Автор: Тетенькина Марина Андреевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Шербакульская СОШ № 1"
Населённый пункт: р.п.Шербакуль Омская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Производство бумаги,история и современные технологии. Практическая работа "Составление технологической карты выполнения изделия из бумаги"
Дата публикации: 08.10.2025
Раздел: среднее образование
План-конспект урока по предмету «Труд (технология)» для 5 класса
Урок № 14
Дата:__________
Тема: Производство бумаги, история и современные технологии. Практическая работа
«Составление технологической карты выполнения изделия из бумаги».
Цель урока: познакомить учащихся с процессом производства бумаги, историей её
создания и современными технологиями, а также научить составлять технологическую
карту выполнения изделия из бумаги.
Задачи урока:
1.Рассмотреть историю создания бумаги и её производство.
2.Изучить современные технологии производства бумаги.
3.Научиться составлять технологическую карту изготовления изделия из бумаги.
4.Развивать навыки работы с бумагой и инструментами.
5.Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.
Ход урока:
1.Организационный момент (2 минуты):
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
2.Актуализация/целеполагание
(Слайд 1) На доске: плакат с кроссвордом
1*
*
*
*
*
*
*
*
2*
*
*
*
*
*
*
3*
*
*
*
*
*
*
*
4*
*
*
*
*
*
5*
*
*
*
6*
*
*
*
*
*
*
(Слайд 2)
Вопросы по горизонтали:
1. Мальчик вырезанный из волшебного полена (Буратино)
2.Продавец лечебных пиявок из сказки (Дуремар)
3.Как зовут черезвычайно воспитанную девочку с голубыми волосами?
(Мальвина)
4. Какую книжку поменял главный герой сказки на билет в театр? (Азбуку)
5.Рисунок на двери в театр (очаг)
6.Имя пуделя (Артамон)
Учитель: - Ребята, что за слово у нас получилось по вертикали? (Бумага).
-Какую тему урока мы будем изучать, как вы думаете? (Слова
подсказки: бумага, полено,)Подумайте.
( ответы детей)
Учитель: запишите тему нашего урока:
(Слайд 3)
Тема урока: Производство бумаги, история и современные технологии.
Практическая работа «Составление технологической карты выполнения
изделия из бумаги».
(Слайд 4)
-Давайте при помощи опорных слов сформулируем цели урока:
1.Узнать…….
2.Научиться……
3.Сравнить…..
Учащиеся формулируют цели урока.
3.Изучение нового материала.
(Слайд 5) Задание №1
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос:
1. Как называется процесс изготовления бумаги? (производство)
Производство бумаги
Бумага – это один из самых важных материалов в нашей жизни. Из неё
делают книги, тетради, журналы, газеты и многое другое. Но как же делают
бумагу?
Процесс производства бумаги начинается с древесины. Сначала деревья
рубят и отправляют на специальные заводы. На этих заводах древесину
очищают и измельчают до состояния волокон. Эти волокна смешивают с
водой и получают массу, похожую на кашицу.
Затем эту массу пропускают через специальные машины, где она становится
тонкой и гладкой. Чтобы бумага была прочной и белой, в неё добавляют
различные вещества. После этого бумага проходит через валы, которые её
сушат и делают ещё более гладкой и прочной.
В конце бумага наматывается на большие рулоны, которые потом
отправляют на фабрики, где из них делают тетради, книги и другие изделия.
Так, благодаря труду многих людей и использованию современных
технологий, мы можем пользоваться бумагой каждый день. Важно помнить,
что бумагу нужно беречь и использовать с умом, ведь для её производства
требуется много древесины и воды.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ.
Сырьё для бумаги. Раньше бумагу делали в основном из дерева, но сегодня
используют:
Древесную щепу (из специально выращенных лесов)
Макулатуру (переработаннуюбумагу)
Иногда — растения, такие как бамбук, хлопок или даже ананасовые
листья
Основные этапы производства:
Измельчение:Древесиу или старую бумагу измельчают в мелкую
массу.
