Автор: Башкирская Лариса Тахировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/c `114 о.в
Населённый пункт: Челябинская обл. г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата публикации: 08.07.2025
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формированиянеобходимыхпсихическихфункцийисоциальнозначимых
качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки буду-
щей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познава-
тельных возможностей.
Все это делает особо важным участие психолога в проведении разви-
вающей работы с детьми.
Содержанием развивающих занятий служат игры и игровые упражне-
ния,направленные на развитие тех или иных психическихфункций,а так-
жеопределенныхличностныхкачеств(нравственно-волевых,самоконтро-
ля, самоорганизованности, навыков общения).
Цель – формирование положительных эмоций, активности в игровой
деятельности, закрепление навыков организованного поведения в совме-
стной игре со сверстниками, развитие наблюдательности, стремления уз-
наватьсвойствапредметов,побуждатьсравнивать,различать,называтьих,
развитие речи, обогащение словаря детей.
Основныезадачи:
1.
Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие вос-
приятия, творческих способностей, воображения, речи.
2.
Развитие навыков общения и взаимодействия в различных игро-
вых ситуациях, доброжелательного отношения друг к другу.
3.
Формирование уровня самоконтроля в ходе деятельности и обще-
ния со сверстниками и взрослыми, развитие терпимости к окру-
жающим.
4.
Обучение приѐмам саморасслабления, снятие психомышечного
напряжения.
Основныеметодыобучения:
1.
Дидактическиеиразвивающиеигры.
2.
Творческиеигры:сюжетно-ролевые,игры-драматизации,импро-
визации.
3.
Игрысправилами:словесные,подвижные,музыкальные.
4.
Упражнения.
5.
Этюдыпсихогимнастики.
МетодистдеканатазаочногообученияПсихолого-педагогическогофакультета.
Теорияиметодикаобученияи воспитания
227
6.
Беседы.
7.
Мини-конкурсы.
8.
Рассказвзрослогоирассказыдетей.
9.
Сочинениеисторий.
10. Свободноеитематическоерисование,лепка,аппликация.
11. Элементы аутотренинга с использованием стихов, записи звуков
природы, релаксационной музыки.
Курссостоитвсреднемиз30занятий,которыепроводятся2разавне- делю
продолжительностью 1 час. Каждое занятие включает в себя игры,
этюды,упражнения,которыеразнообразныидоступны
детямпосодержа-
нию. Основные задания перемежаются с подвижными играми для сниже-
ния утомляемости на занятии.
Каждоезанятиесостоитиз3-хчастей.
1 часть занятия – направлена на развитие эмоционально-личностной
сферы психики детей: проводятся игры и упражнения на эмоциональное
сближениеивзаимодействиедетей,коммуникативныеигрыиупражнения,
игрынаопределениеипередачуэмоциональныхсостоянийчеловека,навы-
ражениеисопоставлениеположительныхиотрицательныхчертхарактера.
2 частьзанятия
–направленанаразвитиепознавательнойсферыпси-
хики детей. Проводятся игры и упражнения на развитие:
а)
Общейосведомлѐнности–знаниесвоегоимениифамилии,знания
опрофессиях(медсестра,повар,ихтрудовыедействия,знанияодо-
машних и диких животных, транспортных средствах.
б) Восприятия–выделениепредметовиихосновныхчастей. в)
Внимания – произвольного и непроизвольного.
г)Наблюдательности«Чтоизменилось?»,«Чегонестало?»ит.д.
д)Мышления–умениесравнивать,группироватьпредметыпоназна-
чению, цвету, форме, подводить к пониманию обобщающих слов:
игрушки,одежда,мебель,посуда,различатьиназыватьсуществен-
ные детали предметов.
е)Памяти–зрительной,слуховой,тактильной.
ж)Воображения,творческой фантазии – сочинение историй, сказок,
передача их в рисунке, лепке, играх-драматизациях.
з)Речи–учитьвнятнопроизноситьвсловахвсегласныеисогласные
звуки, отчетливо произносить слова и короткие фразы.
и)Пространственной ориентации и координации мелкой моторики
пальцеврук–работаскарандашом,пластилином,ножницами,ори-
ентация на листе бумаги.
3 частьзанятия–направленанаобучениедетейприемамсаморасслаб-
ленияиснятиепсихомышечногонапряжения:проводятсяигрыиэтюдына
тренировку отдельных групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи, ком-
плекс психомышечной тренировки «На берегу моря», аутотренинг «Вол-
шебныйсон».
228
ПСИХОЛОГИЯИПЕДАГОГИКА:МЕТОДИКАИПРОБЛЕМЫ
Многолетнийопытработысдетьмипоказал,чтонеобходимокомплекс- ное
воздействие на психику ребенка, и частью этого комплекса являются
особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, сни-
мать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и
фантазиюмалыша.
