Авторы: Исмангулова Оксана Васильевна, Королькова Виктория Станислвовна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности этики взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 08.12.2023
Раздел: дошкольное образование
О
собенности этики взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Исмангулова Оксана Васильевна, учитель-логопед МБДОУ № 12, г.Ростов-на-Дону
Королькова Виктория Станиславовна, старший воспитатель МБДОУ № 12,
г.Ростов-на-Дону
А.Н.
Леонтьев
назвал
дошкольное
детство
временем
первоначального
фактического складывания личности, временем созревания личностных механизмов
поведения. Это период приобщения ребенка к миру человеческих ценностей, время
установления первых взаимоотношений с людьми. Как раз в дошкольном возрасте в
жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. И к старшему
дошкольному возрасту, он, очевидно, предпочитает общество сверстника обществу
взрослого. Развитие этики взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного
возраста тесно связано с развитием личности ребенка и с тем, что баланс предметного и
личностного начал меняется на протяжении дошкольного возраста.
Д.Б.
Эльконин
предположил,
что
развитие
личности
ребенка,
возможно,
рассматривать как дифференциацию, и внутренние отношения «Я» и «Не-Я» ребенка.
Этот внутренний «Не-Я», с одной стороны, рассматривает и познает самого субъекта (и
тогда, по выражению М.М. Бахтина, «он смотрит на себя глазами другого»), а с другой
считается предметом обжалования и диалога (и тогда человек «смотрит в глаза другому»).
В обоих случаях при встрече с другим человек относит себя к другому, то есть относится
к нему. Отношение к себе и отношение к другому считаются разными, но прочно
объединенными
сторонами
единого
самосознания.
Онтогенетическое
развитие
индивидуальности ребенка и отношение к другому возможно представить как сложное
сплетение и взаимосменяемость этих двух принципов. Сознание ребенка сначала
диалогично, в нем постоянно есть другой. Функции и определенная персонификация этого
другого с возрастом изменяются. Вначале этим внутренним другим считается для ребенка
взрослый. На установленном этапе возрастного развития им становится сверстник. Этот
процесс представляет собой «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка,
становясь частью его самосознания. В период от 3 до 6-7 лет межличностные отношения
детей проходят весьма сложный путь возрастного развития, в котором возможно выделить
три основных этапа: - младший дошкольный возраст - 3 года; - средний дошкольный
возраст - 4 - 5 лет; - старший дошкольный возраст - 5 - 7 лет. Согласно разработкам Е.О.
Смирновой, общение детей дошкольного возраста со сверстниками на протяжении всего
периода
характеризуется
как
очень
содержательная
и
глубокая
деятельность,
удовлетворение потребности, в которой важно психическое удовлетворение детей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что с возрастом общение со сверстниками
для ребенка становится все более важным. Рассмотрим особенности формирования и
проявления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. К
старшему дошкольному возрасту ровесник становится для ребенка не только лишь
предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения по отношению к
сверстникам, отражают определенные изменения личности детей дошкольного возраста.
Усиление позиции расположения к ровеснику связанно с растущим интересом к его
личности: его своеобразному вкладу во взаимодействие, проявлению им первоначального
типа поведения, отношения к ситуации. Чувствительность к поведению сверстника
повышается: ребенок способен даже изменить свое враждебное отношение. Успехи
ровесника могут вызывать восхищение у ребенка. Е.О. Смирнова указывает на то, что к
шести
годам
существенно
возрастает
количество
просоциальных
действий,
эмоциональная вовлеченность в деятельности и переживания сверстников. Это связано с
развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм. Как показывают
наблюдения Е.О. Смирновой, поступки старших дошкольников далеко не всегда являются
произвольно регулируемым. Об этом говорит, в частности, одномоментное принятие
решений. Типично, что просоциальные действия старших дошкольников в отличие от
детей 4–5 лет постоянно сопровождаются положительными эмоциями, направленными
сверстнику. В большинстве случаев старшие дошкольники активно включены в действия
сверстника. Временами, вопреки запретам взрослого и правилам игры, они стараются
помочь ему, подсказать верный ход. В отдельных случаях дети даже возражают
взрослому, если тот делает замечания сверстнику. Все это может указывать на то, что
просоциальные действия старших дошкольников обращены не на положительную оценку
взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
Постепенно ровесник для детей дошкольного возраста становится не только предметом
сравнения с собой, но и самодостаточной личностью, а, следовательно, возрастает
эмоциональная вовлеченность в его действия. Равенство сверстников позволяет ребенку
непосредственно «навязать» свое отношение к воспринимаемому миру, к партнерству.
