Автор: Михалькова Марина Петровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР " Фащевская срнедняя школа им. н,е, Колесника"
Населённый пункт: пгт Фащевка
Наименование материала: статья
Тема: Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания .
Дата публикации: 08.12.2025
Раздел: среднее образование
Технология развития критического мышления на уроках истории и
обществознания .
Критическое мышление как образовательная технология 1.1 Технология
развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч.
Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы
отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а
также
сотрудничества,
развивающего
обучения;
она
является
общепедагогической, надпредметной. Технология РКМ представляет собой
целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в
процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов
интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким
уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
В своей работе «Психология критического мышления» Дайана Халперн
определяет критическое мышление следующим образом: «Использование
таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность
получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и
целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». С
ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов
развития критического мышления, как на Западе (К.Мередит, Д.Стил,
Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О.
Загашев, И.В. Муштавинская и др.) и под критическим мышлением
понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий
уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. С точки
зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное
мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д.
Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в
школьной библиотеке: образовательная технология развития критического
мышления средствами чтения и письма» И.О.Загашев пишет: « Школьник,
умеющий
критически
мыслить,
владеет
разнообразными
способами
интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в
тексте
противоречия
и
типы
присутствующих
в
нем
структур,
аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже
немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует
уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно
использовать
самые
разнообразные
ресурсы.
На
уровне
ценностей,
критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с
информационными
пространствами,
принципиально
принимая
многополярность
окружающего
мира,
возможность
сосуществования
разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей». В чем
же
специфика
образовательной
технологии
развития
критического
мышления?
Во-первых,
учебный
процесс
строится
на
научно-обоснованных
закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых,
фазы
этой
технологии
(вызов,
осмысление,
рефлексия)
инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть
максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый
момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях
работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на
основе
принципов
сотрудничества,
совместного
планирования
и
осмысленности.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны
открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и
точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
коммуникативность,
креативность,
мобильность,
самостоятельность,
толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей
деятельности.
3) Развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы,
идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и
личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или
письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь
акцентировать на первом.
4)
Формирование
культуры
чтения,
включающей
в
себя
умение
ориентироваться
в
источниках
информации,
пользоваться
разными
стратегиями
чтения,
адекватно
понимать
прочитанное,
сортировать
информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную,
критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,
запуск механизмов самообразования и самоорганизации.