В основе системы развивающих занятий лежат следующие принципы:
–совмещениевдеятельностиребенкаэлементовигрыиученияипо-
степенныйпереходотигр-забавчерезигры-задачикучебно-по-
знавательнойдеятельности;
– постепенноеусложнениеобучающейзадачииусловийигры;
– повышениеумственнойактивностиребенкаврешениипредлагае-
мых задач;
– органическая связь и взаимозависимость между внешней и внут-
ренней(умственной)активностьюребенкаипостепенныйпереход
к
более интенсивному умственному труду;
– единствообучающихивоспитательныхвоздействий.
В результате реализации этих принципов создаются условия, способ-
ствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ре-
бенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (бу-
дущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Известно,чтовмладшемдошкольномвозрастеусвоениеновыхзнаний
в
игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обу-
чающаязадача,поставленнаявигровойформе,имееттопреимущество,что
вситуацииигрыребенкупонятнасаманеобходимостьприобретенияновых
знаний испособовдействия.Ребенок, увлеченныйпривлекательным замыс-
ломновойигры,какбынезамечаеттого,чтоонучится,хотяприэтомонто и дело
сталкивается
с
затруднениями,
которые
требуют
перестройки
его
представлений и познавательной деятельности. На развивающем занятии,
проводимом
в
игровойформе,ребенокнестольковыполняетзаданиевзрос-
лого,сколькорешаетсвоюсобственнуюзадачу.Знания,поданныевготовой
форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им
усваиваются инеразвиваютего.В игре же, какраз ребеноксамстремится
научиться тому, что он еще не умеет.
Длятого,чтобыигранаразвивающихзанятияхдействительноувлекла
детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непо-
средственным участником. Своими действиями, эмоциональным общени-
ем с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее
важнойизначимойдляних.Онстановитсякакбыцентромпритяженияна
развивающемзанятии,что очень важнодля развития познавательнойактив-
ностиособенновмладшемдошкольномвозрасте.Соднойстороны,онор-
ганизуетигру,сдругой–оннаправляетеевнужноеруслоспознавательной
целью–т.е.онпомогаетпреодолеватьдетямзатруднения,одобряетиххо-
Теорияиметодикаобученияи воспитания
229
рошиепоступкиидостижениявпроцессеразвивающегозанятия,поощряет
соблюдение правил в процессе игровой деятельности и отмечает ошибки
некоторых детей. Совмещение взрослым двухразныхролей– участника и
организатора–важнаяотличительнаяособенностьразвивающихзанятийс
детьми дошкольного возраста.
Благодарятому,чторазвивающаяиграявляетсяактивнойиосмыслен-
нойдляребенкадеятельностью,вкоторуюонохотноидобровольновклю-
чается,новыйопыт,приобретенныйвнейнатакихзанятиях,становитсяего
личнымдостоянием.Ребенокначинаетсвободноприменятьегонетольков
игре или на занятиях, но и в других условиях, поэтому необходимость в
закреплении полученных знаний отпадает. Перенос усвоенного опыта в
новыеситуациивегособственныхиграхявляетсяважнымпоказателемраз-
витиятворческойинициативыребенка.Крометого,многиеигрыучатдетей
действовать «в уме»,мыслить,чтораскрепощает воображение детей, разви-
ваетеготворческиевозможностииспособности.Атакжеониявляютсядо-
вольноэффективнымсредствомформированиятакихкачеств,какорганизо-
ванность,самоконтрольит.д.Совместнаядеятельностьвпроцессезанятия
иобязательныедлявсехправиларегулируютповедениедетейиограничи-
вают их импульсивность. Так, например, правила поведения, декламируе-
мыевзрослымивнеигры,обычноплохоусваиваютсядетьмиичастонару-
шаются ими. А правила, полученные в процессе игры на развивающих за-
нятияхикоторыестановятсяусловиемувлекательнойсовместнойдеятель-
ности, вполне естественно входят в жизнь детей. Ребенок в процессе игры
стремитсяксоблюдениюправил,т.е.ксознательномууправлениюсвоими
действиями. Постепенно возникают предпосылки к формированию созна-
тельногоповеденияисамоконтроля,чтоявляетсяпрактическимосвоением
нравственныхнорм.Дидактическиеигры,используемыеназанятиисэтой
целью, направлены на развитие гуманных, нравственных отношениймежду
детьми и волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и
действиях:помочьдругому,выручитьизбеды,доставитьприятноеипр.И
выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения
преодолевать препятствия, владеть собой.