Отсюда следует, что потребность в сверстнике преобразуется от младшего дошкольного
возраста к старшему: от потребности в доброжелательном внимании и игровом
сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его
преобладающей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему
дошкольному возрасту с его нуждами не только в доброжелательном внимании, но и в
желании поделиться с ровесниками переживаниями. К старшему дошкольному возрасту,
дети начинают обдумывать не только свои действия, но и свои желания, чувства, мотивы,
которые, в отличие от действий, связывают и консолидируют личность ребенка в целом.
Это связано с развитием децентрации, в результате которой ребенок становится
способным понимать точку зрения другого. Дети дошкольного возраста обращаются к
сверстникам при большом эмоциональном возбуждении, во время просмотра диафильма
они всегда стремятся как раз к другому ребенку, а не к взрослому. Любопытство, восторг,
радость, обиду, ожидание дети не могут испытывать в одиночку, и, обязательно,
вовлекают в свои чувства сверстников. К шести годам у большинства детей, возникает
прямое и бескорыстное желание помочь сверстникам, подарить или уступить ему что-то.
Безоценочная эмоциональная вовлеченность в действия сверстника может говорить о том,
что ровесник стал для ребенка целостной личностью. Ребенок начинает принимать во
внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстниками - это не только условие
для достижения совместной цели, но и сама цель. Проявляются способности для взаимной
поддержки, общения, дошкольники делятся успехами и неудачами. Дети умеют
осознавать
эффективность
совместно
взаимодействующей
формы
организации
деятельности и ее построения в общих играх, конструировании, труде. В деятельности,
выстроенной по типу «совместно - дружно - вместе», а не типа «близко, но не вместе»,
формируются отношения обоюдной ответственности, зависимости и помощи - основа
коллективизма и товарищества. Ребенок пытается привлечь внимание. Он особенно
чувствителен к различным «признакам» отношения со стороны других детей. Тем не
менее, ребенок начинает замечать недостатки сверстников. Эта особенность восприятия
смешивается с ревнивым интересом ко всем его поступкам, действиям и оценкам.
Проявляется
также
потребность
ребенка
в
самопознании
и
положительном
самовосприятии. Становится понятно, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник
считается для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и общей
деятельности, не только средством самопознания, но и обязательной стороной его
самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сопоставление
себя со сверстниками и противопоставление ему преобразуется во внутреннюю общность,
которая создает более глубокие межличностные отношения у детей. По словам педагогов-
психологов сформированность межличностных отношений у детей старшего дошкольного
возраста проявляется в желании входить в контакт с окружающими («Я хочу»), умении
сформировать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, способностью
слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; в
знании норм и правил, которым нужно следовать при общении с окружающими («Я
знаю»). В отличие от детей младшего возраста у дошкольников 5-6 лет появляется новая
позиция - признание достоинств ровесника, иногда превосходящих собственные, и на
основе этого развивается чувство привязанности и дружбы. Дети восхищаются товарищем
(«Ты хорошая (ий), я с тобой дружу»). Между детьми начинается обмен равноценными
выражениями симпатии, нежности, заканчивающийся поцелуями. О новой позиции
свидетельствует и сообщение друг другу секретов. Количество личных контактов у детей
6-7 лет расширяется. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения,
вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми,
обсуждая события, выражает сочувствие. В связи с этим формируются дружеские
отношения. Дружба оказывает содействие на развитие конкретных нравственных качеств
ребенка: понимание, сострадание, уступчивость, взаимопомощь. Дружба обогащает
чувства ребенка, формирует их потребности и интересы, усиливает волевые черты
характера. Дружба создает желание не подвести товарища, не утратить его доверия, стать
самому лучше,
отважнее,
активнее.
Дружба чутких,
отзывчивых, внимательных,
выдержанных, организованных, дисциплинированных детей со сверстниками, у которых
еще не развиты эти качества, оказывает положительное влияние на последних, вызывая у
них стремление, быть лучше. Общение с друзьями приносит ребенку радость и
врожденную способность к подражанию, позволяет брать положительные качества,
«ловить» позитивные чувства и впечатления. Свои отношения с другими детьми, ребенок
строит по образцу отношений со своим другом. Особенностью действий и поступков
друзей является то, что они совершаются как потребность, продиктованная внутренними
побуждениями, без какого-либо внешнего действия со стороны взрослых. Таким образом,
отношения со сверстниками оказывают значительное влияние на личность ребенка,
содействуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и др.
