Автор: Демиденко Нина Георгиевна
Должность: Учитель химии, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, учитель-наставник, высшая кв. категория
Учебное заведение: МКОУ Морткинская СОШ,
Населённый пункт: пгт Мортка, Кондинский район, ХМАО - Югра
Наименование материала: персонализированная программа
Тема: персонализированная программа "Учитель - учитель"
Дата публикации: 08.05.2025
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Морткинская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»
Наставник:
Демиденко Нина Георгиевна, к.п.н.,
учитель химии высшей кв. категории
Наставляемый:
Гусева Светлана Лолиевна,
учитель русского языка и литературы
пгт Мортка
2022г.
Утверждаю
Директор
МКОУ Морткинская СОШ
__________ О.Г. Мурашина
01 сентября 2022 года
Пояснительная записка
Персонализированная программа наставничества педагога, пришедшего на работу
в
образовательную
организацию
после
длительного
перерыва,
направлена
на
взаимодействие наставника и наставляемого на индивидуальной основе.
Наставляемым является учительница русского языка и литературы, вернувшаяся к
педагогической деятельности после семилетнего перерыва. Наставник –
учитель с
большим стажем работы, исполняющая частично должностные обязанности методиста
(ответственная за урок). Запрос на наставничество исходил от самого наставляемого.
Программа разработана совместно наставником и наставляемым, рассчитана на 4
месяца (при необходимости может быть продлена),
создана для конкретной пары
наставника и наставляемого.
При первой встрече наставляемым были озвучены проблемы: это волнение перед
началом педагогической деятельности, выполнение требований к уроку обновлённого
ФГОС, ведение электронного журнала.
Поэтому
взаимодействие
наставника
и
наставляемого
в
данной
ситуации
заключается в оказании помощи в разработке планов уроков, в консультировании при
заполнении электронного журнала, а также в моральной поддержке, а именно:
воодушевлять и вдохновлять наставляемого личным примером на успешную работу,
внушать веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы,
оказывать поддержку в социализации наставляемого: психологическая и личностная
помощь в выстраивании коммуникации с отдельными личностями, с обучающимися и их
родителями, с администрацией школы.
В силу загруженности педагогов определили проводить встречи
один раз в
неделю, по субботам, очно, в 16-00 часов,
Цель: создание условий для успешной адаптации к педагогической деятельности
учителя после длительного перерыва в работе.
Задачи: - Закрепить учителя на месте работы в должности педагога, повысить его
профессиональный потенциал, а также создать для него комфортную профессиональную
среду внутри образовательной организации.
- Оказать помощь педагогу после длительного перерыва в работе в подготовке к
аттестации на соответствие занимаемой должности.
- Сосредоточить свою помощь наставляемому при подготовке обучающихся к участию в
ВПР по русскому языку.
– Привлечь молодого
специалиста (инженера-программиста) к выполнению роли
наставника с целью помочь в применении цифровых технологий и информационно-
коммуникативных компетенций.
- Консультировать наставляемого в осуществлении проектной деятельности, в разработке
дистанционных уроков.
Реализация персонализированной программы наставничества
Срок реализации Программы: 4 месяца
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым:
- индивидуальное консультирование;
- активные методы (консультирование, взаимопосещение уроков, собеседование, и др.)
Принципы наставничества: добровольность; гуманность; ответственность;
взаимопонимание; искреннее желание помочь в преодолении трудностей.
Форма наставничества: учитель – учитель.
Вид наставничества: персональное наставничество.
Планируемые результаты
- Успешная адаптация педагога, пришедшего на работу в образовательную организацию
после длительного перерыва.
- Повышение профессиональной компетентности наставляемого.
- Овладение самоанализом урока.
-
Выступление
на
заседании
школьного
МО
с
представлением
собственной
педагогической деятельности.
- Освоение приёмами оценивания обучающихся на уроке.
- Обеспечение наставляемым повышения качества преподавания своего предмета.
- Повышение научно-методической
активности наставляемого:
вовлечение
школьников в проектную и исследовательскую деятельность, участие в конкурсах.
- Совершенствование наставляемым методов работы по развитию творческой и
самостоятельной учебной деятельности обучающихся.
-
Повышение
уровня
удовлетворенности
собственной
работой
и
улучшение
психологического состояния наставляемого: укрепить уверенность в собственных силах,
подчеркнуть уникальность, нестандартность и неповторимость личности наставляемого
педагога, его незаменимость в решении определенных проблем.
- Повышение уровня включённости наставляемого в педагогическую деятельность и
социально-культурную жизнь образовательной организации.
- Обсуждение обоими участниками программы наставничества вопросов, имеющих
важное значение: в каком направлении лучше двигаться, какой формат общения является
комфортным, как нашёл наставляемый новые возможности профессионального развития
и роста.
Участники Программы: наставник, наставляемый ()
Информационная карточка педагога – наставника
Фамилия, имя, отчество
Демиденко Нина Георгиевна
Образование
Высшее,
Какое учебное заведение окончил
Тюменский государственный университет
Год окончания учебного заведения
1977 г.
Специальность по диплому
Химия, неорганическая химия
Квалификация по диплому
Химик. Преподаватель химии.
