Напоминание

"Театральная деятельность в дошкольном учреждении"


Автор: Будник Ирина Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 2 р.п.Семибратово"
Населённый пункт: р.п. Семибратово, Ярославская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Театральная деятельность в дошкольном учреждении"
Дата публикации: 08.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

Программа

по театральной деятельности

в детском саду

Срок реализации программы - 2021 год

Автор-разработчик

старший воспитатель Будник И.А.

Театрализованная деятельность в детском саду – это

прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала

ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Актуальность программы :

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди

молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от

компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное

их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они

безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны,

стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы,

нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес,

развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь

преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для

этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он

чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у

него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все

комплексы, которые у него есть.

Направленность программы :

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в

процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности,

активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной

деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной,

художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в

рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений,

придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении

какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу,

умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.

Новизна программы :

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество

проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми

рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей

самостоятельности в художественном творчестве, активности. Необходимо

научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-

своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому

создавать, фантазировать. Программа способствует развитию

наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей,

дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти

чувства. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности –

самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов

театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое

отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в

рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной

деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я

полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться

высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в

содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного

учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического

развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная

художественная деятельность — изобразительная, музыкальная,

художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания

является формирование у детей эстетических интересов, потребностей,

эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для

эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей

представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены

дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые

проводит педагог дополнительного образования.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и

способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению

любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой

информации и новых способов действия, развитию ассоциативного

мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего

интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия

театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,

систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию

волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать

образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к

импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на

сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных

потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки,

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на

себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,

умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой

аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и

персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать

пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли

позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир

фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся

более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать

свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать

окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к

образному и свободному восприятию окружающего мира (людей,

культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с

традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ

познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и

обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится

уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится

преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с

окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной

деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе

обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для

ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам,

описанным в литературе.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами

театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной

деятельности.

Задачи :

*Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в

театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми

различных видов творчества по возрастным группам.

* Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед

младшими и пр.).

* Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных

видов.

* Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

* Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров

(кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).

* Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:

знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,

костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

* Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Формы работы.

1. Театрализованные игры.

2. Занятия в театральном кружке.

3. Рассказы воспитателя о театре.

4. Организация спектаклей.

5. Беседы-диалоги.

6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7. Чтение литературы.

8. Оформление альбома о театре.

9. Показ представлений.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по

разделам:

1. Художественно – эстетическое :

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное

эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;

слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее

содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер

героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями,

близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными

материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ

какого-либо героя, его характер, настроение.

2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,

ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием

скороговорок, чистоговорок, потешек.

3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными

произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля

и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по

театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях,

праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной

театральной деятельности детей).

4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями

общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными

явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание

театрализованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами :

Работа проходит более эффективно и результативно при участии

специалистов ДОУ: советы логопеда помогают совершенствовать речевые

навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках,

развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в

изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве

персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе помогают и дома закреплять

знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь

желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты:

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения,

этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными

видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

2 младшая группа.

Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных

групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Средняя группа.

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа.

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или

последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать

дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными

интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст,

правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа.

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары,

тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или

цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические

действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную

тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных

позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или

стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными

интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно

произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов

План мероприятий по реализации Программы

Блоки

Задачи

Мероприятия

младшая,

средняя группы

1.Основы

кукловождения

2. Основы кукольного

театра

3. Основы актерского

мастерства

4 основные принципы

драматизации

5.самостоятельная

театральная

деятельность

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки настольного

театра.

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки стендового

театра, театра

верховых кукол

Совершенствовать

артистические навыки

детей в плане

переживания и

воплощения образа, а

также их

исполнительские

умения.

Учить разыгрывать не-

сложные представления

по знакомым

литературным

сюжетам, используя

при этом выразитель-

ные средства

(интонацию, мимику,

жест)

Сентябрь. Задачи: формировать навыки кукловождения

резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного

театра, формировать эмоциональную выразительность

речи детей; воспитывать умение следить за развитием

действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на

действия персонажей кукольного спектакля, вызывать

сочувствие и желание помочь, учить давать оценку

поступкам действующих лиц.

Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Медведь и лиса»,

«Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши»

Сказки: русская народная сказка. «Колобок», «Репка»,

Октябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения

настольно-плоскостного театра, побуждать детей играть с

куклами настольного театра, разыгрывать знакомые

сказки, стихотворения

Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше»,

«Собака и медведь»

Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка.

«Смоляной бычок», русская народная сказка

Развлечение: «Осень в гости к нам пришла»

Ноябрь. Задачи: обучать детей приемам кукловождения

настольного театра конусной игрушки. активизировать

детей, развивать их память,

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Встреча зайца и лисы»,

Сказки: «Маша и медведь», « Три медведя»

Декабрь. Задачи: обучать детей приемам

последовательного накладывания картинок согласно

сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на

фланелеграфе и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой» кошки с собакой»

Сказки: «Смоляной бычок», русская народная сказка

«Новогодний утренник»

Январь — февраль. Задачи: познакомить детей с

театральной ширмой, с приемами вождения верховых

кукол.

Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Мама гуляет»,

«Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»

Сказка: «Рукавичка»,

Март — май. Задачи: обучать детей приемам вождения

верховых кукол на ширме, совершенствовать

импровизационные способности детей; продолжать вос-

питывать заинтересованное отношение к играм-

драматизациям.

продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному

театру, вызывать желание участвовать в кукольных

6.театральная азбука

7проведение

праздников досугов,

развлечений

Приобщить детей к

театральной культуре,

обогатить их

театральный опыт:

знания детей о театре,

его истории,

устройстве,

театральных

профессиях, костюмах,

атрибутах, театральной

терминологии.

Воспитывать у детей

чувство радости,

желание выступать на

утреннике: читать

стихи, разыгрывать

сценки. Поощрять

участие детей в

подготовке к

праздникам,

поддерживать

радостное чувство от

совместных действий,

успешно выполненных

заданий.

спектаклях. продолжать развивать устойчивый интерес к

выступлениям перед родителями, сотрудниками детского

сада,

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с

лягушкой»,

«Пляска зверей»

Старшие

группы

1.Основы

кукловождения

2. Основы кукольного

театра

3. Основы актерского

мастерства

4 основные принципы

драматизации

5.самостоятельная

театральная

деятельность

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки настольного

театра

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки стендового

театра, театра

верховых кукол

Совершенствовать

артистические навыки

детей в плане

переживания и

воплощения образа, а

также их

исполнительские

умения.

Учить разыгрывать не-

сложные представления

по знакомым

литературным

сюжетам, используя

при этом выразитель-

ные средства

(интонацию, мимику,

жест)

привлекать детей к

самостоятельным

играм,

Сентябрь — ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей

приемам вождения верховых кукол. поощрять активное

участие детей в кукольном спектакле.

продолжать учить детей самостоятельно выбирать

средства для передачи образов, передачи диалогов,

действий героев; совершенствовать импровизационные

способности, стимулировать желание изменять действия,

вводить свои реплики; учить чувствовать своего партнера,

стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать

заинтересованное отношение к играм- драматизациям,

привлекать детей к самостоятельным играм,

— закреплять представления детей об особенностях

различных театров (опера, балет, драматический театр,

кукольный, детский, театр зверей);

— расширять диапазон сведений о тех, кто работает в

театре (капельдинер, постановщик танцев);

— закреплять навык поведения во время посещения

театра, просмотра спектакля;

— определять и называть разновидности знакомых

кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо,

верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой»,

пальчиковый),

развивать способность свободно и раскрепощено

держаться при выступлении перед взрослыми,

сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес

к театральному искусству. .

Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой»,

«Неприятный разговор», «Игра в жмурки»

Сказки: «У страха глаза велики»

«Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.

Развлечение «Осень разноцветная»

Декабрь — январь. Задачи: закрепление навыка

кукловождения пальчикового театра, обучать детей

интуитивно распознавать атмосферу человека, события,

места, времени года, дня и уметь вживаться в эту

атмосферу; развивать память и фантазию.

совершенствовать импровизационные возможности детей,

развивать инициативу и самостоятельность в

создании образов различных персонажей.

побуждать детей придумывать небольшие сказки и

разыгрывать их с помощью напольных кукол ,

вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.

Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «К нам пришел

зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»

Инсценировка: «Карнавал кукол»

Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский

«Рукавичка»

6.театральная азбука

7проведение

праздников досугов,

развлечений

Приобщить детей к

театральной культуре,

обогатить их

театральный опыт:

знания детей о театре,

его истории,

устройстве,

театральных

профессиях, костюмах,

атрибутах, театральной

терминологии.

Воспитывать у детей

чувство радости,

желание выступать на

утреннике: читать

стихи, разыгрывать

сценки. Поощрять

участие детей в

подготовке к

праздникам,

поддерживать

радостное чувство от

совместных действий,

успешно выполненных

заданий.

«Новый год у Ворот»

Февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения

театра бибабо. развивать у детей выразительность жеста,

умение воспроизводить отдельные черты характера.

совершенствовать импровизационные возможности детей,

развивать инициативу и самостоятельность в

создании образов различных персонажей.

Игра: «Театр двух актеров»

Сказки: «Кошкин дом»,

«Красная Шапочка», Ш. Перро

Март — апрель. Задачи: продолжать формировать у

детей навык вождения кукол театра бибабо, побуждать их

создавать танцевальные композиции и игровые

импровизации с куклами этого театра, способствовать

расширению диапазона эмоционального восприятия и

выражения различных эмоций (радость, горе, удивление,

испуг); обучать выражению различных эмоций и

воспроизведению отдельных черт характера..

«Сказки придумаем сами».

«Русский хоровод» — танцевальная композиция

Весенний утренник, посвященный 8 Марта;

«День смеха»-театрализованное представление 1 апреля

Май. Задачи: познакомить детей с приемами

кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой».

обучать детей интуитивно распознавать атмосферу

человека, события, места, времени года, дня и уметь

вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию,

продолжать работу над способностью детей свободно и

раскрепощенно держаться при выступлении перед

взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять

желание детей принимать активное участие в праздниках,

используя импровизационные умения, приобретенные на

занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.

Этюды: «Танец Аленушки». «Старый гриб», «Гадкий

утенок»,

Сказки: «Под грибом», «Дядя Миша» В.Г. Сутеева

«Выпускной бал у Золушки» — выпуск детей в школу



В раздел образования