Напоминание

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Башкирская Лариса Тахировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/c `114 о.в
Населённый пункт: Челябинская обл. г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата публикации: 08.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для

формированиянеобходимыхпсихическихфункцийисоциальнозначимых

качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки буду-

щей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познава-

тельных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении разви-

вающей работы с детьми.

Содержанием развивающих занятий служат игры и игровые упражне-

ния,направленные на развитие тех или иных психическихфункций,а так-

жеопределенныхличностныхкачеств(нравственно-волевых,самоконтро-

ля, самоорганизованности, навыков общения).

Цель – формирование положительных эмоций, активности в игровой

деятельности, закрепление навыков организованного поведения в совме-

стной игре со сверстниками, развитие наблюдательности, стремления уз-

наватьсвойствапредметов,побуждатьсравнивать,различать,называтьих,

развитие речи, обогащение словаря детей.

Основныезадачи:

1.

Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие вос-

приятия, творческих способностей, воображения, речи.

2.

Развитие навыков общения и взаимодействия в различных игро-

вых ситуациях, доброжелательного отношения друг к другу.

3.

Формирование уровня самоконтроля в ходе деятельности и обще-

ния со сверстниками и взрослыми, развитие терпимости к окру-

жающим.

4.

Обучение приѐмам саморасслабления, снятие психомышечного

напряжения.

Основныеметодыобучения:

1.

Дидактическиеиразвивающиеигры.

2.

Творческиеигры:сюжетно-ролевые,игры-драматизации,импро-

визации.

3.

Игрысправилами:словесные,подвижные,музыкальные.

4.

Упражнения.

5.

Этюдыпсихогимнастики.

МетодистдеканатазаочногообученияПсихолого-педагогическогофакультета.

Теорияиметодикаобученияи воспитания

227

6.

Беседы.

7.

Мини-конкурсы.

8.

Рассказвзрослогоирассказыдетей.

9.

Сочинениеисторий.

10. Свободноеитематическоерисование,лепка,аппликация.

11. Элементы аутотренинга с использованием стихов, записи звуков

природы, релаксационной музыки.

Курссостоитвсреднемиз30занятий,которыепроводятся2разавне- делю

продолжительностью 1 час. Каждое занятие включает в себя игры,

этюды,упражнения,которыеразнообразныидоступны

детямпосодержа-

нию. Основные задания перемежаются с подвижными играми для сниже-

ния утомляемости на занятии.

Каждоезанятиесостоитиз3-хчастей.

1 часть занятия – направлена на развитие эмоционально-личностной

сферы психики детей: проводятся игры и упражнения на эмоциональное

сближениеивзаимодействиедетей,коммуникативныеигрыиупражнения,

игрынаопределениеипередачуэмоциональныхсостоянийчеловека,навы-

ражениеисопоставлениеположительныхиотрицательныхчертхарактера.

2 частьзанятия

–направленанаразвитиепознавательнойсферыпси-

хики детей. Проводятся игры и упражнения на развитие:

а)

Общейосведомлѐнности–знаниесвоегоимениифамилии,знания

опрофессиях(медсестра,повар,ихтрудовыедействия,знанияодо-

машних и диких животных, транспортных средствах.

б) Восприятия–выделениепредметовиихосновныхчастей. в)

Внимания – произвольного и непроизвольного.

г)Наблюдательности«Чтоизменилось?»,«Чегонестало?»ит.д.

д)Мышления–умениесравнивать,группироватьпредметыпоназна-

чению, цвету, форме, подводить к пониманию обобщающих слов:

игрушки,одежда,мебель,посуда,различатьиназыватьсуществен-

ные детали предметов.

е)Памяти–зрительной,слуховой,тактильной.

ж)Воображения,творческой фантазии – сочинение историй, сказок,

передача их в рисунке, лепке, играх-драматизациях.

з)Речи–учитьвнятнопроизноситьвсловахвсегласныеисогласные

звуки, отчетливо произносить слова и короткие фразы.

и)Пространственной ориентации и координации мелкой моторики

пальцеврук–работаскарандашом,пластилином,ножницами,ори-

ентация на листе бумаги.

3 частьзанятия–направленанаобучениедетейприемамсаморасслаб-

ленияиснятиепсихомышечногонапряжения:проводятсяигрыиэтюдына

тренировку отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи, ком-

плекс психомышечной тренировки «На берегу моря», аутотренинг «Вол-

шебныйсон».

228

ПСИХОЛОГИЯИПЕДАГОГИКА:МЕТОДИКАИПРОБЛЕМЫ

Многолетнийопытработысдетьмипоказал,чтонеобходимокомплекс- ное

воздействие на психику ребенка, и частью этого комплекса являются

особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, сни-

мать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и

фантазиюмалыша.