Учёная степень
Кандидат педагогических наук
Педагогический стаж
46 лет
Место работы
МКОУ Морткинская СОШ
Должность
Учитель
Предмет
Биология, химия
Учебная нагрузка
17 часов
Классы
5,6,7,8, 9, 10,11
Классное руководство
5 класс
Квалификационная категория
Высшая
Информационная карточка наставляемого
Фамилия, имя, отчество
Гусева Светлана Лолиевна
Образование
высшее
Какое учебное заведение окончил
Свердловский государственный ордена
«Знак Почета» педагогический институт.
Год окончания учебного заведения
1982 г.
Направление подготовки
Русский язык и литература
Квалификация по диплому
Учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж
Место работы
МКОУ Морткинская СОШ
Должность
Учитель
Квалификационная категория
-
Используемый инструментарий для выявления затруднений:
Запрос наставляемого, результат педагогического наблюдения.
Срок реализации программы: с 01.09.2022 по 30.12.2022 г.
Режим работы: очный.
Программа включает в себя три этапа:
Подготовительно-диагностический этап. На данном этапе происходит
знакомство опытного педагога (наставника) с наставляемым, в ходе которого наставник
анализирует затруднения наставляемого, пробелы в его подготовке в части общих и
профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт педагога.
Основной этап. В ходе основного этапа осуществляется совместная деятельность
наставника и наставляемого с целью преодоления затруднений, а также личностного и
профессионального развития наставляемого.
Контрольно-оценочный этап. На завершающем этапе производится оценка
уровня профессиональной компетентности наставляемого и определяется степень его
готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей.
Содержание деятельности. В ходе реализации персонализированной программы
наставничества планируется
следующее содержание деятельности наставника и
наставляемого:
- диагностика затруднений и выбор форм организации обучения и воспитания;
- оказание необходимой помощи на основе выявленных затруднений;
- посещение уроков наставником у наставляемого с последующим анализом и
определением вида помощи наставляемому;
- организация мониторинга эффективности и рефлексии по итогам совместной
деятельности.
Ожидаемые результаты:
- создание психологически комфортной среды для развития наставляемого;
- создание условий для обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом в паре «наставник-наставляемый»;
- выявление профессиональных затруднений и оказание необходимой помощи в их
преодолении;
- создание условий для развития профессиональных навыков, применения
различных образовательных методик и технологий, форм и средств обучения и
воспитания, навыков профессионального общения с коллегами, обучающимися и
родителями (законными представителями) обучающихся;
- наставляемый сориентирован на использование в своей деятельности передового
педагогического опыта;
- сформирована мотивация наставляемого к самообразованию и
профессиональному совершенствованию.
План мероприятий в рамках наставничества
с 1 сентября 2022 года по 30 декабря 2022 г.
Этапы работы
Мероприятия (содержание)
Исполнитель
Сроки
1 этап
Подготовительно
-диагностический
- Анкетирование с целью выявления
профессиональных затруднений в свете
требований обновлённых ФГОС.
- Обсуждение уровня помощи
наставляемому с учетом его научной,
психолого-педагогической, методической
компетентности и мотивации.
Психолог
Наставник
Наставляемый
1)
29.08.2022 г
2 этап
Основной
реализующий
(формирующий)
- Работа с документами: сравнение
требований ФГОС 2-го и 3-го поколений.
- Ознакомление с требованиями к уроку
по ФГОС. Оформление плана урока.
- Составление самоанализа урока.
- Организация взаимопосещения уроков
наставника и наставляемого.
- Прохождение курсов повышения
квалификации.
- Активное включение в самообразование
с целью дальнейшей успешной
самореализации.
- Вовлечение наставляемого в
исследовательскую деятельность.
- Внедрение в работу педагога системы
подготовки к всероссийским проверочным
работам, к олимпиадам школьного и
муниципального этапов.
- Разработка индивидуальных карточек
для обучающихся с целью выбора ими
заданий своего уровня сложности.
- Организационно-методическая помощь
наставляемому в публикации статьи в
сборнике методической конференции
города Иваново, секция гуманитарных
наук.
- Оказание практической помощи в
освоении ЭКЖ: загрузка рабочей
программы, заполнение тем уроков с
указанием типа урока, выставление и
исправление отметок, учёт
отсутствующих.
- Обсуждение использования
информационно-коммуникационных
технологий для дистанционного обучения.
Заместитель
директора по
УВР
Наставник
Наставляемый
Инженер-
программист
2)
03.09.2022 г
10.09.2022 г
17.09.2022 г
24.09.2022 г
08.10.2022 г
3)
15.09.2022 г
4)
22.10.2022 г
5)
29.10.2022 г
12.11.2022 г
19.11.2022г
26.11.2022 г
03.12.2022 г
3 этап
Контрольно-
оценочный
(рефлексивный)
- Тестирование с целью оценки
эффективности реализации
персонализированной программы
наставничества позволит выявить
приращение знаний.
- Анкетирование по изучению уровня
Психолог
Наставник
Наставляемый
6)
10.12.2022 г
17.12.2022
удовлетворенности наставляемого
профессиональной деятельностью.
- Представление собственного
профессионального опыта.
- Рефлексия. По окончании реализации
программы ответить на вопросы:
– Что получилось?
– Что понравилось?
– Благодаря чему стало возможно достичь
результата?
– Что можно сделать по-другому?
24.12.2022 г
28.12.2022 г
Наставник: _____________________/Демиденко Н.Г., учитель химии /
Куратор:___________________________ /Сафина М.Н., методист школы /