Напоминание

Психологическая готовноть к школе


Авторы: Кузнецова Наталья Анатольевна, Мартемьянова Мария Юрьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Психологическая готовноть к школе
Дата публикации: 08.07.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Кузнецова Наталья Анатольевна, воспитатель

МБОУ СОШ №6 (дошкольное отделение) (г.Серпухов)

Аннотация.

Статья посвящена актуальной проблеме готовность детей к

обучению в школе. Автор раскрывает понятие психологической готовности,

её структуру.

Ключевые

слова:психологическая

готовность,

школьное

обучение,

структура психологической готовности, готовность к школе.

Одной из самых главной, актуальной и загадочной проблемой детской

психологии является психологическая готовность к школе. Проблему

готовности детей к школьному обучению нельзя считать новой. Многие

отечественные и зарубежные ученые посвящали ей свои труды.

Проблемы психологической готовности изучали: Нижегородцева Н.В.,Нурик

А.И., Загребельная Л.М., Бойкина М.В., Терещенко М.Н.

Цель статьи: раскрыть сущность понятия «психологическая готовность».

Показать структуру психологической готовности.

В

своевременном

мире

существует

множество

определений

термина

психологическая готовность. Одно из них психологическая готовность - это

необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для

освоения

школьной

программы

в

условиях

обучения

в

коллективе

сверстников.

Структура

психологической

готовности

к

обучению

в

школе

многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической

готовности

к

школьному

обучению

можно

отнести

психомоторную

(функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную

том

числе

и

мотивационную),

социально-психологическую

(коммуникативную) готовность.

Физиологический

компонент

это

навыки

самообслуживания,

состояние

общей

моторики,

уровень

физической

подготовленности,

состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.

Психомоторная (функциональная) готовность. К ней следует отнести те

преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют

повышению

его

работоспособности

и

выносливости,

большей

функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

-

Возрастающая

на

протяжении

всего

дошкольного

детства

сбалансированность процессов возбуждения и торможения - позволяет

ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте

своей деятельности, способствует формированию произвольных форм

поведения и познавательных процессов;

- Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации -

создает основу для овладения действиями письма;

- Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга -

активизирует

становление

речи

как

средства

познания

и

вербально

логического мышления.

Интеллектуальная

готовность.

Наиболее

важными

показателями

интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются

характеристики развития его мышления и речи.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться

основы

словесно-логического

мышления,

базирующиеся

на

наглядно-

образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением.

Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира:

разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям,

правильным

выводам.

К

концу

дошкольного

возраста

центральным

показателем умственного развития детей является сформированность у них

образного и основ словесно-логического мышления.

Личностная готовность является системообразующим компонентом, ее

можно

описать

через

мотивационно-потребностную

сферу

и

сферу

самосознания личности.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у

ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической

готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но

типичной

чертой,

отличающей

старших

дошкольников,

является

соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим

поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый

класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований,

предъявляемых школой и учителем.

Таким образом, мы можем говорить о готовности к обучению как о

достаточном уровне развития для освоения школьной программы в условиях

обучения в группе сверстников. Критерием готовности к школьному

обучению является некий базис развития, в случае отсутствия которого

ребенок будет неспособен проходить обучение. Получается, что готовность к

школьному обучению опирается на мнение, что первоначально развитие, а

обучение уже возможно вслед за ним, то есть нельзя начинать обучение, если

не достигнут определенный уровень развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бойкина М. В. Готовимся к школе. Перспектива: программа по подготовке

к школе детей 5-7 лет - М.: Просвещение, 2021. - 143 с.

2.Загребельная Л.М. Готовность детей к школе. – СПб: Детский дом, 2022. –

126 с.

3.Нижегородцева Н. В.Готовность детей к учебной деятельности: теория и

методы исследования. /Н.В. Нижегородцева В.Д. Шариков – Ярославль,

2022. – 190 с.

.

4.Нурик А.И. Педагогическое содействие– М.: Сфера, 2019. – 302 с.

5.Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-

педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2019. №9 (64) С.58-61



В раздел образования