Напоминание

Подвижные игры с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе


Автор: Лазарева Алсу Ильдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад N87" г. о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Подвижные игры с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе
Тема: Подвижные игры с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе
Дата публикации: 08.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА

СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение

Подвижные

игры

на

свежем

воздухе

составляют

важнейший

компонент

физического

воспитания

детей

дошкольного

возраста,

сочетая в себе двигательную активность, познавательное развитие и

социальное взаимодействие. В условиях современной тенденции к

снижению естественной подвижности детей значение организованных

игровых форм деятельности приобретает особую актуальность. Данная

статья представляет собой систематизированное изложение научно-

методических основ организации подвижных игр с детьми 3-7 лет в

условиях

открытого

пространства

с

учетом

возрастных

психофизиологических особенностей.

1. Теоретические основы организации подвижных игр

1.1. Понятие и классификация подвижных игр

Подвижная

игра

определяется

как

сознательная,

активная

деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным

выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих

правилами.

В

дошкольной

педагогике

принята

следующая

классификация:

По двигательному содержанию:

Игры с ходьбой и бегом ("Догонялки", "Мышеловка")

Игры с прыжками ("Лягушки и цапля", "Через ручеек")

Игры с метанием ("Сбей кеглю", "Мяч водящему")

По степени физической нагрузки:

Малой интенсивности ("Море волнуется")

Средней интенсивности ("Гуси-лебеди")

Высокой интенсивности ("Салки")

По организационной структуре:

Линейные (последовательное выполнение действий)

Круговые (циклическое перемещение)

Свободные (неограниченное пространство)

1.2.

Возрастные

особенности

двигательной

активности

дошкольников

Эффективность применения подвижных игр обусловлена учетом

специфики возрастного развития:

Младший дошкольный возраст (3-4 года):

Преобладание

имитационных

действий

("Покажи,

как

зайчик

прыгает")

Простые правила из 1-2 элементов

Короткая продолжительность (5-7 минут)

Средний возраст (4-5 лет):

Усложнение двигательных комбинаций

Появление элементарного соревновательного момента

Длительность до 10 минут

Старший возраст (5-7 лет):

Способность к сложным координационным действиям

Осознанное соблюдение правил

Возможность длительной игры (15-20 минут)

2. Методика проведения подвижных игр на открытом воздухе

2.1. Этапы организации игровой деятельности

Подготовительный этап:

Выбор игрового пространства (ровная площадка 20х30 м)

Подбор инвентаря (мячи, скакалки, кегли)

Учет погодных условий (температурный режим, влажность)

Организационный этап:

Построение детей (круг, шеренга, колонна)

Объяснение правил с демонстрацией движений

Распределение ролей (считалки, назначение водящего)

Игровой этап:

Непосредственное проведение игры

Контроль за соблюдением правил

Регулирование нагрузки (паузы, смена водящих)

Заключительный этап:

Подведение итогов (без акцента на проигравших)

Анализ выполнения движений

Переход к спокойной деятельности

2.2. Принципы дозирования физической нагрузки

Оптимальная

нагрузка

достигается

соблюдением

следующих

параметров:

Частота сердечных сокращений:

Младшая группа - 130-140 уд/мин

Старшая группа - 140-150 уд/мин

Соотношение активности и отдыха:

1:1 для младших дошкольников

3:1 для старших групп

Общая продолжительность:

Зимний период - 15-20 минут

Летний период - 30-40 минут

3. Специфика игр в различных природных условиях

3.1. Сезонные особенности организации

Зимний период:

Игры со снегом ("Царь горы", "След в след")

Скольжение на ледяных дорожках

Метание снежков в цель

Весенне-осенний период:

Преодоление естественных препятствий (лужи, кочки)

Игры с природным материалом (шишки, камешки)

Наблюдательные игры ("Найди дерево по листу")

Летний период:

Водные игры (брызгалки, кораблики)

Песочные игры ("Строители")

Тропа здоровья (босохождение)

3.2. Территориальные особенности

Использование

естественного

ландшафта

позволяет

разнообразить двигательную активность:

На ровных площадках - игры с бегом

На склонах - игры с скатыванием

В роще - игры с прятками

У водоема - игры с бросанием предметов

4. Воспитательный потенциал подвижных игр

4.1. Формирование физических качеств

Систематическое проведение игр способствует развитию:

Координационных способностей (пространственная ориентация)

Скоростно-силовых качеств (прыгучесть, меткость)

Выносливости (циклические движения)

Гибкости (преодоление препятствий)

4.2. Социально-личностное развитие

В процессе игровой деятельности формируются:

Навыки общения (коллективное взаимодействие)

Волевые качества (соблюдение правил)

Нравственные основы (взаимопомощь, честность)

Эмоциональная регуляция (переживание успеха/неудачи)

5. Методические рекомендации для педагогов

5.1. Требования к подбору игр

При выборе игр следует учитывать:

Соответствие возрастным возможностям

Разнообразие двигательных действий

Достаточность пространства

Наличие необходимого инвентаря

5.2. Обеспечение безопасности

Меры предосторожности включают:

Проверку территории (отсутствие опасных предметов)

Контроль за физическим состоянием детей

Соответствие одежды погодным условиям

Дозирование нагрузки по индивидуальным показателям

5.3. Индивидуальный подход

Особого внимания требуют:

Дети с низким уровнем физической подготовки

Гиперактивные дошкольники

Медлительные дети

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья

Заключение

Организация подвижных игр на свежем воздухе представляет

собой сложный педагогический процесс, требующий от воспитателя

глубоких

знаний

возрастной

физиологии,

методики

физического

воспитания и психологии детской игры. Грамотно построенная система

игровой деятельности на открытом воздухе не только способствует

физическому развитию дошкольников, но и создает условия для их

целостного личностного становления.

Перспективным

направлением

совершенствования

практики

является разработка тематических игровых циклов, интегрирующих

двигательную

активность

с

познавательной

деятельностью,

что

позволяет

максимально

реализовать

развивающий

потенциал

природной

среды.

Особое

значение

приобретает

создание

на

территории

дошкольных

учреждений

специальных

игровых

ландшафтов,

обеспечивающих

разнообразную

двигательную

активность в течение всего года.



В раздел образования