Автор: Фаттахова Галия Магафуровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад N54
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование наглядного моделирования, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 08.03.2023
Раздел: дошкольное образование
Районное методическое объединение №3 учителей – логопедов
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Обобщение опыта коррекционной работы на логопункте с детьми с
нарушениями речи по теме:
«Использование наглядного моделирования, как средство
развития связной речи у детей дошкольного возраста»
РМО №3 учителей – логопедов ДОУ Орджоникидзевского района
10.03.2023год
учитель-логопед Фаттахова Галия Магафуровна
МБДОУ Детский сад №54
«Учите ребенка, каким - нибудь неизвестным ему словам - он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
Связная речь,
это развернутое, законченное, композиционно и грамматически
оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда
логически связанных предложений.
Основная функция связной речи: Коммуникативная
Виды связной речи:
Монологическая
Диалогическая
Актуальность связной речи
•
Проблемы развития связной речи является центральной задачей речевого
воспитания детей.
•
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности. Она
определяет уровень речевого и умственного развития ребенка
•
Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с
окружающими
•
Использование наглядного моделирования позволяет детям понять логику
изложения, соблюдать последовательность построения высказывания,
анализировать основные события и связи между ними, облегчает
запоминание.
Что такое моделирование?
- «Моделирование»- использование каких- либо явлений, процессов путем
построения и изучения моделей.
- «Модель»- это любой образ какого- либо процесса или явления, используемый в
качестве заместителя.
- В основе моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок
замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком
Особенность и значение моделирования
Заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным
скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов,
которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений
при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Актуальность моделирования
•
Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает
решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию
•
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения материала. Формирует приемы работы с памятью.
•
Ведь одно из правил укрепления памяти гласит:
•
«Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»
•
Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное,
систематизировать полученные знания
В чем сущность метода моделирования?
•
В ходе использования метода наглядного моделирования с графическим
способом предоставления информации- моделью.
•
Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего
связность последовательность рассказов ребенка
Виды моделей
Предметные :
•
Геометрические фигуры
•
Символические изображения предметов
•
Опорные картинки
Предметно- схематические :
•
Планы и условные обозначения используемые в них
•
Блоки - рамки
Использование наглядного моделирования в формировании связной
речи у детей дошкольного возраста
Методики:
•
Предметно- схематические модели. Ткаченко Т.А.
•
Сенсорно-графические схемы. Воробьевой В.К.
•
Схемы составления рассказа. Ефименкова Л.Н.
Предметно- схематические модели Ткаченко Татьяны Александровны
Схемы Т.А.Ткаченко для составления описательных рассказов, касающихся
наиболее типичных групп предметов. Эти схемы представляют собой
обобщенный план описание. В них использованы символы, обозначающие
различные признаки предметов
Сенсорно-графические схемы Воробьевой Валентины Константиновны
Формирование навыков связной описательной речи
Задачи: формировать исследовательскую деятельность; знакомить с программой
описательного рассказа.
I этап. Организационный.
II этап. Знакомство и первоначальное изучение предмета.
III этап. Знакомство с сенсорно-графической программой исследования предмета.
Графическая запись структуры исследовательской деятельности включает в себя
три части (справа налево):
- первая часть представляет собой перечень символов, обозначающих сенсорный
канал, по которому мы «ищем» тот или иной признак;
- вторая часть представляет собой перечень признаков;
- третья часть — изображение самого предмета.
IV этап. Словарная работа.
V этап. Составление рассказа с опорой на графический план.
Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную
пространственно временную модель
(по методике В.К.Воробьевой)
Предметно-схематическая модель
используется при описании времен года
«расскажи о весне» (лучевая структура рассказа)
Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности
через использование наглядного моделирования. Развивать связную речь с опорой
на мнемотаблицы.
Предметно-схематическая модель
используется при описании предметов
«расскажи об апельсине» (лучевая структура рассказа)
Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности
через использование наглядного моделирования. Развивать связную речь с опорой
на мнемотаблицы.
Блоки-квадраты
(Автор Глухов Вадим Петрович)
Схемы составления рассказов
(Автор Ефименкова Людмила Николаевна)
Составить описательный рассказ о весне
Таким образом, мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику Сенсорно-
графическими схемами
Ткаченко Татьяна Александровна
предметно-схематическими моделями
Глухов Вадим Петрович
блоками-квадратами
Ефименкова Людмила Николаевна
схемой составления рассказов
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей
работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
Обогащения словарного запаса
При обучении составлению рассказов
При пересказах художественной литературы
При отгадывании загадок
При заучивании стихов
Желаю Вам успехов, творчества
и педагогического оптимизма в развитии речи дошкольников.