Промывка и очистка: Из массы удаляют примеси — песок, пластик,
скрепки.
Отбеливание (если нужно): Бумагу делают белой с помощью
безопасных химикатов.
Прессование и сушка: Влажную бумажную массу пропускают через
валики, которые удаляют воду и формируют гладкие листы.
Нарезка и упаковка: Готовую бумагу нарезают на листы нужного
размера и сворачивают в рулоны.
Современные новшества:
Экологичность: Многие фабрики используют меньше воды и
перерабатывают её несколько раз.
Переработка макулатуры: Из старой бумаги делают новую, что
помогает сохранять леса.
Специальные виды бумаги: Сегодня создают бумагу, которая не
промокает, не рвётся или даже светится в темноте!
Интересный факт. Из одной тонны макулатуры можно сделать столько же
новой бумаги, сколько из 4–5 деревьев. Поэтому сбор и переработка старой
бумаги очень важны для природы.
(Слайд 6)
Задание 2. (работа в паре)
Опираясь на текст «Производство бумаги» запиши в рабочей тетради
этапы производства бумаги в правильной последовательности:
__ измельчают
__ смешивают с водой
__ добавляют различные вещества
__ сущат
__очищают
__ рубят
__ пропускают через машины
(Слайд 7)
Ответ:
_3_ измельчают
_4_ смешивают с водой
_6_ добавляют различные вещества
_7_ сущат
_2_очищают
_1_ рубят
_5_ пропускают через машины
(Слайд 8)
Задание 3.
Выбери правильный вариант и запиши в тетрадь: основным сырьём для
современного производства бумаги является:
А) Хлопок
Б) Древесина
В) Пластик
Г) Металл
(Слайд 9)
Ответ: Б
(Слайд 10)
Фикультминутка
Буратино подтянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки – в стороны развел,
Ключик – так и не нашел,
Чтобы ключик тот достать
Надо чуть повыше стать.
(Слайд 11)
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (работа в группах)
Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БУМАГИ».
Цель:
Освоить методику разработки технологической карты для изготовления
изделия из бумаги (Буратино-кольцеброс).
Задание: Работа в группах.Запишите в правильной последовательности
операции в технологической карте изготовления динамической игрушки
«Буратино-кольцеброс» из картона (бумаги).
(Слайд 12)
Технологическая карта
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БУМАГИ «БУРАТИНО- КОЛЬЦЕБРОС»
№ п/п
Последовательность выполнения операций
Оформляем по желанию
Циркулем очерчиваем круг диаметром 6 см. В центре ставим точку
карандашом.Затем очерчиваем круг диаметром 4 см., вырезаем.
Обводим шаблон с обратной стороны картона
С помощью шила делаем отверстие в модели
Аккуратно вырезаем
Продеваем тесьму, завязываем. Второй конец тесьмы завязываем за
кольцо
(Слайд 13)
Ответ:
№ п/п
Последовательность выполнения операций
6
Оформляем по желанию
3
Циркулем очерчиваем круг диаметром 6 см. В центре ставим точку
карандашом.Затем очерчиваем круг диаметром 4 см., вырезаем.
1
Обводим шаблон с обратной стороны картона
4
С помощью шила делаем отверстие в модели
2
Аккуратно вырезаем
5
Продеваем тесьму, завязываем. Второй конец тесьмы завязываем за
кольцо
(Слайд 14)
5.Рефлексия
-Какую тему урока мы определили?
-Какую цель урока поставили?
-Достигли мы своей цели?
(Слайд 15)
6.Домашнее задание: по технологической карте выполнить игрушку
кольцеброс.
На доске:
Критерии оценки
1.Беседа с учителем – 1б
2.Задание № 1 – 1б
3.Задание № 2– 1б
4.Задание № 3– 1б
5.Практическая работа– 1-2-3б
6-7 б – «5»
4-5 б – «4»
3 б - «3»
2 б - «2»
1 б - «1»
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Урок № 14
Тема: Производство бумаги, история и современные технологии. Практическая работа
«Составление технологической карты выполнения изделия из бумаги».
