Автор: Часовская Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС №8"
Населённый пункт: город Благодарный, Ставропольский край
Наименование материала: проект
Тема: "Путешествие в сказочную страну"
Дата публикации: 08.12.2021
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ»
Для детей младшего возраста
Воспитатель
МДОУ «ДС №8»
И.Н. Часовская
г. Благодарный
Проект «Путешествие в сказочную страну»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь-май.
Участники проекта: воспитатель 2-й младшей группы, педагог-психолог,
дети, родители.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», раздел
«Социализация,
развитие
общения,
нравственное
воспитание»;
«Речевое
развитие»,
раздел
«Художественная
литература»;
«Художественно-
эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность».
Актуальность: дошкольное воспитание как первое звено общей системы
образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом
этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения
широкого круга знаний и умений и навыков, развития его творческих
способностей, фантазии, воображения, но и моральных ценностей и правил.
Модернизация образовательной системы изменила требования к её качеству,
что в свою очередь заставляет искать более эффективные методы воспитания и
развития ребёнка. А что является наиболее близкими и понятными для него –
это,
конечно
же,
сказка.
Встреча
со
сказкой
для
детей
величайшая
необходимость и источники радости. Неслучайно, наверное, несколько лет
назад возродился самый древний в человеческой истории метод воспитания и
один из самых молодых методов в современной психолого-педагогической
практике-сказкотерапии.
Сказкотерапия – это направление, использующее ресурс сказок для решения
целого ряда задач: воспитание, образования, развитие личности и коррекция
поведения. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство
целенаправленного
педагогического
влияния
на
личность
с
целью
гармонизации эмоционального состояния ребёнка, развития его всесторонних
способностей. Являясь одним из современных методов коррекционной работы,
она широко используется педагогами практиками в их профессиональной
деятельности. Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде
всего, её уникальностью, так как представляет наблюдение и раскрытие
внутреннего и окружающего мира, осмысления пережитого моделирования
будущего, процесса подбора для каждого ребёнка его «личной» сказки. В
сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели
отношений,
определяются
ценности
и
идеалы,
которые
способствуют
формированию духовно здоровой, компетентной личности.
Цель: создание условий для формирования положительных нравственных
представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения
посредствам знакомства с миром сказок.
Задачи:
Снижение эмоционального напряжения;
Гармонизация эмоционального процесса: приучать детей общаться
спокойно, формировать доброжелательное отношение друг к другу, вести
себя уравновешенно; прививать умение контролировать свои эмоции.
Продолжать формировать элементарные представления, о том, что
хорошо и что плохо опыт правильной оценки хороших и плохих
поступков;
Воспитывать положительные качества личности: доброжелательность,
отзывчивость,
умение
сопереживать,
желание
оказать
помощь,
уверенность в себе.
Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог».
Предварительная работа
Подбор художественной литературы: р.н. и авторских сказок по заданной
теме.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала.
Подбор настольно-печатных и дидактических игр: «Сказочное лото»,
«Разрезные картинки», «По дороге сказок», «Из какой сказки гость?» и
т.д.
Подбор настольного и кукольного театра «Волк и семеро козлят»,
«Колобок», «Маша и медведь», на фланелеграфе «Репка», «Заюшкина
избушка», «Теремок».
Изготовление атрибутов и костюмов к драматизации сказок.
Изготовление мнемотаблиц.
Деятельность педагога
Разработка
методического
материала
(беседа,
информация,
консультация).
Подбор наглядного материала, литературы.
Подбор настольно-печатных, дидактических игр.
Оформление библиотеки р.н. и авторских сказок по заданной теме.
Деятельность детей
Прослушивание сказок, активное участие в беседах по тексту.
Рассматривание иллюстрационного материала
Просмотр мультфильмов, обмен впечатлениями.
Непосредственное
участие
в
настольно-печатных,
дидактических,
подвижных играх, играх-драматизациях, в изготовлении атрибутов к ним.
