Напоминание

Имя существительное


Автор: Сафронова Мария Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Екимовская сш им.К.Г.Паустовского"
Населённый пункт: с.Екимовка
Наименование материала: Закрепление
Тема: Имя существительное
Дата публикации: 08.10.2025
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Екимовская СШ им.К.Г.Паустовского

Урок русского языка

«Обобщение знаний об имени существительном»

3 класс

УМК «Школа России»

Составитель: Сафронова Мария Васильевна

учитель начальных классов

Технологическая карта урока

Описание урока/занятия

Предмет/класс

Русский язык, 3

Тема

«Обобщение знаний об имени существительном»

УМК

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: 2 ч.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Формы организации

познавательной

деятельности

Индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах

Цель урока

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имя существительное»

Задачи урока

повторить все признаки имени существительного;

закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его

грамматических признаках;

формировать умение различать существительные среди других частей речи.

развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся.

воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств

активизации учебного процесса

o

Планируемые

результаты

Предметные:

- уточнить и обобщить сведения об имени существительном, о его грамматических признаках;

- умение находить грамматическую основу предложения;

- умение работать с текстом

– каллиграфически правильно писать слова;

– правильно списывать слова и предложения;

Метапредметные:

Регулятивные:

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства

ее осуществления;

-формирование

умения

контролировать

и

оценивать

свои

действия,

принимать

на

себя

ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета

характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения,

классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Личностные:

- учебно-познавательная мотивация,

- мотивационная основа учебной деятельности,

- учебно-познавательный интерес,

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности,

- развитие способность к самооценке.

Оборудование

и

материалы

Компьютер, мультимедиа проектор, карточки для работы на уроке, смайлы для оценки работы,

Используемые

педагогические

технологии, методы

и приемы

- информационно-коммуникационные технологии

- проблемно-диалогическая технология

- личностно-ориентированное обучение

- здоровьесберегающая технология

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1

Организационный

момент

Организационный момент

– Добрый день! Ребята улыбнитесь гостям, друг другу. Нам сегодня

предстоит большая и интересная работа. Постарайтесь быть

внимательными и помогайте друг другу.

– Урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и

поистине волшебный русский язык.»

Как вы понимаете это высказывание?

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из

великих языков мира.

Каким вы хотели бы увидеть наш сегодняшний урок?

Что вы ждёте от этого урока?

Надеюсь, наш урок станет для вас интересным и очень вам

понравится.

– Урок мы начинаем с проявления трудолюбия и аккуратности.

-Откройте тетради.

Учащиеся отвечают.

Запишите дату нашего урока:

… февраля.

Классная работа.

- Обратите внимание на слайд, вспоминаем правила работы при

письме:

Я тетрадочку открою

И наклонно положу,

И от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Чистописание

- Следующий вид работы - это чистописание. Вот только буква,

которую будем писать, от нас спряталась. Нужно её найти, отгадав

загадку. Мне потребуются два помощника, чтобы изображать то, что

я говорю.

Взялись за руки друзья и сказали:

Ты да я!

Ты да я, а между тем,

Получилась буква….(М)

-Посмотрите внимательно на доску, вспомните, как каллиграфически

верно пишется буква м. Напишите строчную букву м целую строку,

на следующей строчке запишите целую строку слияний заглавной и

строчной буквы Мм.

(Кто закончил дай сигнал -зеленый смайл)

Делают запись в

тетрадях

Взаимопроверка

Дети отвечают.

-Обведите у себя в тетради самое красивое слияние.

(Кто закончил дай сигнал -зеленый смайл)

2

Актуализация знаний

-Давайте вместе соберем пословицу, которая будет девизом нашего

сегодняшнего урока.

(Слова, из которых состоит пословица, развешаны на доске)

Повторение - мать учения.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(«Повторение - мать учения» - это поговорка, под которой

подразумевается, что важным в учёбе является повторение.)

-Если эта пословица будет нашим девизом, то, скорее всего, чем мы

займемся на уроке?

(Закреплением или повторением)

-Ребята, у вас на столе тексты.

Приложение 1 (В траве пищал маленький воробей. Он повредил

крыло и не мог летать. Никита нашел птенчика и принес домой.

Мама Лена отнесла его к ветеринару. Врач рассказал, как лечить

воробушка. Дети ухаживали за ним. Скоро он поправился и улетел

на волю.)

- Прочитайте тест. Выделите в данном тексте имена

существительные?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

Собирают из слов

пословицу и

объясняют смысл

Дети отвечают

Дети отвечают

(кто?что?)

-Посчитайте, сколько слов у вас получилось.