Трех-четырехлетний ребенок испытывает потребность в общении со
взрослымиисверстниками.Поэтомувмладшемдошкольномвозрастеочень
важно воспитывать у него активно-положительное, доброжелательное от-
ношение к взрослым, а также научить его общаться и дружить с другими
детьми. От этого зависит его настроение, хорошее самочувствие, а также
успехи в познавательном и личностном развитии. Эта задача успешно ре-
шается на развивающих занятиях в процессе подвижных игр, игр-забав и
хороводов, а также в процессе разучивания и выполнения этюдов психо-
гимнастики.Потомучтодвижениенетолькоразвиваетребенкафизически, но
и активизирует его умственную деятельность.
230
ПСИХОЛОГИЯИПЕДАГОГИКА:МЕТОДИКАИПРОБЛЕМЫ
Часть занятия посвящена развитию сенсорики. Это особенно важно в
младшемдошкольном
возрасте,когдаребенокеще
невыделяетинеосозна-
етотличительныекачестваокружающихпредметов.Играя,ребенокучится
различнымприемамзрительного,слуховогоиосязательногообследования,
помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по
этимкачествамиобозначатьсоответствующимсловом.Таквозникаютсен-
сорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах
предметов. Развитие сенсорики являетсячувственнойосновой длявсехспо-
собностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для
полноценногоосознанного восприятияокружающейдействительности.
Значительнуюжечастьзанятиясоставляютигры,развивающиеоснов-
ныепознавательныепроцессы–внимание,память,мышлениеиречь.Виг-
рахребенокне
простовыполняеттребованиявзрослого,аонактивно
дейст-
вует,исоздаетсянеобходимаясвязьмеждупрактическимииумственными
действиями,котораяведеткразвитиюребенка.Например,выделяяисрав-
ниваязначимые признаки предметовв сенсорных играх, ребеноксовершает
довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится опреде-
леннаяумственнаязадача(бытьвнимательным,запомнитьчто-либо,пере-
дать свою мысль словами и пр.), и предлагаются рациональные приемы ее
решения.Этиприемыоснованынаустановлениисвязимеждуразнымипо-
знавательными процессами, которая обеспечивает их эффективность. На-
пример, чтобы лучше запомнить несколько предметов, нужно установить
междунимисмысловуюсвязь.Виграхнавниманиеребеноквыполняетта-
киедействия,которыеформируютцеленаправленностьиустойчивостьвни-
мания.Задача
«бытьвнимательным»становится
понятнойиактуальнойдля
ребенка.Виграх,развивающихпамять,младшиедошкольникиучатсяуста-
навливать связь между предметами (запоминать, чтобы припоминать по-
том). Эта связь задается правилами игры и игровыми действиями. Напри-
мер,чтобыприпомнить,гдеживутперсонажиигры,ребенокдолжензапом-
нитьметкинаодинаковыхдомиках.Виграхнаразвитиемышленияспеци-
ально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку
учиться передаватьсвоюмысль движением исвязной речью.Рациональные
приемы познавательной деятельности, показанные ребенку взрослым, по-
вышают ее эффективность в процессе занятия.
В каждой игре, используемой на занятии, есть два начала: одно несет
развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соот-
ношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезно-
сти)определяетсяцелямиисодержаниемконкретногозанятия,атакжеин-
дивидуальными особенностями и, что немало важно, настроением детей в
данноевремя(принцип«здесьисейчас»).Положительныеэмоциинадежно
защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает,
никогданеутомляет. Младшийдошкольниквсегдастремитсякчему-тоне-
Теорияиметодикаобученияи воспитания
231
обычному, веселому. Радостные переживания приносят ребенку игры-
забавы, в которых полностью отсутствует сухой дидактизм и назидатель-
ность.Обучающаязадачатакойигрыобычноувлекаетребенкаинетребует
особыхусилий.Например,малышупредлагаютпоплясатьскуклой,апотом
выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе,
илипобегатьипопрыгатьподрифмованныйтекст.Игровыедействиявсегда
связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.
Вторым видом игр,вкотором преобладаетразвлекательноеначало,являют- ся
игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок,
действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и
значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени
осторожных воробушков, смелыхмышек илидружных гусей,ребята учатся
незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают
воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что осо-
бенноважновмладшемдошкольномвозрасте,когдасюжетно-ролеваяигра
только формируется. Воображение здесь становится опорой для решения
поставленной задачи. В следующем виде игр – играх-задачах обучающая
задачасоставляетсамусутьигры,еесмысл.Игровойзамыселздесьопира- ется
на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложен- ной
задачи становится условием игрового общения детей и средством, с
помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников.