Активное участие в развлечениях.
Деятельность родителей
Участие в подборе иллюстрационного и художественного материала.
Участие в изготовлении атрибутов и костюмов к играм-драматизациям.
Чтение детям сказок и беседы по тексту.
Участие в подготовке развлечения и помощь в оформлении атрибутов и
изготовлении костюмов.
Прогнозируемый результат
Стабилизация эмоционального состояния детей.
Возникновение
у
детей
личной
и
нравственной
самореализации;
понимание общественного смысла нравственной нормы.
Усвоение детьми социальных норм выражения чувств, проявления
заботы, сочувствия, взаимопомощи.
Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в
работе с дошкольниками.
Этапы проекта
Содержание деятельности
педагог
дети
родители
Погружение в проект:
Определение и обсуждение
темы, сроков реализации
использование методов и
приёмов, определение
мотивов, участие детей в
предстоящей деятельности
Диагностика эмоционально-личностного
развития детей педагогом-психологом,
анализ деятельности
Участие детей в
диагностировании
эмоционально-
личностного развития
Знакомство родителей с
результатами
диагностирования.
Проведение
анкетирования на тему:
«Стабильность
эмоционального
состояния ребёнка».
Анализ
Октябрь
Подготовительный
Выбор идей, поиск путей
решения проблемы
Разработка методического материала
(беседы, анкеты, консультирование,
информации).
Подбор наглядного и художественного
материала дидактических, настольно-
печатных игр.
Разработка плана действий по совместной
деятельности детей и педагога по
формированию эмоционально-волевой
сферы, развития способностей к
эмоциональной регуляции и естественной
коммуникации
Изготовление атрибутов к
играм
Ознакомление родителей
с планом по работы по
проекту «Путешествие в
сказочную страну»;
привлечение их к
активному участию в
проекте. Консультация
для родителей
«Развивающая
сказкотерапия»
Ноябрь-апрель
Решение проблемы
Рассматривание сказок и беседа с детьми по
тексту, характеристика героев и оценка их
поступков.
Показ иллюстрационного материала.
Организация дидактических, настольно-
печатных и подвижных игр.
Организация изобразительной деятельности
детей.
Показ кукольного, настольного театра, на
фланелеграфе.
Показ мультфильмов.
Организация драматизации сказок,
вовлечение всех детей, создание
доброжелательной, творческой атмосферы
Прослушивание сказок,
участие в беседах по
тексту, в составлении
характеристики героев и
в оценке их поступков.
Рассматривание
иллюстрационного
материала. Участие в
дидактических,
настольно-печатных и
подвижных играх.
Участие в
изобразительной
деятельности. Просмотр
настольного, кукольного
театра, мультфильмов.
Активное участие в играх
Участие, а подборе
наглядного и
художественного
материала. Помощь в
приготовлении атрибутов
и изготовлении
костюмом. Чтение сказок
и беседа с детьми по
тексту
Май
Заключительный
Организация видеопризентации
«Путешествие в сказочную страну».
Организация и проведение развлечения
«Сказочное путешествие».
Проведение итоговой диагностики
эмоционально-личностного развития детей
педагогом-психологом, заключение по
результатам
Просмотр
видеопризентации
«Путешествие в
сказочную страну».
Активное участие в
развлечении «Сказочное
путешествие»
Ознакомление родителей
с результатами
диагностики
эмоционально-
личностного развития
детей, анализ.
Анкетирование по
оценкам эффективности
проекта
Результат:
Эмоциональное состояние детей стабильно;
Дети владеют навыками спокойного доброжелательного общения друг
с другом, со взрослыми;
Частично владеют умением контролировать свои эмоции и чувства;
Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что
плохо;
Сформирован опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
Развиты положительные качества личности: отзывчивость, доброжела-
тельность, умение сопереживать и желание оказать помощь.
