Напоминание

Социализация детей с ОВЗ посредством дидактической игры


Авторы: Буданова Анастасия Александровна, Гайдаенко Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №20"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ посредством дидактической игры
Дата публикации: 08.02.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Буданова Анастасия Александровна

Гайдаенко Ольга Михайловна

Социализация детей с ОВЗ посредством

дидактической игры

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

М. Горький

Актуальность данной темы:

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями

здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошколь-

ном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педаго-

га, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые

для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ре-

бенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может

быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность

педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды,

гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их осо-

бенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специ-

алистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адапта-

ция детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивиду-

альных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребно-

стями детей.

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это

место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно

провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с

ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где

созданы условия для полноценного развития ребенка.

В обучение детей с ОВЗ ведущим видом деятельности является игра.

Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка старшего до-

школьного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –

основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всесто-

роннего развития.

Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо

очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного воз-

раста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подби-

рать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психи-

ческую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя, исходя из

практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздей-

ствие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактиче-

ские игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных заня-

тиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программ-

ного материала и коррекция нарушений детей с ОВЗ происходит более

успешно.

Целью нашей работы является повышение профессиональной компе-

тенции, посредствам изучения значения и применения дидактической игры

для социализации ребенка с ОВЗ; при помощи дидактических игр нормализо-

вать возможности детей с ОВЗ выполнять предлагаемые задания на уровне

детей с нормативным развитием.

В ходе нашей работы перед нами стояли следующие задачи:

1. изучение и систематизация теоретического и практического материа-

ла по теме;

2. внедрение современных форм работы с использованием дидактиче-

ских игр для всестороннего развития детей;

3. создание соответствующей предметно-пространственной среды;

4. создание картотек по играм в соответствии с ФГОС;

5. приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам вза-

имоотношений со сверстниками и взрослыми;

6. разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к

совместной работе.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседнев-

ной жизнедеятельности. Данное состояние бывает хроническим или времен-

ным, частичным или общим. Речь идет о физических, психических или сен-

сорных дефектах, о детях которые не могут исполнять те или иные функции

или обязанности. Естественно, физические ограничения накладывают значи-

тельный отпечаток на психологию. Обычно такие дети стремятся к изоляции,

отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуве-

ренностью в своих силах.

На наш взгляд наиболее успешной формой воздействия на ребенка с

ОВЗ являются организованные игровые занятия, в которых ведущая роль

принадлежит взрослым. Для того, чтобы дети с ограниченными возможно-

стями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали

ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармонично-

го и полноценного развития.

Учитывая специфику развития детей с ОВЗ, важно подумать об образо-

вательном пространстве для них, где они могли бы расти, развиваться и само-

совершенствоваться с учетом своих особенностей, становиться личностями,

ведь становление человека как личности происходит постепенно, а основы

закладываются в детстве.

В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться

самостоятельно есть и приводить выполнять простейшие гигиенические опе-

рации, но и коммуницировать с окружающими. Именно окружающая оказы-

вает самое сильное влияние.

Правила межперсонального поведения должны гармонично входить в

жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и вос-

питателями в дошкольном учреждении.

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и само-

реализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и вос-

производства культуры общества.

Игра является универсальным способом развития детской психики, так

как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Правила и порядок

игры задаются взрослым человеком. Следовательно, педагог может руково-

дить процессом и задавать вектор развития.

Группы комбинированной направленности становятся тем местом, где

ребёнок может получить полноценное развитие в соответствии со своим диа-

гнозом. В группе происходит плотное взаимодействие с другими детьми, об-

мен опытом и познание чего-то нового.

Вопрос формирования гражданина касается в большей степени детей

старшего дошкольного возраста. Это способствует формированию социаль-

ной действительности ребёнка.

Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы

помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В

процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка. Осо-

бенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от

грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.

Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития являет-

ся невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает

сложно сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и

памяти.

При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и вы-

полнять предлагаемые занятия на уровне детей с нормативным развитием.

Кроме того, игровая деятельность способствует выражению представлений

об окружающем мире.

Немецкий педагог Фр.Фребель считал:

«Источники всего хорошего лежат в игре

и исходят из нее».

Выделяют три этапа формирования социально-коммуникативных навы-

ков посредством дидактических игр:

1.Этап. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование дове-

рительных отношений между ребенком и взрослым, и в группе сверстников.

