиваться и само-
совершенствоваться с учетом своих особенностей, становиться личностями,
ведь становление человека как личности происходит постепенно, а основы
закладываются в детстве.
В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться
самостоятельно есть и приводить выполнять простейшие гигиенические опе-
рации, но и коммуницировать с окружающими. Именно окружающая оказы-
вает самое сильное влияние.
Правила межперсонального поведения должны гармонично входить в
жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и вос-
питателями в дошкольном учреждении.
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и само-
реализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и вос-
производства культуры общества.
Игра является универсальным способом развития детской психики, так
как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Правила и порядок
игры задаются взрослым человеком. Следовательно, педагог может руково-
дить процессом и задавать вектор развития.
Группы комбинированной направленности становятся тем местом, где
ребёнок может получить полноценное развитие в соответствии со своим диа-
гнозом. В группе происходит плотное взаимодействие с другими детьми, об-
мен опытом и познание чего-то нового.
Вопрос формирования гражданина касается в большей степени детей
старшего дошкольного возраста. Это способствует формированию социаль-
ной действительности ребёнка.
Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы
помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В
процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка. Осо-
бенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от
грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.
Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития являет-
ся невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает
сложно сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и
памяти.
При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и вы-
полнять предлагаемые занятия на уровне детей с нормативным развитием.
Кроме того, игровая деятельность способствует выражению представлений
об окружающем мире.
Немецкий педагог Фр.Фребель считал:
«Источники всего хорошего лежат в игре
и исходят из нее».
Выделяют три этапа формирования социально-коммуникативных навы-
ков посредством дидактических игр:
1.Этап. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование дове-
рительных отношений между ребенком и взрослым, и в группе сверстников.
На этом этапе используются дидактические игры, направленные на
установление контакта и создания доброжелательной атмосферы.
Например: дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливы-
ми словами.
Дидактическая игра «Подарок для всех»
Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудни-
чать со сверстниками, чувства коллектива.
2.Этап. Непосредственная коррекционная деятельность. Обогащение
социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ происходит путем
ознакомления с окружающим миром, формированием познавательных
способностей ребенка на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Используются дидактические игры, способствующие социализации че-
рез познавательную деятельность.
Примеры игр: дидактические игры «Найди пару», «Найти отличия»,
«Четвёртый лишний», «Бывает не бывает» и др.
Задачи:
-расширять представления о предметах и явлениях природы, растениях,
животных;
-развивать память, внимание;
-развивать умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.
3. Этап. Закрепление полученных знаний и навыков. Совместная деятель-
ность взрослого и группы детей.
На этом этапе используются дидактические игры, способствующие за-
креплению полученных навыков. Такие как «Лото», «Цвет и формы», «Когда
это бывает?»
Цель: закрепить представления о геометрических формах и основных
цветах, закрепить знания детей о частях суток, развивать память.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-
воспитательные образовательные задачи:
- развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
- развитие эмоционально- волевой сферы;
- обогащение представлений об окружающем мире;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование культурного поведения;
- развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
- избавление от страхов и отрицательных эмоций.
Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности
дошкольника с ОВЗ. Дидактические игры развивают наблюдательность, вни-
мание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
Наиболее важные функции дидактических игр:
– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и
обучения, которые направлены на усвоение определённого программного ма-
териала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие
игры также для нравственно-эстетического воспитания детей;
– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того,
что в ней заложено и проявлено;
– воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности
детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитан-
ников;
– коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться
со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и
устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять рече-
вую активность;
– развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положи-
тельного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка
неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для
установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;
– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей де-
тей;
– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и ду-
ховных сил ребёнка;
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её
включали во все виды деятельности, ибо она хранит и передаёт по наслед-
ству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих
проявлений.
Воспитатель в процессе игры может выступать как организатор и носи-
тель правил либо как наблюдатель. Задачей педагога при организации и про-
ведении игр становится создание благоприятного настроя и дружелюбных
отношений между воспитанниками.
При этом необходимо фиксировать наличие и отсутствие прогресса в
развитии в процессе наблюдений. Это помогает сопоставить новые навыки и
знания с прошлым опытом.
Любое интересное занятие ребёнок называет игрой, поэтому развитие
может происходить не только в детском саду, но и дома, на прогулке или во
время отдыха. Накопление сенсорного опыта поможет лучше понять окружа-
ющий мир и коммуницировать с людьми. Чем активнее задействованы у
ребёнка органы чувств, тем больше он информации он получает, и его карти-
на мира, тем самым, становится полноценнее.
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Игра есть
практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются,
потому что играют. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на
подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – раз-
витие реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их
деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта,
биологического фонда.
Итак, важную роль в социализации личности имеет игровая деятель-
ность, которая в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста занимает
первостепенное место.
Опыт работы показал, что использование дидактических игр, сделан-
ных своими руками, является легкодоступным и интересным методом обуче-
ния, отдыхом от привычной образовательной деятельности. В процессе игры
у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятель-
но, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя, дети не замечают,
что учатся, познают, запоминают новые понятия, расширяют словарный
запас, развивают фантазию.
Таким образом, в процессе использования дидактических игр в коррек-
ционной деятельности происходит формирование основ социально-коммуни-
кативных навыков у детей с ОВЗ:
- применение различных видов дидактических игр служит основой, как
для развития познавательной деятельности, так и формирования поведения
детей с ОВЗ в коллективе.
- использование дидактических игр в комплексном коррекционно-педа-
гогическом воздействии, обогащает социальный опыт дошкольников с ОВЗ,
развивает эмоционально-волевую сферу и сенсомоторные функции.
Список используемой литературы
1.Алёшина А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограни-
ченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Мо-
лодой учёный. 2016. № 9. С. 1063-1066.
2.Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными
возможностями. М.: Академкнига, 2005. 247 с.
3.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностя-
ми. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
4.Лебединский В. В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика.
2004. 306 с.
5.Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. 208 с.