Литература:
1.
Зинкевич - Евстенгеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.:речь, 2006.
2.
Зинкевич - Евстенгеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. –
СПб.: Речь 2006.
3.
Зинкевич - Евстенгеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.:
Речь, 2002.
4.
Аляблева Е.А. «Эмоциональные сказки» ТЦ Сфера», 2015.
5.
Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей.
Екатеренбург: У – Фактория, 2006.
6.
Алесеенко В.В.., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и разви-
тие личности ребёнка 2 – 7 лет. М.: ООО Издательство «Дом 21 век»,
2008.
Октябрь
Сказка: Репка.
Нравственный урок: вместе любое дело спорится.
Задачи:
Обучающая: обогащать словарь ребёнка за счёт звукоподражаний, имён
существительных, учить употреблять существительные в именительном
падеже единственном и множественном числе, приучать детей отвечать на
вопросы взрослого, не перебивать говорящего, слушать сказку по
мнемотаблице, знакомить с элементами драматизации.
Развивающая: развивать умение рассматривать иллюстрации, узнавать
изображённых героев, побуждать к выразительной передаче в мимике и
движениях эмоциональных состояний (просьба, радость).
Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
1 неделя
1. Знакомство со сказкой «Репка».
Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.
2. Лепка «Вот так репка»
2 неделя
1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.
2. Конструирование «Домик для друзей»
3 неделя
1. Показ на фланелеграфе сказки «Репка»
2. Рисование «Репка большая-пребольшая» (пальчиками)
4 неделя
1. Дидактическая игра «Овощи, фрукты».
2. Игра-драматизация
Ноябрь
Сказка: Волк и семеро козлят.
Нравственный урок: захотел побыть волк в козьей шкуре, да не вышло.
Задачи:
Обучающая: закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах,
расширять словарный запас за счёт имён существительных, глаголов,
закреплять умение детей отвечать на вопросы воспитателя, слушать сказку с
использованием мнемотаблицы, продолжать знакомить с элементами
драматизации.
Развивающая: развивать эмоциональную выразительность речи,
эмоциональной отклик на сказку побуждать к выразительной передачи в
мимике и движениях эмоциональных состояний (страх, радость, огорчение).
Воспитывающая: воспитывать умение сопереживать, желание помочь.
1 неделя
1. Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».
Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.
2. Лепка «Овощи для козлят»
2 неделя
1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.
2. Конструирование «Заборчик для козлят»
3 неделя
1. Показ на фланелеграфе театра «Волк и семеро козлят»
2. Рисование «Высокий забор»
4 неделя
1. Рассматривание картины «Коза с козлятами».
2. Игра-драматизация
Декабрь
Сказка: Теремок.
Нравственный урок: в тесноте да не в обиде.
Задачи:
Обучающая: закрепить знание детей о диких животных, развивать активную
речь детей, обогащать словарь детей существительными, выражениями из
текста сказки (зайчик-побегайчик, лисичка0сестричка и др.), учить
ритмизацией передавать характер героев.
Развивающая: развивать эмоциональный отклик на сказку, в мимике и
движениях передавать эмоциональные переживания героев (страх,
удивление)
Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
1 неделя
1. Знакомство со сказкой «Теремок».
Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.
2. Лепка «Брёвнышки для теремка»
2 неделя
1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.
2. Конструирование «Теремок для друзей»
3 неделя
1. Показ на фланелеграфе сказки «Теремок»
2. Рисование «Следы зверей» (пальцами)
1
неделя
1.Дидактическая игра «Кто спрятался».
Рассматривание иллюстраций из серии «Дикие
животные».
2. Игра-драматизация
Январь
Сказка: Колобок.
Нравственный урок: не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен
слишком.
Задачи:
Обучающая: обогащать слова ребёнка за счёт звукоподражаний имён
существительных, местоимений, учить употреблять в речи имена
существительные в именительном падеже, закрепить умение отвечать на
вопросы воспитателя.