Игры-задачи посвящены непосредственно развитию восприятия и других
познавательных процессов. Игровые ситуации здесь разнообразны: это и
различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами
попредставлению),идетскоелото(цветовое,геометрическое),изагадыва-
ниеиразгадываниезагадок,ит.д.Игры-задачитребуютотребенкацелена-
правленной активной умственной деятельности, умения мобилизоваться,
сосредоточиться, чтобы найти верное решение.
Перечисленные виды игр не только опираются на интересы младших
дошкольников,ноиразвиваютих.Веселыеигры-забавыназанятиисменя-
ются ролевыми играми, которые, в свою очередь, подводят ребенка к уча-
стию в играх-задачах, что является подготовкой к будущей учебной дея-
тельности.
Норазвивающимзанятиестановитсялишьвтомслучае,еслионоинте-
ресно детям. Аинтересным егосделатьможет тольковзрослый.Дляэтого
необходимо правильно подобрать различные виды деятельности на занятии
с учетом уровняразвития большинства детей.Главныйметодическийприн-
цип в использовании игр, этюдов, упражнений назанятии – ихмногократ-
ное повторение, которое является необходимым условием развивающего
эффекта.Потомучтодетипо-разномуивразномтемпепринимаютиусваи-
ваютновое.Систематическиучаствуявтойилиинойдеятельностиназаня-
тии,детиначинаютпониматьеесодержание,лучшеиспользоватьусловия,
232
ПСИХОЛОГИЯИПЕДАГОГИКА:МЕТОДИКАИПРОБЛЕМЫ
которые создаются для освоения и применения нового опыта. Кроме того,
необходимо
учитыватьзатруднениядетей,осуществлятьиндивидуальный
подход иусложнятьобучающуюзадачуприповторениях.
Для успешного умственного развития детей и подготовки их к обуче-
нию полезно на занятии чередовать различные виды деятельности – под-
вижныеиспокойные,игры-забавыиигры-задачи,физическиеупражнения
испециальноподобранныезаданиянаразвитиепознавательныхпроцессов,
речи, на овладение элементарными математическими представлениями.
Кроме того, необходимо включать взанятия изобразительную деятельность
детей (рисование, лепку, конструирование) с дальнейшим обыгрыванием
детскихподелок,выставкойдетскихработ,атакжеиспользоватьмузыкаль-
ный фон (детские песенки, мелодии классической музыки и др.).
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным
жизненным опытом, который пока не достаточно осознан и представляет
собой скорее потенциальные возможности, чем сложившуюся готовность
реализовать умения в своей деятельности. Систематически проводимые
развивающие занятия с малышом дают возможность ему продвинуть впе-
редсознание,положитьначалополноценнойвнутреннейжизнивпростой,
доступной для ребенка форме, без назидательности и навязывания воли
взрослого приучают малыша к организованности, ответственности, само-
ограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относить-
ся к окружающим.
Списоклитературы:
1.
БогуславскаяЭ.М.,СмирноваЕ.О.Развивающиеигрыдлядетей
младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991. – 207 с.
2.
БожовичЛ.И.Личностьиееформированиевдетскомвозрасте.– М.:
«Просвещение», 1982. – 270 с.
3. ВыготскийЛ.С.Изобразительныепсихологическиепроизведения. –
М.: Наука, 1956.
4. ГавринаЕ.С.Большаякнигатестовдлядетей3-4лет.–М.:РОСМЭН-
ПРЕСС, 2010. – 112 с.
5.
Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Про-
свещение, 1997.
6. ЖигалкинаТ.Г.Игровыеизанимательныезаданияпоматематике. – М.:
Просвещение, 1989.
7.
Зак А.Г. Различия в мышлении детей.– М.: Просвещение, 1992. –
240 с.
8.
КочуроваЕ.Э.Готовливашребеноккизучениюматематики.–М.:
«ЭгмонтРоссияЛТД»,2002.–64с.
9. СветловаИ.Е.логика.–М.:«ЭКСМО»,2004.–64с.
10. СубботскийЕ.В.Ребенокоткрываетмир.–М.:Просвещение,2002.
Теорияиметодикаобученияи воспитания
233
11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности млад-
ших дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 174 с.
12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления де-
тей. – Ярославль, 2006. – 204 с.
13. ЭльконинД.Б.Психологияигры.–М.:Педагогика,1978.
14.
Эльконин Д.Б., Вагнер Л.В. Диагностика и интеллектуальное раз-
витие детей. – М.: Педагогика, 1981. – 270 с.
15. ЯзовицкийЕ.И. Выразительное чтение каксредство эстетического
воспитания. – М.: «Знание», 1983. – 163 с.