Особое значение для развития личности ребенка, усвоения им самых элементарных
этических норм имеют отношения в игре, так как именно здесь определяются и реально
проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу
нравственного
развития
дошкольника,
создают
умение
общаться
в
коллективе
сверстников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Регуляторами для
взрослых отношений в дошкольном возрасте также становятся сверстники. Они
распределяют
роли,
следят
за
выполнением
правил
игры,
сюжет
наполнен
соответствующим содержанием и т. д. В этом возрасте отношения со сверстниками
становятся более важными, чем взаимоотношения с взрослыми. Ребенок дошкольного
возраста стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.
Таково в общих чертах отношение к сверстнику детей старшего дошкольного возраста.
Однако в этой связи существуют различные индивидуальные варианты. Есть и
проблемные формы межличностных отношений. Среди наиболее типичных для детей
дошкольного
возраста
вариантов
проявляются:
агрессивность,
чувствительность,
застенчивость, демонстративность. Выявление наличия подобных проблем у ребенка,
помогают принять во внимание имеющиеся особенности в отношениях ребенка -
дошкольника с другими детьми. Учитывая, что ребенок взаимодействует в группе детей,
следует рассмотреть межличностные отношения в группе. Группа детского сада -
целостное образование, представляющее собой неделимую функциональную систему со
своей структурой и динамикой. Существует сложная система межличностных отношений
членов группы в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными
ориентациями группы, устанавливающими, какие качества наиболее высоко ценятся в
нем. Межличностные отношения в группе сверстников существенно отражаются на
развитии личности ребенка. В детском саду, взаимоотношения и общение представляют
собой
относительно
стабильную
систему,
в
которой
любой
ребенок
занимает
определенное место. В группе детского сада существует три типа межличностных
отношений: 1) межличностные отношения, которые могут быть выявлены при анализе
объективной связи детей, как при взаимодействии в совместной деятельности и общении;
2) межличностные отношения,
выявленные в ходе рассмотрения
избирательных
отношений в группе; 3) тип отношений, которые возникают в системе существующих в
группе взаимных оценок детьми друг друга. В группе сверстников постепенно
формируется общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют
на развитие ребенка. Очень важна оценка со стороны группы сверстников в старшем
дошкольном возрасте. Ребенок часто старается воздерживаться от действий, вызывающих
неодобрение сверстников, стремится заслужить их позитивное отношение. Каждый
ребенок в группе имеет позицию, которая отражается на том, как к нему относятся
сверстники. Степень популярности, которыми пользуется ребенок, зависит от множества
причин его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения находить
контакты с другими людьми, внешности и т. д. Исследования Я.Л. Коломенского
показали, что в дошкольном возрасте симпатии и антипатии детей достаточно устойчивы
и объединены с определенными личностными качествами. Дети, которых выбрали
большинство их сверстников, обладают такими качествами, как дружелюбие, умение
помочь товарищу, пунктуальность, аккуратность, умение организовать игру, добавить
новые увлекательные элементы, знание правил игры и умение соблюдать их. Так
называемые, изолированные - дети, которые не пользуются симпатией сверстников, -
отличались
грубостью,
замкнутостью,
молчаливостью,
ябедничеством,
неумением
подчиняться
правилам
игры,
упрямством,
капризностью,
эмоциональной
неустойчивостью,
неопрятностью.
Влияют
на
межличностные
отношения
детей
дошкольного возраста их отношения с близкими - родителями, братьям, сестрами.
Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в умении делиться своими
впечатлениями, потребность в их оценке - все это вызывает самые разнообразные чувства:
радость, обиду, удовлетворение, разочарование, стыд, зависть к другим членам семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что за период дошкольного детства ребенок
проходит огромный путь в овладении социальным пространством с его системой
нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Следует также
обозначить, что межличностные отношения у детей не всегда выражают себя во внешних
действиях и считаются стороной сознания ребенка. К старшему дошкольному возрасту,
ребенок начинает принимать себя и другого как целостную личность, не сводимую к
отдельным качествам, вследствие чего становится возможным формирование личностного
отношения со сверстником. Велико влияние группы детского сада на формирование
межличностных отношений детей.
Литература.
1.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М.:
Либроком, 2014.- 216 с.
2.
Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. - №10. - С.
1317 - 1318.
3.
Яковлева И. Н. Развитие свободного общения дошкольников
/ И. Н.
Яковлева, С. Н. Самсонова // Общественные науки. Педагогика, 2014.- №7 - 8. - С. 152 -
154.