В основе системы развивающих занятий лежат следующие принципы:

–совмещениевдеятельностиребенкаэлементовигрыиученияипо-

степенныйпереходотигр-забавчерезигры-задачикучебно-по-

знавательнойдеятельности;

– постепенноеусложнениеобучающейзадачииусловийигры;

– повышениеумственнойактивностиребенкаврешениипредлагае-

мых задач;

– органическая связь и взаимозависимость между внешней и внут-

ренней(умственной)активностьюребенкаипостепенныйпереход

к

более интенсивному умственному труду;

– единствообучающихивоспитательныхвоздействий.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способ-

ствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ре-

бенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (бу-

дущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Известно,чтовмладшемдошкольномвозрастеусвоениеновыхзнаний

в

игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обу-

чающаязадача,поставленнаявигровойформе,имееттопреимущество,что

вситуацииигрыребенкупонятнасаманеобходимостьприобретенияновых

знаний испособовдействия.Ребенок, увлеченныйпривлекательным замыс-

ломновойигры,какбынезамечаеттого,чтоонучится,хотяприэтомонто и дело

сталкивается

с

затруднениями,

которые

требуют

перестройки

его

представлений и познавательной деятельности. На развивающем занятии,

проводимом

в

игровойформе,ребенокнестольковыполняетзаданиевзрос-

лого,сколькорешаетсвоюсобственнуюзадачу.Знания,поданныевготовой

форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им

усваиваются инеразвиваютего.В игре же, какраз ребеноксамстремится

научиться тому, что он еще не умеет.

Длятого,чтобыигранаразвивающихзанятияхдействительноувлекла

детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непо-

средственным участником. Своими действиями, эмоциональным общени-

ем с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее

важнойизначимойдляних.Онстановитсякакбыцентромпритяженияна

развивающемзанятии,что очень важнодля развития познавательнойактив-

ностиособенновмладшемдошкольномвозрасте.Соднойстороны,онор-

ганизуетигру,сдругой–оннаправляетеевнужноеруслоспознавательной

целью–т.е.онпомогаетпреодолеватьдетямзатруднения,одобряетиххо-

Теорияиметодикаобученияи воспитания

229

рошиепоступкиидостижениявпроцессеразвивающегозанятия,поощряет

соблюдение правил в процессе игровой деятельности и отмечает ошибки

некоторых детей. Совмещение взрослым двухразныхролей– участника и

организатора–важнаяотличительнаяособенностьразвивающихзанятийс

детьми дошкольного возраста.

Благодарятому,чторазвивающаяиграявляетсяактивнойиосмыслен-

нойдляребенкадеятельностью,вкоторуюонохотноидобровольновклю-

чается,новыйопыт,приобретенныйвнейнатакихзанятиях,становитсяего

личнымдостоянием.Ребенокначинаетсвободноприменятьегонетольков

игре или на занятиях, но и в других условиях, поэтому необходимость в

закреплении полученных знаний отпадает. Перенос усвоенного опыта в

новыеситуациивегособственныхиграхявляетсяважнымпоказателемраз-

витиятворческойинициативыребенка.Крометого,многиеигрыучатдетей

действовать «в уме»,мыслить,чтораскрепощает воображение детей, разви-

ваетеготворческиевозможностииспособности.Атакжеониявляютсядо-

вольноэффективнымсредствомформированиятакихкачеств,какорганизо-

ванность,самоконтрольит.д.Совместнаядеятельностьвпроцессезанятия

иобязательныедлявсехправиларегулируютповедениедетейиограничи-

вают их импульсивность. Так, например, правила поведения, декламируе-

мыевзрослымивнеигры,обычноплохоусваиваютсядетьмиичастонару-

шаются ими. А правила, полученные в процессе игры на развивающих за-

нятияхикоторыестановятсяусловиемувлекательнойсовместнойдеятель-

ности, вполне естественно входят в жизнь детей. Ребенок в процессе игры

стремитсяксоблюдениюправил,т.е.ксознательномууправлениюсвоими

действиями. Постепенно возникают предпосылки к формированию созна-

тельногоповеденияисамоконтроля,чтоявляетсяпрактическимосвоением

нравственныхнорм.Дидактическиеигры,используемыеназанятиисэтой

целью, направлены на развитие гуманных, нравственных отношениймежду

детьми и волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и

действиях:помочьдругому,выручитьизбеды,доставитьприятноеипр.И

выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения

преодолевать препятствия, владеть собой.