На этом этапе используются дидактические игры, направленные на

установление контакта и создания доброжелательной атмосферы.

Например: дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливы-

ми словами.

Дидактическая игра «Подарок для всех»

Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудни-

чать со сверстниками, чувства коллектива.

2.Этап. Непосредственная коррекционная деятельность. Обогащение

социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ происходит путем

ознакомления с окружающим миром, формированием познавательных

способностей ребенка на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Используются дидактические игры, способствующие социализации че-

рез познавательную деятельность.

Примеры игр: дидактические игры «Найди пару», «Найти отличия»,

«Четвёртый лишний», «Бывает не бывает» и др.

Задачи:

-расширять представления о предметах и явлениях природы, растениях,

животных;

-развивать память, внимание;

-развивать умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

3. Этап. Закрепление полученных знаний и навыков. Совместная деятель-

ность взрослого и группы детей.

На этом этапе используются дидактические игры, способствующие за-

креплению полученных навыков. Такие как «Лото», «Цвет и формы», «Когда

это бывает?»

Цель: закрепить представления о геометрических формах и основных

цветах, закрепить знания детей о частях суток, развивать память.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-

воспитательные образовательные задачи:

- развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

- развитие эмоционально- волевой сферы;

- обогащение представлений об окружающем мире;

- формирование коммуникативных навыков;

- формирование культурного поведения;

- развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

- избавление от страхов и отрицательных эмоций.

Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности

дошкольника с ОВЗ. Дидактические игры развивают наблюдательность, вни-

мание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

Наиболее важные функции дидактических игр:

– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и

обучения, которые направлены на усвоение определённого программного ма-

териала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие

игры также для нравственно-эстетического воспитания детей;

– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того,

что в ней заложено и проявлено;

– воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности

детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитан-

ников;

– коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться

со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и

устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять рече-

вую активность;

– развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положи-

тельного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка

неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для

установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;

– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей де-

тей;

– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и ду-

ховных сил ребёнка;

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её

включали во все виды деятельности, ибо она хранит и передаёт по наслед-

ству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих

проявлений.

Воспитатель в процессе игры может выступать как организатор и носи-

тель правил либо как наблюдатель. Задачей педагога при организации и про-

ведении игр становится создание благоприятного настроя и дружелюбных

отношений между воспитанниками.

При этом необходимо фиксировать наличие и отсутствие прогресса в

развитии в процессе наблюдений. Это помогает сопоставить новые навыки и

знания с прошлым опытом.

Любое интересное занятие ребёнок называет игрой, поэтому развитие

может происходить не только в детском саду, но и дома, на прогулке или во

время отдыха. Накопление сенсорного опыта поможет лучше понять окружа-

ющий мир и коммуницировать с людьми. Чем активнее задействованы у

ребёнка органы чувств, тем больше он информации он получает, и его карти-

на мира, тем самым, становится полноценнее.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Игра есть

практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются,

потому что играют. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на

подсознание, разум и творчество.

Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – раз-

витие реализуемых в ней способностей.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их

деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта,

биологического фонда.

Итак, важную роль в социализации личности имеет игровая деятель-

ность, которая в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста занимает

первостепенное место.

Опыт работы показал, что использование дидактических игр, сделан-

ных своими руками, является легкодоступным и интересным методом обуче-

ния, отдыхом от привычной образовательной деятельности. В процессе игры

у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятель-

но, развивается внимание, стремление к знаниям. Играя, дети не замечают,

что учатся, познают, запоминают новые понятия, расширяют словарный

запас, развивают фантазию.

Таким образом, в процессе использования дидактических игр в коррек-

ционной деятельности происходит формирование основ социально-коммуни-

кативных навыков у детей с ОВЗ:

- применение различных видов дидактических игр служит основой, как

для развития познавательной деятельности, так и формирования поведения

детей с ОВЗ в коллективе.

- использование дидактических игр в комплексном коррекционно-педа-

гогическом воздействии, обогащает социальный опыт дошкольников с ОВЗ,

развивает эмоционально-волевую сферу и сенсомоторные функции.

Список используемой литературы

1.Алёшина А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограни-

ченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Мо-

лодой учёный. 2016. № 9. С. 1063-1066.

2.Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными

возможностями. М.: Академкнига, 2005. 247 с.

3.Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностя-

ми. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.

4.Лебединский В. В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика.

2004. 306 с.

5.Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной

недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. 208 с.



В раздел образования