(Кто закончил дайте сигнал -зеленый смайл)

-Кто нашел 13 слов,встаньте.

-Встаньте те, у кого другое количество слов.

-Теперь проверим с вами по эталону. И выделим верные слова.

-Запишем в тетрадь эти слова, как на доске.

-Что обозначают данные слова? Как они называются?

-Может, кто-то уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

(Сегодня мы будем говорить об имени существительном)

-Соотнесите нашу с тему с нашим девизом и скажите, какая же тема

нашего урока?

Дети отвечают

3

Постановка цели

Тема нашего урока «Обобщение знаний об имени

существительном».

- Чтобы знания об имени существительном четко отложились в

наших головах навсегда, нам нужно ещё раз вспомнить признаки

имени существительного, обобщить и привести в систему.

– Какая же цель будет стоять перед нами на уроке?

(Вспомнить известные нам признаки имени существительного и все

знания привести в порядок, в систему)

-Какие задачи поставим перед собой?

(Вспомним, что такое имя сущ., вспомним признаки им.сущ. и тд)

(На доске поочередно вывешиваю признаки сущ.)

Ставят учебную цель,

проговаривают вслух

свои личные цели

4

Обобщение и

систематизация

знаний

Организация индивидуальной работы

-Итак, снова работа с текстом.

-Разделите данные слова три группы.

(Кто закончил дайте сигнал -зеленый смайл)

-На какие три группы можно разделить эти слова? (м.р., ж.р., ср.р.)

-Запишем себе эти слова в три столбика.

Организация работы в паре

-Поменяйтесь тетрадями с соседом, который сидит сзади вас.

-Какие слова в первой группе, второй и третьей?

- Проверьте у соседа по парте, сверив с эталоном.

-Если все верно, дайте зеленый сигнал. Если есть ошибки -красный.

(Давайте выясним, почему здесь ошибки)

-Итак, распределив имена существительные на три группы, мы

разделили их по родам.

-И пришли к какому выводу?

(Имена существительные бывают ж.р.м.р.ср.р.

Имена сущ.,к которым можно поставить он мой-м.р,она моя-

ж.р,оно мое-ср.р)

(на доске вывешиваю табличку с родами)

-Давайте вместе прочитаем:

- Женский род запомню я

И скажу: «Она моя»,

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он мой»

Средний род: «Оно моё»,

Это правило моё!

- Снова работа с текстом, все имена существительные еще раз

разделите на два столбика, но здесь есть подсказка. Во одном из

столбиков, будет только одно слово.

Дети высказывают

свое мнение,

участвуют в решении

проблемной ситуации.

Взаимопроверка

Дети отвечают

Работа в парах

Дети отвечают

Дети отвечают

- Кто догадался? Дайте сигнал.

(Все слова , кроме слова (дети),мы поместим в один столбик, дети в

другой)

По какому признаку? Кто догадался?

(Сущ.первого столбика обозначают один предмет,а суш.второго

много)

-Запишем в тетрадь, в два столбика, как на доске.

-Что меняется у имени сущ. при изменении по числам?

(окончание)

-Итак, обобщим наши рассужения.

-Как изменяются имена сущ.(по числам)

Что обозначают имена сущ.в ед.числе, что во мн.ч.?

-Что изменяется в имени сущ.при изменении его числам (окончание).

(Если дети затрудняются, то можно показать на пример слова

трава-травы)

(табличка числа)

Посмотрите на доску, на ней написаны слова, преобразуйте из ед.ч

мн.ч.

(Окна – окно

Село – сёла

Ножницы –

Метро - )

Кто закончил ,дайте сигнал.

-Смотрим на доску.

Самопроверка, дайте сигнал , как справились с заданием.

-Почему не получилось изменить форму числа у слова ножницы?

(Потому что это существительное употребляется только во

множественном числе)

-Почему не получилось изменить форму числа у слова метро?

Дети отвечают

Индивидуальная

работа

Распределяются по

группам

Дети отвечают

(Потому что это существительное употребляется только в

единственном числе)

-Делаем вывод.

(Существительные могут изменить форму числа, но есть

существительные, которые употребляются только в форме

множественного или единственного числа).

Игра «Конверт слов» работа в паре

- На каждой парте лежит конверт со словами. Нужно разделить слова

на группы, объяснить, по какому признаку разделили. Дать понятие

об этих группах слов. Кто закончил дайте сигнал -зеленый смайл.

(кто первый справился ,к доске, разделить на доске на два столика)

Слова: мяч, книга, дом, ребёнок, собака, птица.

(Ответ: одушевлённые - неодушевлённые. Вопрос кто? что?)

