Напоминание

«Использование наглядного моделирования, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»


Автор: Фаттахова Галия Магафуровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад N54
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование наглядного моделирования, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 08.03.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Районное методическое объединение №3 учителей – логопедов

Орджоникидзевского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Обобщение опыта коррекционной работы на логопункте с детьми с

нарушениями речи по теме:

«Использование наглядного моделирования, как средство

развития связной речи у детей дошкольного возраста»

РМО №3 учителей – логопедов ДОУ Орджоникидзевского района

10.03.2023год

учитель-логопед Фаттахова Галия Магафуровна

МБДОУ Детский сад №54

«Учите ребенка, каким - нибудь неизвестным ему словам - он будет

долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

Связная речь,

это развернутое, законченное, композиционно и грамматически

оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда

логически связанных предложений.

Основная функция связной речи: Коммуникативная

Виды связной речи:

Монологическая

Диалогическая

Актуальность связной речи

Проблемы развития связной речи является центральной задачей речевого

воспитания детей.

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности. Она

определяет уровень речевого и умственного развития ребенка

Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с

окружающими

Использование наглядного моделирования позволяет детям понять логику

изложения, соблюдать последовательность построения высказывания,

анализировать основные события и связи между ними, облегчает

запоминание.

Что такое моделирование?

- «Моделирование»- использование каких- либо явлений, процессов путем

построения и изучения моделей.

- «Модель»- это любой образ какого- либо процесса или явления, используемый в

качестве заместителя.

- В основе моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок

замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком

Особенность и значение моделирования

Заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным

скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов,

которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений

при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям

Актуальность моделирования

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает

решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала. Формирует приемы работы с памятью.

Ведь одно из правил укрепления памяти гласит:

«Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»

Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное,

систематизировать полученные знания

В чем сущность метода моделирования?

В ходе использования метода наглядного моделирования с графическим

способом предоставления информации- моделью.

Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего

связность последовательность рассказов ребенка

Виды моделей

Предметные :

Геометрические фигуры

Символические изображения предметов

Опорные картинки

Предметно- схематические :

Планы и условные обозначения используемые в них

Блоки - рамки

Использование наглядного моделирования в формировании связной

речи у детей дошкольного возраста

Методики:

Предметно- схематические модели. Ткаченко Т.А.

Сенсорно-графические схемы. Воробьевой В.К.

Схемы составления рассказа. Ефименкова Л.Н.

Предметно- схематические модели Ткаченко Татьяны Александровны

Схемы Т.А.Ткаченко для составления описательных рассказов, касающихся

наиболее типичных групп предметов. Эти схемы представляют собой

обобщенный план описание. В них использованы символы, обозначающие

различные признаки предметов

Сенсорно-графические схемы Воробьевой Валентины Константиновны

Формирование навыков связной описательной речи

Задачи: формировать исследовательскую деятельность; знакомить с программой

описательного рассказа.

I этап. Организационный.

II этап. Знакомство и первоначальное изучение предмета.

III этап. Знакомство с сенсорно-графической программой исследования предмета.

Графическая запись структуры исследовательской деятельности включает в себя

три части (справа налево):

- первая часть представляет собой перечень символов, обозначающих сенсорный

канал, по которому мы «ищем» тот или иной признак;

- вторая часть представляет собой перечень признаков;

- третья часть — изображение самого предмета.

IV этап. Словарная работа.

V этап. Составление рассказа с опорой на графический план.

Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную

пространственно временную модель

(по методике В.К.Воробьевой)

Предметно-схематическая модель

используется при описании времен года

«расскажи о весне» (лучевая структура рассказа)

Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности

через использование наглядного моделирования. Развивать связную речь с опорой

на мнемотаблицы.

Предметно-схематическая модель

используется при описании предметов

«расскажи об апельсине» (лучевая структура рассказа)

Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности

через использование наглядного моделирования. Развивать связную речь с опорой

на мнемотаблицы.

Блоки-квадраты

(Автор Глухов Вадим Петрович)

Схемы составления рассказов

(Автор Ефименкова Людмила Николаевна)

Составить описательный рассказ о весне

Таким образом, мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику Сенсорно-

графическими схемами

Ткаченко Татьяна Александровна

предметно-схематическими моделями

Глухов Вадим Петрович

блоками-квадратами

Ефименкова Людмила Николаевна

схемой составления рассказов

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей

работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

Обогащения словарного запаса

При обучении составлению рассказов

При пересказах художественной литературы

При отгадывании загадок

При заучивании стихов

Желаю Вам успехов, творчества

и педагогического оптимизма в развитии речи дошкольников.



В раздел образования