Напоминание

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания .


Автор: Михалькова Марина Петровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР " Фащевская срнедняя школа им. н,е, Колесника"
Населённый пункт: пгт Фащевка
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания .
Дата публикации: 08.12.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Технология развития критического мышления на уроках истории и

обществознания .

Критическое мышление как образовательная технология 1.1 Технология

развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч.

Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы

отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а

также

сотрудничества,

развивающего

обучения;

она

является

общепедагогической, надпредметной. Технология РКМ представляет собой

целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в

процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов

интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким

уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его

информационному полю.

В своей работе «Психология критического мышления» Дайана Халперн

определяет критическое мышление следующим образом: «Использование

таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность

получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и

целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». С

ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов

развития критического мышления, как на Западе (К.Мередит, Д.Стил,

Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О.

Загашев, И.В. Муштавинская и др.) и под критическим мышлением

понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий

уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. С точки

зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное

мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д.

Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в

школьной библиотеке: образовательная технология развития критического

мышления средствами чтения и письма» И.О.Загашев пишет: « Школьник,

умеющий

критически

мыслить,

владеет

разнообразными

способами

интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в

тексте

противоречия

и

типы

присутствующих

в

нем

структур,

аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже

немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует

уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно

использовать

самые

разнообразные

ресурсы.

На

уровне

ценностей,

критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с

информационными

пространствами,

принципиально

принимая

многополярность

окружающего

мира,

возможность

сосуществования

разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей». В чем

же

специфика

образовательной

технологии

развития

критического

мышления?

Во-первых,

учебный

процесс

строится

на

научно-обоснованных

закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых,

фазы

этой

технологии

(вызов,

осмысление,

рефлексия)

инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть

максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый

момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях

работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на

основе

принципов

сотрудничества,

совместного

планирования

и

осмысленности.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны

открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и

точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,

коммуникативность,

креативность,

мобильность,

самостоятельность,

толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей

деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы,

идейные установки отражают текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и

личного мнения;

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или

письменной речи;

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь

акцентировать на первом.

4)

Формирование

культуры

чтения,

включающей

в

себя

умение

ориентироваться

в

источниках

информации,

пользоваться

разными

стратегиями

чтения,

адекватно

понимать

прочитанное,

сортировать

информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную,

критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,

запуск механизмов самообразования и самоорганизации.



В раздел образования