-Кто затруднился выполнять данное задание -красный сигнал.

- Давайте сделаем вывод.

(Имена существительные могут быть одушевленные и

неодушевленные)

(на доске табличка)

- Одушевленные или неодушевленные имена существительные .

- Какой вопрос задаем к сущ.одушев.,какой к неодуш.?

Посмотрите на слайд. Распределите слова на две группы.

Приложение 2. ( город, озеро, река, Москва, Байкал, Волга.)

-Дайте сигнал, кто выполнил.

-По какому принципу поделили на два столбика?

-Проверим, сверив с эталоном.

После проверки, дайте сигнал, кто не допустил ошибок.

собственные – нарицательные.

Собственные – названия отдельных лиц, единичных предметов –

Индивидуальная

работа

Проверка

Парная работа

Проверка

Индивид.работа

Ответы детей

фамилии, имена, клички, географические названия и т.д. Пишутся с

заглавной буквы.

Нарицательные называют однородные предметы, которые имеют

что-то общее, одинаковое, какое-то сходство: человек, птица,

мебель…)

(табличка на доске)

6

- Ребята, вы, наверное, устали?

Ну-ка дружно из-за парты встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И на место все уселись.

Глазки дружно закрываем,

Вместе до пяти считаем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Глазки дружно открываем,

Поморгаем и работать продолжаем.

Дети выполняют

физкультминутку

7

Применение знаний и

умений в ново

ситуации

- У каждого из вас есть тексты. И на доске есть этот текст.

Приложение 3

Темное озеро исчезло за горизонтом. Янтарный мягкий свет

разливался по всей окрестности. Трава переливалась изумрудом и

золотом.

-Прочитайте текст .

Дети участвуют в

обсуждении

проблемных вопросов,

формулируют

собственное мнение и

аргументируют его.

-Выдели грамматическую основу каждого предложения.

-Что такое грамматическая основа?

(подлеж. И сказ)

-Посмотрите на схемы и скажите, какая связь между схемами и

текстом? Какое задание может быть предложено по данному виду

работы? (Соотнеси схему и предложение, в соответствии с

харак.им.сущ.)

1.

м.род

сказуемое .

2.

ж. род

сказуемое .

3.

ср. род

сказуемое .

Составляют

предложения, находят

грамматическую

основу, определяют

роль

существительного в

предложении

8

Контроль усвоения

полученных знаний.

-Давайте еще раз вспомним все, что мы повторили сегодня об имени

существительном.

(Имена существительные:

-бывают одушевленными или неодушевленными;

-собственными или нарицательными;

-бывают женского, мужского и среднего рода;

-бывают единственного или множественного числа;

-в предложении могут быть главным или второстепенным членом).

Если останется время, то можно предложить:

Приложение 4

1)-Ребята, работая в группах, у нас будет три группы, вы в группе

обсуждаете задание и один выходит к доске и по плану дает хар-ку

имени суще.

-Найдёте имя существительное на карточке.

Дети отвечают

Работа в группах

Разбор имени

существительного по

1 группа:Птица весело поёт.

2 группа: Расцвёл красивый цветок.

3 группа: Я очень люблю лето.

плану, который на

доске.

9

Рефлексия

Рефлексия знаний

Итог урока

-Ребята, а какую цель перед собой мы ставили в начале урока?

(Вспомнить известные нам признаки имени существительного и все

знания привести в порядок, в систему)

-Достигли мы её или нет?

(Да)

-Я понял…

-Я научился…

-Самый большой мой успех-это…

-Самые значительные трудности я ощутил….

-На след. уроке я хочу…

-Ребята, а теперь предлагаю вам оценить себя. Если работали отлично

-зеленый испытывали затруднения-желтый, совсем было сложно-

красный.

-Те, кто поднял зеленый смайл- вы получаете сертификат, который

дает право на освобождение от выполнения одного домашнего

задания.

-Те, кто поднял желтый смайл, вы получаете сертификат, который

дает право на повышение отметки на 1 балл.

-Те, кто поднял красный смайл, вы получаете сертификат, которые

дает право на отмену выставления одной плохой оценки в журнал.

-Ребята, вы все молодцы, Все очень хорошо поработали, старались,

помогали друг другу.

Учащиеся задают

вопрос.

Ответ по цепочке.

Дети отвечают

Самооценка

Запись задания в

дневник

Домашнее задание на выбор

1)Творческое задание: сочинить сказку 5-8 предложений об имени

существительном

2) Составить и записать 5-7 вопросов по теме «Имя

существительное»

Дети записывают

домашнее задание.



В раздел образования