Автор: Гура Анастасия Андреевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МДОАУ д\с №106 г.Орска
Населённый пункт: Оренбургская область г.Орск
Наименование материала: Научная статья по логопедии
Тема: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями как одно из условий работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 08.10.2025
Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ КАК
ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация:
Статья посвящена взаимодействию педагогов ДОУ с
родителями с целью развития и коррекции связной речи детей. Определены
возможности и необходимость такого взаимодействия и предложены методы
работы с родителями. Отдельно описаны возможности и эффективность
развития связной речи с помощью такой формы взаимодействия как
семейный театр.
Ключевые слова:
семья, дошкольное образование, связная речь,
взаимодействие ДОУ с семьей, театрализованная деятельность, семейный
театр.
Основная миссия дошкольного образования состоит в формировании
здорового, уверенного в своих силах, счастливого и умного ребенка. Однако
статистика
последних
лет
свидетельствует
о
постоянном
увеличении
количества детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии. В настоящее
время рождается все меньше детей, у которых речь развивается без серьезных
отклонений от нормы.
Период дошкольного возраста является временем интенсивного роста и
развития ребенка. В этом времени происходит развитие всех психических
процессов в организме. Речь не является исключением, так как ребенок,
взаимодействуя с окружающим миром и людьми, обогащает свой опыт,
получает новые впечатления. Овладение родным языком представляет собой
одну из ключевых проблем ребенка в дошкольном возрасте.
Развитие связной речи является одной из основных задач в речевом
воспитании детей. Это наивысшая форма речи, которая определяет уровень
речевого и когнитивного развития ребенка. Связная речь представляет собой
развернутое изложение определенного содержания, осуществляемое логично,
последовательно, и образно. Это является показателем общей речевой
культуры человека. Поэтому определение направлений и условий развития
связной речи у детей является одной из важнейших педагогических задач.
Педагоги дошкольных учреждений уделяют значительное внимание
развитию связной речи детей, которое происходит постепенно вместе с
развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и
формами общения с окружающими людьми.
Весь процесс развития связной речи в дошкольных учреждениях
включен
в
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования.
Методика развития связной речи включает в себя обучение ребенка
навыкам логического изложения своих мыслей, а также расширение его
словарного запаса. Основные инструменты развития связной речи включают
использование сказок, дидактических и театрализованных игр.
Одним
из
важных
условий
для
успешной
коррекционно-
образовательной работы с детьми является конструктивное сотрудничество
между логопедической службой дошкольных учреждений и семьей как
социальным партнером.
Участие
родителей
в
педагогическом
процессе
является
основополагающим условием для полноценного развития связной речи у
ребенка. Ни одна программа развития не может дать полноценных
результатов, если она не осуществляется совместно с семьей, если в детском
саду не создаются условия для вовлечения родителей в образовательно-
воспитательный процесс. Ребенок лучше овладевает речью, когда родители
активно взаимодействуют с ним дома, используя простые и эффективные
методы коррекции речи.
Главная цель работы логопеда-дефектолога заключается в преодолении
речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста, их социальной
адаптации и интеграции в общество. Без активного участия родителей эта
цель не может быть достигнута. Поэтому важно предоставить родителям
различные возможности и необходимую информацию, чтобы они могли
выбрать методы и подходы, подходящие их ребенку.
Работа с родителями должна строиться на взаимном уважении,
учитывая
их
компетентность.
Задачей
учителя-дефектолога
является
налаживание отношений и предоставление реальной помощи семье в
решении вопросов развития и воспитания детей.
Для организации взаимодействия с родителями должны использоваться
различные формы работы, включая индивидуальные беседы, консультации,
рекомендации,
приглашение
на
занятия
в
малых
группах,
обучение
выполнению заданий логопеда, посещение семьи воспитанников, совместное
составление индивидуальных планов развития ребенка и другие. Кроме того,
необходимо проводить коллективные мероприятия, такие как родительские
собрания, практикумы, открытые уроки, конференции, тренинги и другие.
Целью работы педагогов по организации взаимодействия с родителями
является создание совместной деятельности между детским садом и семьей,
чтобы создать общую социокультурную среду для достижения общих целей в
воспитании и обучении детей.
Семейный театр в детском саду – это одна из форм такой совместной
деятельности, которая способствует объединению семей и сокращению
разрыва между взрослыми и детьми. Он также помогает развивать
творческие способности ребенка, формировать его творческую активность,
развивать психические процессы и физическую подвижность, а также
улучшать выразительность речи и движений.
В настоящее время интерес к театральной деятельности со стороны
коррекционно-педагогической науки и практики увеличивается. По мнению
О. И. Васильевой, театральное искусство понятно и близко как детям, так и
взрослым, поскольку основывается на игре. В игре ребенок не только узнает
о мире, о законах общества и о красоте человеческих отношений, но и учится
жить и взаимодействовать с окружающими, что требует творческой
активности и способности определить свое место в обществе.
Театрализованные игры, согласно Е. Н. Байбара, играют важную роль в
развитии эмоциональной сферы, помогая детям понять и выразить свои
чувства и настроения, а также осознать их причины. Они также способствуют
развитию связной речи и умению вести диалоги и монологи. Все это
помогает самовыражению и самореализации детей дошкольного возраста.
Однако, традиционно театрализованная деятельность рассматривается
в контексте взаимодействия ребенка с педагогом.
Использование такой формы работы как семейный театр и является
одной из задач современных детских учреждений. Наши наблюдения и
исследования показывают, что что семейный театр является эффективным
средством развития и социализации детей старшего дошкольного возраста, а
также средством устранения речевых дефектов и преодоления речевых
нарушений.
Например, О. И. Васильева, анализируя свой педагогический опыт,
отмечает,
что
театрализованная
игра
способствует
развитию
и
совершенствованию речи, помогая детям развивать связную и грамматически
правильную
речь
и
являясь
неотъемлемой
частью
увлекательной
деятельности.
Семейный
театр
позволяет
родителям
получить
эмоциональные
переживания и опыт совместной активности с детьми, а также участвовать в
развитии
познавательных
потребностей
ребенка
и
его
адекватного
восприятия действий. Для ребенка семейный театр является возможностью
удовлетворить потребность в любви, одобрении, познании окружающего
мира и развитии навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Однако, в настоящее время коррекционно-воспитательный потенциал
семейного
театра
не
используется
полностью
во
взаимодействии
и
интеграции
семьи
и
детского
учреждения.
Научных
педагогических,
психологических
и
методический
исследований,
посвященных
использованию семейного театра в работе с речевыми нарушениями у детей
старшего
дошкольного
возраста,
откровенно
мало,
несмотря
на
то
чтовозможности этой формы работы значительны.
Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск
эффективных
форм
и
методов
взаимодействия
между
педагогами-
дефектологами и родителями, а также создание учебно-практических
пособий для работы с детьми в семейной среде с целью повышения
психолого-педагогической культуры родителей и улучшения результатов в
развитии и коррекции связной речи детей.