Развивающая: развивать умение запоминать и воспроизводить некоторые
выражения из текста, интонаций и голосом передавать характер героев, по
настроению музыки догадываться об эмоциональных состояниях героев
сказки.
Воспитывающая: воспитывать положительные качества личности-
уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
1 неделя
1. Знакомство со сказкой «Колобок».
Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.
2. Лепка «Колобок»
2 неделя
1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.
2. Конструирование «Широкая дорожка»
3 неделя
1. Показ настольного театра «Колобок»
2. Рисование «Дорожка для Колобка»
1
неделя
1. Дидактическая игра «Угадай по описанию», «Найди
такой же» (форма)
2. Игра-драматизация
Февраль
Сказка: Заюшкина избушка.
Нравственный урок: не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Задачи:
Обучающая: продолжать учить детей слушать сказку по мнемотаблице,
отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей за счёт метких
выражений из сказки, прилагательными, знакомить детей с уменьшительно-
ласкательными названиями (зайчик, избушка, петушок), формами
повелительного наклонения (поди вон).
Развивающая: продолжать развивать умение эмоционально откликаться на
сказку, интонацией голоса и мимикой передавать характер героев, их
эмоциональное состояние (горе, печаль, смелость, отвага), по характеру
музыки догадываться о настроении героев (уныние, печаль, радость).
Воспитывающая: воспитывать положительные качества личности –
уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
1 неделя
1. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».
Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.
2. Лепка «Угощение для друзей»
2 неделя
1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.
2. Конструирование «Заюшкина избушка»
3 неделя
1. Показ сказки на фланелеграфе.
2. Рисование «Зёрнышки для петушка»
2
неделя
1. Дидактическая игра «Угадай описание», «Собери
картину»
2. Игра-драматизация
Март
Сказка: Маша и медведь.
Нравственный урок: научит горюна чужая беда.
Задачи:
Обучающая: знакомить со сказочными повторами, учить запоминать их и
воспроизводить, продолжать учить слушать сказку по мнемотаблице,
повторять небольшие выражения (сяду-сяду, съем-съем), расширять словарь
детей за счёт существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающая: продолжать развивать умение эмоционально откликаться на
сказку, интонацией голоса и мимикой передавать характер героев, их
эмоциональное состояние, по характеру музыки догадываться о настроении
героев, в мимике и жестах передавать это настроение.
Воспитывающая: воспитывать отзывчивость, умение сопереживать.
1 неделя
1. Знакомство со сказкой «Маша и медведь».
Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.
2. Лепка «Пирожок для Мишки»
2 неделя
1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.
2. Конструирование из счётных палочек «Ёлка»
3 неделя
1. Показ кукольного театра «Маша и медведь».
2. Рисование «Ягоды»
1
неделя
1. Дидактическая игра «Кто спрятался», «Кого не стало»
2. Игра-драматизация
Апрель
Сказка: Три медведя.
Нравственный урок: чьи хоромы, того и хлеб.
Задачи:
Обучающая: продолжать учить внимательно слушать сказку по
мнемотаблице, отвечать на вопросы воспитателя по тексту, учить передавать
ритмизацией движение героев (идёт медведь, Мишутка, бежит Машенька).
Развивающая: побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях
эмоциональных состояниях (удивление, огорчение, обида, страх), по
настроению музыки догадываться об эмоциях героев.
Воспитательная: воспитывать отзывчивость, умение сопереживать.
1 неделя
1. Знакомство со сказкой «Три медведя».
Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.
2. Лепка «Миска для Мишутки»
2 неделя
1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.
2. Конструирование «Мебель для Мишутки»
3 неделя
1. Показ настольного театра «Три медведя».
2. Рисование «Украсим чашку»
1
неделя
1.Дидактическая игра «Мебель», «Большой, маленький»
Рассматривание картинки «Медведи».
2. Игра-драматизация