Напоминание

Внутрикорпоративное обучение как средство повышения методической компетентности педагога


Автор: Пащенко Лада Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Кондратовский детский сад "Акварельки"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статью
Тема: Внутрикорпоративное обучение как средство повышения методической компетентности педагога
Дата публикации: 08.06.2025
Раздел: высшее образование





Назад




ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Пащенко Лада Михайловна, Пермский

государственный

гуманитарно-

педагогический университет

Проблема:

какова программа ВКО, которая обеспечит повышение

методологической компетентности педагога?

Цель: разработать программу для внутрикорпоративного обучения как

средства повышения методологической компетентности педагога

Объект: методическая компетентность педагога

Предмет:

условия

внутрикорпоративного

обучения

как

средства

повышения методической компетентности педагога и внедрение их

Гипотеза:

если в образовательном процессе реализуется программы

внутрикорпоративного

обучения

для

педагогов,

то

уровень

их

методической компетентности повышается.

Ключевые

слова:

понятие

«внутрикорпоративное

обучение»

и

«методическая

компетентность

педагога»,

преимущества,

методы

и

принципы эффективного внутрикорпоративного обучения.

Введение

В

современном

образовательном

пространстве

развитие

профессиональных навыков педагогов является важнейшим фактором

обеспечения высокого качества образования. Одним из эффективных

механизмов повышения методической компетентности педагогов является

внутрикорпоративное обучение. Эта форма профессионального развития

позволяет педагогам не только обновлять свои знания и навыки, но и

обмениваться опытом, адаптировать современные методические подходы к

специфике

своей

деятельности.

Понятие

«внутрикорпоративного

обучения», возникнув в сфере менеджмента предприятий, быстро вышло

за рамки теории управления и сейчас широко используется в различных

сферах, в последнее время, получив широкое распространение в сфере

образования.

На наш взгляд, понятие «внутрикорпоративное обучение» (ВКО)

определяется

как

-

целенаправленная

системная

деятельность

образовательной

организации,

направленная

на

развитие

профессиональных компетенций педагогов на основе анализа внутренних

потребностей и ресурсов, при ведущей роли самой организации в

проектировании этого процесса.

Внутрикорпоративное

обучение,

организованное

непосредственно

в

образовательном учреждении, обладает рядом преимуществ, делающих

его эффективным инструментом развития методической компетенции

педагогов:

1.

Адресность и актуальность: Программы ВКО (внутрикорпоративное

обучение)

разрабатываются

с

учетом

специфики

конкретного

образовательного учреждения, его целей и задач, а также потребностей

педагогов. Это позволяет сосредоточиться на наиболее актуальных и

востребованных темах, таких как внедрение новых образовательных

стандартов, использование современных технологий, работа с детьми с

особыми образовательными потребностями.

2.

Практическая

направленность:

ВКО

(внутрикорпоративное

обучение) ориентировано на решение конкретных проблем, с которыми

сталкиваются педагоги в своей повседневной работе. Тренинги, мастер-

классы, семинары и другие формы обучения позволяют педагогам не

только получить теоретические знания, но и отработать практические

навыки под руководством опытных коллег.

3.

Коллективное обучение и обмен опытом: ВКО (внутрикорпоративное

обучение) создает благоприятную среду для обмена опытом между

педагогами, обсуждения проблем и поиска совместных решений. Это

способствует

формированию

профессионального

сообщества,

в

котором каждый педагог может получить поддержку и помощь от

коллег.

4.

Непрерывность и системность: ВКО (внутрикорпоративное обучение)

может быть организовано на постоянной основе, что позволяет

педагогам непрерывно совершенствовать свои знания и умения,

осваивать новые технологии и методики. Системный подход к ВКО

обеспечивает

последовательное

и

целенаправленное

развитие

методической компетенции педагогов.

5.

Экономическая

эффективность:

ВКО

(внутрикорпоративное

обучение), как правило, более экономично, чем внешнее обучение, так

как не требует затрат на оплату услуг сторонних организаций и

командировочные расходы.

6.

Гибкость и оперативность: возможность оперативного реагирования

на текущие задачи и потребности педагогов.

Рассмотрим определение «Методическая компетенция» – это комплекс

знаний,

умений

и

навыков,

позволяющих

педагогу

эффективно

планировать, организовывать и проводить образовательный процесс,

используя современные методики, технологии и приемы обучения.

Она включает в себя:

1.

Знание теории обучения и воспитания:

понимание принципов

дидактики,

психологии

развития,

возрастных

особенностей

обучающихся.

2.

Владение методиками и технологиями обучения: умение выбирать и

применять наиболее эффективные методы и приемы для достижения

поставленных целей.

3.

Умение

проектировать

образовательный

процесс:

способность

разрабатывать учебные программы, планы уроков, дидактические

материалы.

4.

Навыки анализа и оценки результатов обучения: умение оценивать

эффективность используемых методов и технологий, выявлять пробелы

в знаниях обучающихся и корректировать образовательный процесс.

5.