Задание №1
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос:
1. Как называется процесс изготовления бумаги?
Производство бумаги
Бумага – это один из самых важных материалов в нашей жизни. Из неё делают
книги, тетради, журналы, газеты и многое другое. Но как же делают бумагу?
Процесс производства бумаги начинается с древесины. Сначала деревья
рубят и отправляют на специальные заводы. На этих заводах древесину
очищают и измельчают до состояния волокон. Эти волокна смешивают с водой
и получают массу, похожую на кашицу.
Затем эту массу пропускают через специальные машины, где она становится
тонкой и гладкой. Чтобы бумага была прочной и белой, в неё добавляют
различные вещества. После этого бумага проходит через валы, которые её
сушат и делают ещё более гладкой и прочной.
В конце бумага наматывается на большие рулоны, которые потом отправляют
на фабрики, где из них делают тетради, книги и другие изделия.
Так, благодаря труду многих людей и использованию современных технологий,
мы можем пользоваться бумагой каждый день. Важно помнить, что бумагу
нужно беречь и использовать с умом, ведь для её производства требуется
много древесины и воды.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ.
Сырьё для бумаги. Раньше бумагу делали в основном из дерева, но сегодня
используют:
Древесную щепу (из специально выращенных лесов)
Макулатуру (переработаннуюбумагу)
Иногда — растения, такие как бамбук, хлопок или даже ананасовые
листья
Основные этапы производства:
Измельчение:Древесиу или старую бумагу измельчают в мелкую
массу.
Промывка и очистка: Из массы удаляют примеси — песок, пластик,
скрепки.
Отбеливание (если нужно): Бумагу делают белой с помощью
безопасных химикатов.
Прессование и сушка: Влажную бумажную массу пропускают через
валики, которые удаляют воду и формируют гладкие листы.
Нарезка и упаковка: Готовую бумагу нарезают на листы нужного
размера и сворачивают в рулоны.
Современные новшества:
Экологичность: Многие фабрики используют меньше воды и
перерабатывают её несколько раз.
Переработка макулатуры: Из старой бумаги делают новую, что
помогает сохранять леса.
Специальные виды бумаги: Сегодня создают бумагу, которая не
промокает, не рвётся или даже светится в темноте!
Интересный факт. Из одной тонны макулатуры можно сделать столько же
новой бумаги, сколько из 4–5 деревьев. Поэтому сбор и переработка старой
бумаги очень важны для природы.
Задание 2. (работа в паре)
Опираясь на текст «Производство бумаги» запиши в рабочей тетради
этапы производства бумаги в правильной последовательности:
__ измельчают
__ смешивают с водой
__ добавляют различные вещества
__ сущат
__очищают
__ рубят
__ пропускают через машины
Задание 3.
Выбери правильный вариант и запиши в тетрадь: основным сырьём для
современного производства бумаги является:
А) Хлопок
Б) Древесина
В) Пластик
Г) Металл
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (работа в группах)
Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БУМАГИ».
Цель:
Освоить методику разработки технологической карты для изготовления
изделия из бумаги (Буратино-кольцеброс).
Задание: Работа в группах.Запишите в правильной последовательности
операции в технологической карте изготовления динамической игрушки
«Буратино-кольцеброс» из картона (бумаги).
Технологическая карта
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БУМАГИ «БУРАТИНО- КОЛЬЦЕБРОС»
№ п/п
Последовательность выполнения операций
Оформляем по желанию
Циркулем очерчиваем круг диаметром 6 см. В центре ставим точку
карандашом.Затем очерчиваем круг диаметром 4 см., вырезаем.
Обводим шаблон с обратной стороны картона
С помощью шила делаем отверстие в модели
Аккуратно вырезаем
Продеваем тесьму, завязываем. Второй конец тесьмы завязываем за
кольцо