Трех-четырехлетний ребенок испытывает потребность в общении со

взрослымиисверстниками.Поэтомувмладшемдошкольномвозрастеочень

важно воспитывать у него активно-положительное, доброжелательное от-

ношение к взрослым, а также научить его общаться и дружить с другими

детьми. От этого зависит его настроение, хорошее самочувствие, а также

успехи в познавательном и личностном развитии. Эта задача успешно ре-

шается на развивающих занятиях в процессе подвижных игр, игр-забав и

хороводов, а также в процессе разучивания и выполнения этюдов психо-

гимнастики.Потомучтодвижениенетолькоразвиваетребенкафизически, но

и активизирует его умственную деятельность.

230

ПСИХОЛОГИЯИПЕДАГОГИКА:МЕТОДИКАИПРОБЛЕМЫ

Часть занятия посвящена развитию сенсорики. Это особенно важно в

младшемдошкольном

возрасте,когдаребенокеще

невыделяетинеосозна-

етотличительныекачестваокружающихпредметов.Играя,ребенокучится

различнымприемамзрительного,слуховогоиосязательногообследования,

помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по

этимкачествамиобозначатьсоответствующимсловом.Таквозникаютсен-

сорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах

предметов. Развитие сенсорики являетсячувственнойосновой длявсехспо-

собностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для

полноценногоосознанного восприятияокружающейдействительности.

Значительнуюжечастьзанятиясоставляютигры,развивающиеоснов-

ныепознавательныепроцессы–внимание,память,мышлениеиречь.Виг-

рахребенокне

простовыполняеттребованиявзрослого,аонактивно

дейст-

вует,исоздаетсянеобходимаясвязьмеждупрактическимииумственными

действиями,котораяведеткразвитиюребенка.Например,выделяяисрав-

ниваязначимые признаки предметовв сенсорных играх, ребеноксовершает

довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится опреде-

леннаяумственнаязадача(бытьвнимательным,запомнитьчто-либо,пере-

дать свою мысль словами и пр.), и предлагаются рациональные приемы ее

решения.Этиприемыоснованынаустановлениисвязимеждуразнымипо-

знавательными процессами, которая обеспечивает их эффективность. На-

пример, чтобы лучше запомнить несколько предметов, нужно установить

междунимисмысловуюсвязь.Виграхнавниманиеребеноквыполняетта-

киедействия,которыеформируютцеленаправленностьиустойчивостьвни-

мания.Задача

«бытьвнимательным»становится

понятнойиактуальнойдля

ребенка.Виграх,развивающихпамять,младшиедошкольникиучатсяуста-

навливать связь между предметами (запоминать, чтобы припоминать по-

том). Эта связь задается правилами игры и игровыми действиями. Напри-

мер,чтобыприпомнить,гдеживутперсонажиигры,ребенокдолжензапом-

нитьметкинаодинаковыхдомиках.Виграхнаразвитиемышленияспеци-

ально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку

учиться передаватьсвоюмысль движением исвязной речью.Рациональные

приемы познавательной деятельности, показанные ребенку взрослым, по-

вышают ее эффективность в процессе занятия.

В каждой игре, используемой на занятии, есть два начала: одно несет

развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соот-

ношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезно-

сти)определяетсяцелямиисодержаниемконкретногозанятия,атакжеин-

дивидуальными особенностями и, что немало важно, настроением детей в

данноевремя(принцип«здесьисейчас»).Положительныеэмоциинадежно

защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает,

никогданеутомляет. Младшийдошкольниквсегдастремитсякчему-тоне-

Теорияиметодикаобученияи воспитания

231

обычному, веселому. Радостные переживания приносят ребенку игры-

забавы, в которых полностью отсутствует сухой дидактизм и назидатель-

ность.Обучающаязадачатакойигрыобычноувлекаетребенкаинетребует

особыхусилий.Например,малышупредлагаютпоплясатьскуклой,апотом

выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе,

илипобегатьипопрыгатьподрифмованныйтекст.Игровыедействиявсегда

связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.

Вторым видом игр,вкотором преобладаетразвлекательноеначало,являют- ся

игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок,

действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и

значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени

осторожных воробушков, смелыхмышек илидружных гусей,ребята учатся

незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают

воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что осо-

бенноважновмладшемдошкольномвозрасте,когдасюжетно-ролеваяигра

только формируется. Воображение здесь становится опорой для решения

поставленной задачи. В следующем виде игр – играх-задачах обучающая

задачасоставляетсамусутьигры,еесмысл.Игровойзамыселздесьопира- ется

на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложен- ной

задачи становится условием игрового общения детей и средством, с

помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников.

