Автор: Будник Ирина Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 2 р.п.Семибратово"
Населённый пункт: р.п. Семибратово, Ярославская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Театральная деятельность в дошкольном учреждении"
Дата публикации: 08.09.2025
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 2 р.п. Семибратово»
Программа
по театральной деятельности
в детском саду
Срок реализации программы - 2021 год
Автор-разработчик
старший воспитатель Будник И.А.
Театрализованная деятельность в детском саду – это
прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала
ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Актуальность программы :
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди
молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от
компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное
их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они
безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны,
стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы,
нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес,
развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь
преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для
этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он
чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у
него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все
комплексы, которые у него есть.
Направленность программы :
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в
процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности,
активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной
деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной,
художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в
рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений,
придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении
какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу,
умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы :
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество
проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми
рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей
самостоятельности в художественном творчестве, активности. Необходимо
научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-
своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому
создавать, фантазировать. Программа способствует развитию
наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей,
дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти
чувства. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности –
самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов
театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое
отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в
рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной
деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я
полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться
высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная
художественная деятельность — изобразительная, музыкальная,
художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей,
эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для
эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей
представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены
дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые
проводит педагог дополнительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой
информации и новых способов действия, развитию ассоциативного
мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать
образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к
импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на
сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных
потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки,
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на
себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,
умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой
аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и
персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать
свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира (людей,
культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с
традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ
познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и
обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится
уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится
преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с
окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе
обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для
ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам,
описанным в литературе.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной
деятельности.
Задачи :
*Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми
различных видов творчества по возрастным группам.
* Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,
сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед
младшими и пр.).
* Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных
видов.
* Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
* Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
* Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
* Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
1. Художественно – эстетическое :
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее
содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер
героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями,
близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными
материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ
какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными
произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля
и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по
театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях,
праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной
театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными
явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание
театрализованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами :
Работа проходит более эффективно и результативно при участии
специалистов ДОУ: советы логопеда помогают совершенствовать речевые
навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках,
развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в
изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве
персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе помогают и дома закреплять
знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь
желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты:
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения,
этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными
видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
2 младшая группа.
Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных
групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Средняя группа.
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа.
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать
дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст,
правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа.
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары,
тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или
цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические
действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную
тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных
позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или
стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно
произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов
План мероприятий по реализации Программы
Блоки
Задачи
Мероприятия
младшая,
средняя группы
1.Основы
кукловождения
2. Основы кукольного
театра
3. Основы актерского
мастерства
4 основные принципы
драматизации
5.самостоятельная
театральная
деятельность
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки настольного
театра.
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки стендового
театра, театра
верховых кукол
Совершенствовать
артистические навыки
детей в плане
переживания и
воплощения образа, а
также их
исполнительские
умения.
Учить разыгрывать не-
сложные представления
по знакомым
литературным
сюжетам, используя
при этом выразитель-
ные средства
(интонацию, мимику,
жест)
Сентябрь. Задачи: формировать навыки кукловождения
резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного
театра, формировать эмоциональную выразительность
речи детей; воспитывать умение следить за развитием
действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на
действия персонажей кукольного спектакля, вызывать
сочувствие и желание помочь, учить давать оценку
поступкам действующих лиц.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Медведь и лиса»,
«Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши»
Сказки: русская народная сказка. «Колобок», «Репка»,
Октябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения
настольно-плоскостного театра, побуждать детей играть с
куклами настольного театра, разыгрывать знакомые
сказки, стихотворения
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше»,
«Собака и медведь»
Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка.
«Смоляной бычок», русская народная сказка
Развлечение: «Осень в гости к нам пришла»
Ноябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения
настольного театра конусной игрушки. активизировать
детей, развивать их память,
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Встреча зайца и лисы»,
Сказки: «Маша и медведь», « Три медведя»
Декабрь. Задачи: обучать детей приемам
последовательного накладывания картинок согласно
сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на
фланелеграфе и магнитной доске).
Этюды: «Встреча кошки с собакой» кошки с собакой»
Сказки: «Смоляной бычок», русская народная сказка
«Новогодний утренник»
Январь — февраль. Задачи: познакомить детей с
театральной ширмой, с приемами вождения верховых
кукол.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет»,
«Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Сказка: «Рукавичка»,
Март — май. Задачи: обучать детей приемам вождения
верховых кукол на ширме, совершенствовать
импровизационные способности детей; продолжать вос-
питывать заинтересованное отношение к играм-
драматизациям.
продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному
театру, вызывать желание участвовать в кукольных
6.театральная азбука
7проведение
праздников досугов,
развлечений
Приобщить детей к
театральной культуре,
обогатить их
театральный опыт:
знания детей о театре,
его истории,
устройстве,
театральных
профессиях, костюмах,
атрибутах, театральной
терминологии.