Способность к самообразованию и профессиональному развитию:

готовность к постоянному совершенствованию своих знаний и умений,

освоению новых технологий и методик.

Методы внутрикорпоративного обучения для повышения

методической компетенции педагога включают в себя:

1. Профессиональные семинары: Регулярные встречи с экспертами и

практиками для обсуждения новых методик и подходов в обучении.

2. Мастер-классы: Практические занятия, направленные на оттачивание

конкретных педагогических навыков.

3. Групповое обучение: Формирование рабочих групп для совместного

изучения новых технологий и методов преподавания.

4. Коучинг: Личное сопровождение и поддержка педагога со стороны

более опытного коллеги или наставника.

5.

Проектные

работы:

Разработка

и

реализация

образовательных

проектов с акцентом на командную работу и практическое применение

знаний.

6. Электронное обучение: Использование онлайн-курсов и платформ для

гибкого и доступного обучения.

7. Системы взаимного обучения: Создание площадок для обмена опытом

между педагогами, где они могут делиться успешными практиками и

получать обратную связь.

8. Участие в конференциях и форумах: Помощь педагогам в развитии

сети профессиональных контактов и обмене знаний с коллегами из разных

учреждений.

9. Анализ: Изучение примеров успешных педагогических практик и их

адаптация к условиям своей организации.

10. Рефлексия и самооценка: Регулярные встречи для анализа своей

работы, обсуждения достигнутых результатов и выявления точек роста.

Эти методы помогут педагогам не только повысить свою методическую

компетенцию, но и внедрить инновации в образовательный процесс.

Принципы эффективного внутрикорпоративного обучения включают в

себя следующие ключевые аспекты:

1. Ориентированность на потребности: Обучение должно учитывать

реальные потребности сотрудников и организации. Важно провести анализ

требований, чтобы программы соответствовали целям и задачам.

2.

Практическая

направленность:

Занятия

должны

включать

практические упражнения и задания, которые помогут участникам

применять полученные знания в реальных ситуациях.

3. Интерактивность: Вовлечение участников в учебный процесс через

обсуждения, групповые работы и взаимодействие, что способствует более

глубокому пониманию материала.

4. Применение различных форматов:

Комбинирование различных

методов и форматов обучения (семинары, вебинары, мастер-классы,

самостоятельное изучение) позволяет достичь разнообразия и сохранить

интерес участников.

5. Непрерывность обучения:

Обучение должно стать постоянным

процессом в компании, а не одноразовым мероприятием. Регулярные

тренинги и обновления помогают поддерживать актуальность знаний.

6. Обратная связь: Важно регулярно собирать и анализировать обратную

связь от участников. Это поможет корректировать подходы и улучшать

качество обучения.

7. Адаптация программ: Программы обучения должны быть гибкими и

адаптированными под различные группы сотрудников, учитывая их

уровень подготовки и опыт.

8. Наличие мотивации:

Важно создавать мотивирующую среду, где

сотрудники

видят

ценность

обучения

и

его

применение

в

своей

профессиональной деятельности.

9. Системный подход: Учебные программы должны быть интегрированы

с другими процессами и стратегиями компании, чтобы все элементы

работали в едином направлении.

10. Оценка эффективности: Необходимо регулярно проводить оценку

результатов обучения, чтобы понимать его влияние на производительность

и развитие сотрудников.

Следование этим принципам поможет сделать внутрикорпоративное

обучение более эффективным и результативным, способствуя развитию

компетенций и профессиональных навыков сотрудников.

Таким образом,

внутрикорпоративное обучение является важным

инструментом повышения методической компетентности педагогов. Оно

способствует

повышению

качества

образовательного

процесса,

улучшению результатов обучения и воспитания, профессиональному росту

педагогов, созданию профессионального сообщества, обмену опытом и

внедрению инновационных подходов в образовательный процесс. Для

достижения

максимальной

эффективности

важно

систематически

организовывать такие мероприятия, учитывать потребности педагогов и

интегрировать современные информационные технологии. Только через

постоянное внутрикорпоративное развитие педагогический коллектив

сможет

успешно

реализовать

задачи

современного

образования

и

обеспечить высокое качество обучения.

Инвестиции в ВКО – это

инвестиции в будущее образования.

Список литературы:

1.

Зайцева

Е.А.

Внутрикорпоративное

обучение

как

фактор

профессионального роста педагогов – М.: Издательство Педагогика, 2019.-

159 c.

2.

Шевченко

Н.И.

Особенности

методического

сопровождения

внутрикорпоративного обучения— СПб.: Издательство РГПУ, 2021.-100 с.

3. Смирнова, Т.Ф. Методическая компетенция педагогов в контексте

корпоративного

обучения

Казань:

Издательство

Казанского

университета, 2020. 120 с.

4. Сергеева, Н.В. Методические аспекты внутрикорпоративного обучения в

образовательных учреждениях – М.: Издательство Высшая школа, 2021.

123 с.

5. Лебедев, С.К. Влияние корпоративного обучения на методическую

подготовку педагогов— Уфа: Уфимский государственный университет,

2019.-130 с.



В раздел образования