Игры-задачи посвящены непосредственно развитию восприятия и других

познавательных процессов. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и

различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами

попредставлению),идетскоелото(цветовое,геометрическое),изагадыва-

ниеиразгадываниезагадок,ит.д.Игры-задачитребуютотребенкацелена-

правленной активной умственной деятельности, умения мобилизоваться,

сосредоточиться, чтобы найти верное решение.

Перечисленные виды игр не только опираются на интересы младших

дошкольников,ноиразвиваютих.Веселыеигры-забавыназанятиисменя-

ются ролевыми играми, которые, в свою очередь, подводят ребенка к уча-

стию в играх-задачах, что является подготовкой к будущей учебной дея-

тельности.

Норазвивающимзанятиестановитсялишьвтомслучае,еслионоинте-

ресно детям. Аинтересным егосделатьможет тольковзрослый.Дляэтого

необходимо правильно подобрать различные виды деятельности на занятии

с учетом уровняразвития большинства детей.Главныйметодическийприн-

цип в использовании игр, этюдов, упражнений назанятии – ихмногократ-

ное повторение, которое является необходимым условием развивающего

эффекта.Потомучтодетипо-разномуивразномтемпепринимаютиусваи-

ваютновое.Систематическиучаствуявтойилиинойдеятельностиназаня-

тии,детиначинаютпониматьеесодержание,лучшеиспользоватьусловия,

232

ПСИХОЛОГИЯИПЕДАГОГИКА:МЕТОДИКАИПРОБЛЕМЫ

которые создаются для освоения и применения нового опыта. Кроме того,

необходимо

учитыватьзатруднениядетей,осуществлятьиндивидуальный

подход иусложнятьобучающуюзадачуприповторениях.

Для успешного умственного развития детей и подготовки их к обуче-

нию полезно на занятии чередовать различные виды деятельности – под-

вижныеиспокойные,игры-забавыиигры-задачи,физическиеупражнения

испециальноподобранныезаданиянаразвитиепознавательныхпроцессов,

речи, на овладение элементарными математическими представлениями.

Кроме того, необходимо включать взанятия изобразительную деятельность

детей (рисование, лепку, конструирование) с дальнейшим обыгрыванием

детскихподелок,выставкойдетскихработ,атакжеиспользоватьмузыкаль-

ный фон (детские песенки, мелодии классической музыки и др.).

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным

жизненным опытом, который пока не достаточно осознан и представляет

собой скорее потенциальные возможности, чем сложившуюся готовность

реализовать умения в своей деятельности. Систематически проводимые

развивающие занятия с малышом дают возможность ему продвинуть впе-

редсознание,положитьначалополноценнойвнутреннейжизнивпростой,

доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли

взрослого приучают малыша к организованности, ответственности, само-

ограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относить-

ся к окружающим.

Списоклитературы:

1.

БогуславскаяЭ.М.,СмирноваЕ.О.Развивающиеигрыдлядетей

младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991. – 207 с.

2.

БожовичЛ.И.Личностьиееформированиевдетскомвозрасте.– М.:

«Просвещение», 1982. – 270 с.

3. ВыготскийЛ.С.Изобразительныепсихологическиепроизведения. –

М.: Наука, 1956.

4. ГавринаЕ.С.Большаякнигатестовдлядетей3-4лет.–М.:РОСМЭН-

ПРЕСС, 2010. – 112 с.

5.

Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Про-

свещение, 1997.

6. ЖигалкинаТ.Г.Игровыеизанимательныезаданияпоматематике. – М.:

Просвещение, 1989.

7.

Зак А.Г. Различия в мышлении детей.– М.: Просвещение, 1992. –

240 с.

8.

КочуроваЕ.Э.Готовливашребеноккизучениюматематики.–М.:

«ЭгмонтРоссияЛТД»,2002.–64с.

9. СветловаИ.Е.логика.–М.:«ЭКСМО»,2004.–64с.

10. СубботскийЕ.В.Ребенокоткрываетмир.–М.:Просвещение,2002.

Теорияиметодикаобученияи воспитания

233

11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности млад-

ших дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 174 с.

12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления де-

тей. – Ярославль, 2006. – 204 с.

13. ЭльконинД.Б.Психологияигры.–М.:Педагогика,1978.

14.

Эльконин Д.Б., Вагнер Л.В. Диагностика и интеллектуальное раз-

витие детей. – М.: Педагогика, 1981. – 270 с.

15. ЯзовицкийЕ.И. Выразительное чтение каксредство эстетического

воспитания. – М.: «Знание», 1983. – 163 с.



В раздел образования