Воспитывать у детей
чувство радости,
желание выступать на
утреннике: читать
стихи, разыгрывать
сценки. Поощрять
участие детей в
подготовке к
праздникам,
поддерживать
радостное чувство от
совместных действий,
успешно выполненных
заданий.
спектаклях. продолжать развивать устойчивый интерес к
выступлениям перед родителями, сотрудниками детского
сада,
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с
лягушкой»,
«Пляска зверей»
Старшие
группы
1.Основы
кукловождения
2. Основы кукольного
театра
3. Основы актерского
мастерства
4 основные принципы
драматизации
5.самостоятельная
театральная
деятельность
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки настольного
театра
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки стендового
театра, театра
верховых кукол
Совершенствовать
артистические навыки
детей в плане
переживания и
воплощения образа, а
также их
исполнительские
умения.
Учить разыгрывать не-
сложные представления
по знакомым
литературным
сюжетам, используя
при этом выразитель-
ные средства
(интонацию, мимику,
жест)
привлекать детей к
самостоятельным
играм,
Сентябрь — ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей
приемам вождения верховых кукол. поощрять активное
участие детей в кукольном спектакле.
продолжать учить детей самостоятельно выбирать
средства для передачи образов, передачи диалогов,
действий героев; совершенствовать импровизационные
способности, стимулировать желание изменять действия,
вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера,
стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать
заинтересованное отношение к играм- драматизациям,
привлекать детей к самостоятельным играм,
— закреплять представления детей об особенностях
различных театров (опера, балет, драматический театр,
кукольный, детский, театр зверей);
— расширять диапазон сведений о тех, кто работает в
театре (капельдинер, постановщик танцев);
— закреплять навык поведения во время посещения
театра, просмотра спектакля;
— определять и называть разновидности знакомых
кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо,
верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой»,
пальчиковый),
развивать способность свободно и раскрепощено
держаться при выступлении перед взрослыми,
сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес
к театральному искусству. .
Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой»,
«Неприятный разговор», «Игра в жмурки»
Сказки: «У страха глаза велики»
«Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.
Развлечение «Осень разноцветная»
Декабрь — январь. Задачи: закрепление навыка
кукловождения пальчикового театра, обучать детей
интуитивно распознавать атмосферу человека, события,
места, времени года, дня и уметь вживаться в эту
атмосферу; развивать память и фантазию.
совершенствовать импровизационные возможности детей,
развивать инициативу и самостоятельность в
создании образов различных персонажей.
побуждать детей придумывать небольшие сказки и
разыгрывать их с помощью напольных кукол ,
вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел
зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»
Инсценировка: «Карнавал кукол»
Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский
«Рукавичка»
6.театральная азбука
7проведение
праздников досугов,
развлечений
Приобщить детей к
театральной культуре,
обогатить их
театральный опыт:
знания детей о театре,
его истории,
устройстве,
театральных
профессиях, костюмах,
атрибутах, театральной
терминологии.
Воспитывать у детей
чувство радости,
желание выступать на
утреннике: читать
стихи, разыгрывать
сценки. Поощрять
участие детей в
подготовке к
праздникам,
поддерживать
радостное чувство от
совместных действий,
успешно выполненных
заданий.
«Новый год у Ворот»
Февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения
театра бибабо. развивать у детей выразительность жеста,
умение воспроизводить отдельные черты характера.
совершенствовать импровизационные возможности детей,
развивать инициативу и самостоятельность в
создании образов различных персонажей.
Игра: «Театр двух актеров»
Сказки: «Кошкин дом»,
«Красная Шапочка», Ш. Перро
Март — апрель. Задачи: продолжать формировать у
детей навык вождения кукол театра бибабо, побуждать их
создавать танцевальные композиции и игровые
импровизации с куклами этого театра, способствовать
расширению диапазона эмоционального восприятия и
выражения различных эмоций (радость, горе, удивление,
испуг); обучать выражению различных эмоций и
воспроизведению отдельных черт характера..
«Сказки придумаем сами».
«Русский хоровод» — танцевальная композиция
Весенний утренник, посвященный 8 Марта;
«День смеха»-театрализованное представление 1 апреля
Май. Задачи: познакомить детей с приемами
кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».
обучать детей интуитивно распознавать атмосферу
человека, события, места, времени года, дня и уметь
вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию,
продолжать работу над способностью детей свободно и
раскрепощенно держаться при выступлении перед
взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять
желание детей принимать активное участие в праздниках,
используя импровизационные умения, приобретенные на
занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.
Этюды: «Танец Аленушки». «Старый гриб», «Гадкий
утенок»,
Сказки: «Под грибом», «Дядя Миша» В.Г. Сутеева
«Выпускной бал у Золушки» — выпуск детей в школу