Авторы: Кузнецова Наталья Анатольевна, Мартемьянова Мария Юрьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Психологическая готовноть к школе
Дата публикации: 08.07.2024
Раздел: дошкольное образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Кузнецова Наталья Анатольевна, воспитатель
МБОУ СОШ №6 (дошкольное отделение) (г.Серпухов)
Аннотация.
Статья посвящена актуальной проблеме готовность детей к
обучению в школе. Автор раскрывает понятие психологической готовности,
её структуру.
Ключевые
слова:психологическая
готовность,
школьное
обучение,
структура психологической готовности, готовность к школе.
Одной из самых главной, актуальной и загадочной проблемой детской
психологии является психологическая готовность к школе. Проблему
готовности детей к школьному обучению нельзя считать новой. Многие
отечественные и зарубежные ученые посвящали ей свои труды.
Проблемы психологической готовности изучали: Нижегородцева Н.В.,Нурик
А.И., Загребельная Л.М., Бойкина М.В., Терещенко М.Н.
Цель статьи: раскрыть сущность понятия «психологическая готовность».
Показать структуру психологической готовности.
В
своевременном
мире
существует
множество
определений
термина
психологическая готовность. Одно из них психологическая готовность - это
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения
школьной
программы
в
условиях
обучения
в
коллективе
сверстников.
Структура
психологической
готовности
к
обучению
в
школе
многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической
готовности
к
школьному
обучению
можно
отнести
психомоторную
(функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную
(в
том
числе
и
мотивационную),
социально-психологическую
(коммуникативную) готовность.
Физиологический
компонент
–
это
навыки
самообслуживания,
состояние
общей
моторики,
уровень
физической
подготовленности,
состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.
Психомоторная (функциональная) готовность. К ней следует отнести те
преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют
повышению
его
работоспособности
и
выносливости,
большей
функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:
-
Возрастающая
на
протяжении
всего
дошкольного
детства
сбалансированность процессов возбуждения и торможения - позволяет
ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте
своей деятельности, способствует формированию произвольных форм
поведения и познавательных процессов;
- Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации -
создает основу для овладения действиями письма;
- Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга -
активизирует
становление
речи
как
средства
познания
и
вербально
логического мышления.
Интеллектуальная
готовность.
Наиболее
важными
показателями
интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются
характеристики развития его мышления и речи.
На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться
основы
словесно-логического
мышления,
базирующиеся
на
наглядно-
образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением.
Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира:
разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям,
правильным
выводам.
К
концу
дошкольного
возраста
центральным
показателем умственного развития детей является сформированность у них
образного и основ словесно-логического мышления.
Личностная готовность является системообразующим компонентом, ее
можно
описать
через
мотивационно-потребностную
сферу
и
сферу
самосознания личности.
Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у
ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической
готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но
типичной
чертой,
отличающей
старших
дошкольников,
является
соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим
поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый
класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований,
предъявляемых школой и учителем.
Таким образом, мы можем говорить о готовности к обучению как о
достаточном уровне развития для освоения школьной программы в условиях
обучения в группе сверстников. Критерием готовности к школьному
обучению является некий базис развития, в случае отсутствия которого
ребенок будет неспособен проходить обучение. Получается, что готовность к
школьному обучению опирается на мнение, что первоначально развитие, а
обучение уже возможно вслед за ним, то есть нельзя начинать обучение, если
не достигнут определенный уровень развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бойкина М. В. Готовимся к школе. Перспектива: программа по подготовке
к школе детей 5-7 лет - М.: Просвещение, 2021. - 143 с.
2.Загребельная Л.М. Готовность детей к школе. – СПб: Детский дом, 2022. –
126 с.
3.Нижегородцева Н. В.Готовность детей к учебной деятельности: теория и
методы исследования. /Н.В. Нижегородцева В.Д. Шариков – Ярославль,
2022. – 190 с.
.
4.Нурик А.И. Педагогическое содействие– М.: Сфера, 2019. – 302 с.
5.Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-
педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2019. №9 (64) С.58-61