Напоминание

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями как одно из условий работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Гура Анастасия Андреевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МДОАУ д\с №106 г.Орска
Населённый пункт: Оренбургская область г.Орск
Наименование материала: Научная статья по логопедии
Тема: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями как одно из условий работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 08.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ КАК

ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

Статья посвящена взаимодействию педагогов ДОУ с

родителями с целью развития и коррекции связной речи детей. Определены

возможности и необходимость такого взаимодействия и предложены методы

работы с родителями. Отдельно описаны возможности и эффективность

развития связной речи с помощью такой формы взаимодействия как

семейный театр.

Ключевые слова:

семья, дошкольное образование, связная речь,

взаимодействие ДОУ с семьей, театрализованная деятельность, семейный

театр.

Основная миссия дошкольного образования состоит в формировании

здорового, уверенного в своих силах, счастливого и умного ребенка. Однако

статистика

последних

лет

свидетельствует

о

постоянном

увеличении

количества детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии. В настоящее

время рождается все меньше детей, у которых речь развивается без серьезных

отклонений от нормы.

Период дошкольного возраста является временем интенсивного роста и

развития ребенка. В этом времени происходит развитие всех психических

процессов в организме. Речь не является исключением, так как ребенок,

взаимодействуя с окружающим миром и людьми, обогащает свой опыт,

получает новые впечатления. Овладение родным языком представляет собой

одну из ключевых проблем ребенка в дошкольном возрасте.

Развитие связной речи является одной из основных задач в речевом

воспитании детей. Это наивысшая форма речи, которая определяет уровень

речевого и когнитивного развития ребенка. Связная речь представляет собой

развернутое изложение определенного содержания, осуществляемое логично,

последовательно, и образно. Это является показателем общей речевой

культуры человека. Поэтому определение направлений и условий развития

связной речи у детей является одной из важнейших педагогических задач.

Педагоги дошкольных учреждений уделяют значительное внимание

развитию связной речи детей, которое происходит постепенно вместе с

развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и

формами общения с окружающими людьми.

Весь процесс развития связной речи в дошкольных учреждениях

включен

в

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования.

Методика развития связной речи включает в себя обучение ребенка

навыкам логического изложения своих мыслей, а также расширение его

словарного запаса. Основные инструменты развития связной речи включают

использование сказок, дидактических и театрализованных игр.

Одним

из

важных

условий

для

успешной

коррекционно-

образовательной работы с детьми является конструктивное сотрудничество

между логопедической службой дошкольных учреждений и семьей как

социальным партнером.

Участие

родителей

в

педагогическом

процессе

является

основополагающим условием для полноценного развития связной речи у

ребенка. Ни одна программа развития не может дать полноценных

результатов, если она не осуществляется совместно с семьей, если в детском

саду не создаются условия для вовлечения родителей в образовательно-

воспитательный процесс. Ребенок лучше овладевает речью, когда родители

активно взаимодействуют с ним дома, используя простые и эффективные

методы коррекции речи.

Главная цель работы логопеда-дефектолога заключается в преодолении

речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста, их социальной

адаптации и интеграции в общество. Без активного участия родителей эта

цель не может быть достигнута. Поэтому важно предоставить родителям

различные возможности и необходимую информацию, чтобы они могли

выбрать методы и подходы, подходящие их ребенку.

Работа с родителями должна строиться на взаимном уважении,

учитывая

их

компетентность.

Задачей

учителя-дефектолога

является

налаживание отношений и предоставление реальной помощи семье в

решении вопросов развития и воспитания детей.

Для организации взаимодействия с родителями должны использоваться

различные формы работы, включая индивидуальные беседы, консультации,

рекомендации,

приглашение

на

занятия

в

малых

группах,

обучение

выполнению заданий логопеда, посещение семьи воспитанников, совместное

составление индивидуальных планов развития ребенка и другие. Кроме того,

необходимо проводить коллективные мероприятия, такие как родительские

собрания, практикумы, открытые уроки, конференции, тренинги и другие.

Целью работы педагогов по организации взаимодействия с родителями

является создание совместной деятельности между детским садом и семьей,

чтобы создать общую социокультурную среду для достижения общих целей в

воспитании и обучении детей.

Семейный театр в детском саду – это одна из форм такой совместной

деятельности, которая способствует объединению семей и сокращению

разрыва между взрослыми и детьми. Он также помогает развивать

творческие способности ребенка, формировать его творческую активность,

развивать психические процессы и физическую подвижность, а также

улучшать выразительность речи и движений.

В настоящее время интерес к театральной деятельности со стороны

коррекционно-педагогической науки и практики увеличивается. По мнению

О. И. Васильевой, театральное искусство понятно и близко как детям, так и

взрослым, поскольку основывается на игре. В игре ребенок не только узнает

о мире, о законах общества и о красоте человеческих отношений, но и учится

жить и взаимодействовать с окружающими, что требует творческой

активности и способности определить свое место в обществе.

Театрализованные игры, согласно Е. Н. Байбара, играют важную роль в

развитии эмоциональной сферы, помогая детям понять и выразить свои

чувства и настроения, а также осознать их причины. Они также способствуют

развитию связной речи и умению вести диалоги и монологи. Все это

помогает самовыражению и самореализации детей дошкольного возраста.

Однако, традиционно театрализованная деятельность рассматривается

в контексте взаимодействия ребенка с педагогом.

Использование такой формы работы как семейный театр и является

одной из задач современных детских учреждений. Наши наблюдения и

исследования показывают, что что семейный театр является эффективным

средством развития и социализации детей старшего дошкольного возраста, а

также средством устранения речевых дефектов и преодоления речевых

нарушений.

Например, О. И. Васильева, анализируя свой педагогический опыт,

отмечает,

что

театрализованная

игра

способствует

развитию

и

совершенствованию речи, помогая детям развивать связную и грамматически

правильную

речь

и

являясь

неотъемлемой

частью

увлекательной

деятельности.

Семейный

театр

позволяет

родителям

получить

эмоциональные

переживания и опыт совместной активности с детьми, а также участвовать в

развитии

познавательных

потребностей

ребенка

и

его

адекватного

восприятия действий. Для ребенка семейный театр является возможностью

удовлетворить потребность в любви, одобрении, познании окружающего

мира и развитии навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Однако, в настоящее время коррекционно-воспитательный потенциал

семейного

театра

не

используется

полностью

во

взаимодействии

и

интеграции

семьи

и

детского

учреждения.

Научных

педагогических,

психологических

и

методический

исследований,

посвященных

использованию семейного театра в работе с речевыми нарушениями у детей

старшего

дошкольного

возраста,

откровенно

мало,

несмотря

на

то

чтовозможности этой формы работы значительны.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск

эффективных

форм

и

методов

взаимодействия

между

педагогами-

дефектологами и родителями, а также создание учебно-практических

пособий для работы с детьми в семейной среде с целью повышения

психолого-педагогической культуры родителей и улучшения результатов в

развитии и коррекции связной речи детей.



В раздел образования